Актуальность Среди социальных групп, испытывающих наибольшие трудности при проведении экономических реформ в России, люди с ограниченными возможностями здоровья занимают особое место. Они острее воспринимают экономическое и социальное неравенство, несостоятельность государства при обеспечении социальных гарантий. Численность инвалидов в стране постоянно растет! С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в нашей стране была заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов. Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса и достижение материальной независимости инвалидов с ориентацией на общепризнанные международные стандарты. Вместе с тем, положение инвалидов на рынке труда остается весьма сложным. Проблема профессиональной реабилитации и социально-трудовой адаптации людей с ОВЗ особенно обострилась в условиях переживаемого страной финансового кризиса. Медленно реформируется система профессионального образования инвалидов, не обеспечивается необходимый уровень финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений. Значительные трудности в реализации равных прав со здоровыми людьми связаны также с особенностями отношения нашего общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Общество не просто должно знать, что есть инвалиды, оно должно постоянно получать правильную информацию об их жизни и проблемах. «Проект социальной адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет» как раз направлен на социальное партнерство. Сущность проекта Инвалидам для полноценного развития необходима взаимная связь с внешним миром. Эту проблему может решить Интернет, который становится все ближе. Им Интернет может дать то, чего в обычной жизни им так не хватает: предоставить шанс “жить полноценной жизнью”, почувствовать себя личностью. Круг общения инвалидов обычно ограничен. Интернет же позволяет завести знакомых в любой точке земного шара. Он хорош тем, что при сетевом общении не важен ни возраст, ни цвет кожи, ни внешность собеседника. На первый план выходит его внутренний мир. Все это практически нивелирует барьеры, мешающие свободному общению: в Интернете все равны. То, как к тебе будут относиться другие участники виртуального мира, во многом зависит от тебя. Кроме общедоступных форумов, существуют специализированные, созданные для инвалидов и их опекунов. Они делятся своими проблемами, способами их решения или просто общаются. Инвалиды, несмотря на доступность различных СМИ, зачастую не имеют возможности своевременно следить за изменениями в законодательстве. В Интернете поистине безграничные возможности для тех, кто хочет как-то себя проявить. Чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, необходимо обладать знаниями. К сожалению, инвалиды ограничены в возможности получить полноценное образование. Но на помощь могут прийти различные технологии дистанционного обучения, многие из которых используют Интернет-ресурс. Метод удаленной работы через Интернет (“фриланс”) медленно, но верно завоевывает российский рынок труда. Социальная, научная и практическая значимость Реализация проекта позволит увеличить число поступающих выпускников школ РМЭ до 100 человек, кроме того, обучаться смогут и те люди с ОВЗ, которые окончили школу несколько лет назад. Приемная комиссия будет рассылать всем школам РМЭ, где обучаются дети-инвалиды, информационные бюллетени для всех поступающих. Абитуриентов, желающих поступить в МОСИ, посещают консультанты-студенты психологи на дому. Такая консультативная служба не является всеобъемлющей и не оказывает специализированной помощи. Но она необходима для того, чтобы абитуриент и МОСИ взаимно подтвердили намерение сотрудничать друг с другом. Планируется внедрение дистанционной программы довузовской подготовки абитуриентов - инвалидов. Консультативная служба оказывается востребованной в случаях, когда определенного рода страхи студента мешают эффективному процессу обучения. Скорее всего, это реакция на новый предлагаемый образ жизни. Помощь абитуриентам и студентам-инвалидам в прохождении этого трудного психологического периода может стимулировать рост самоуверенности и успеваемости. Значение для развития психологии Аудитория Цель проекта: Для реализации цели проекта предлагается решение следующих задач: Основное содержание проекта и его этапы (2009-2012 гг.) Результаты Опубликовано пособие «Проект социально-психологической адаптации, профессионального образовании и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет». Публикации в сборниках научных статей Всероссийских конференций и СМИ РМЭ. Реализация проекта в долгосрочной перспективе
Реализация «Проекта социально- психологической адаптации, профессионального образования, трудоустройства людей с ограниченными возможностями на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет» будет способствовать формированию не только новой социальной сети, но и реальному достижению людьми с ограниченными возможностями здоровья равных прав на образование и активную творческую жизнь.
- Реализуется комплексная программа по работе с инвалидами на базе Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Межрегиональный открытый социальный институт». Программа включает работу по социальной и психологической адаптации инвалидов, способствует их общению, самореализации, профессиональному образованию и трудоустройству.
- Организация работы сайта «Мир, открытый для общения».
Комплексный подход к решению проблем людей с ОВЗ, включающий в себя образование, трудоустройство, общение, консультирование специалистов, творческую самореализацию, вовлечение в общественную жизнь; использование коммуникационных возможностей сети Интернет.
Создан сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья, изучаются социально-психологические проблемы людей с ОВЗ, изучаются психолого-педагогические условия их успешной социально-психологической адаптации.
Люди всех возрастных групп с ограниченными возможностями здоровья
• на основе использования коммуникационных инструментов сети Интернет способствовать социальной и психологической адаптации адаптации, получению профессионального образования, трудоустройству, самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья;
• через проведение заочных и он-лайн консультаций со специалистами помочь выработать людям с ограниченными возможностями здоровья конкретные практические шаги для реабилитации и раскрытия своих потенциальных способностей и начать использовать их в своей жизни;
- организация работы сайта «Мир, открытый для общения»;
- предоставление информации о возможности получения профессионального и дополнительного образования с использованием дистанционных технологий обучения в МОСИ;
- повышение активности молодых инвалидов и их родителей в реализации права на образование;
- мониторинг круга проблем, характерных для людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Марий Эл;
- индивидуальное консультирование специалистами разных социальных сфер по запросам посетителей сайта;
- организация социального партнерства для обеспечения самореализации неограниченных (безграничных) способностей людей с ограниченными возможностями здоровья;
- участие студенческой молодежи- будущих психологов в социальном партнерстве;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении творческого потенциала инвалидов.
Механизм реализации проекта предполагает организацию работы сайта «Мир, открытый для общения» и состоит из 6 этапов: информационный, координационный, методический, организационный, практическая реализация проекта, аналитический.
Основным инструментом реализации проекта, его целей и задач, является Интернет-ресурс, который решает проблемы социальной и психологической адаптации, профессионального образования и трудоустройства людей с ОВЗ.
Описание проекта
В качестве основного механизма достижения поставленных целей и задач выступает сайт «Мир, открытый для общения». Реализация проекта состоит из 6-ти этапов.
I. Информационный этап. Этот этап включает в себя получение информации о положении людей с ОВЗ в стране и республике.
II. Координационный этап, общая На этом этапе происходит отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы в качестве волонтеров. Целью проекта является активизация широкого круга студенческой молодежи, в том числе и будущих психологов, вовлечение ее в сферу социального партнерства и формирование у них активной гражданской позиции.
III. Методический этап. На этом этапе проводится обсуждение проекта рабочей группой, утверждается календарный план мероприятий. На первом этапе создается материально-техническая база проекта, разрабатывается бизнес-план, план маркетинга, обсуждается содержание страниц сайта.
IV. Организационный этап. Данный этап включает два основных события: создание сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений о сотрудничестве.
V. Практическая реализация проекта. Основные мероприятия данного этапа - это обслуживание сайта проведение консультаций психологами, юристами людей с ОВЗ.
VI. Аналитический этап. В рамках этого этапа предполагается обобщение результатов всех предыдущих этапов, анализ реализации проекта, оценка эффективности проделанной работы. На этом этапе происходит формализация конкретных результатов проекта и написание отчетов. Руководитель проекта представляет отчет о работе волонтеров, используя количественные и качественные показатели. Планируется проведение круглого стола с приглашением представителей всех ведомств и структур, работающих с инвалидами, для подведения итогов реализации проекта.
Создан сайт «Мир, открытый для общения».
200 пользователей сайта. Администратором стал студент с ОВЗ.
Успешная реализация проекта будет способствовать:
- становлению активной гражданской позиции и позитивных жизненных стратегий у студенческой молодежи;
- образованию позитивного общественного мнения в отношении потенциала инвалидов;
- повышению качества подготовки специалистов.
Авторы: