Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат И.С. Якиманской «Лицом к подростку (психологическое сопровождение подростков, совершивших правонарушение)»

Актуальность, научная и практическая значимость
Обычная психокоррекционная работа с детьми и подростками всегда приносит положительные результаты. Однако, ситуация, связанная с подростками-правонарушителями, является несколько иной. В жизни молодых людей произошли события, которые как бы «искривили» то пространство, где они жили.

В результате - жить по-старому они разучились, то, как жили недавно – не подходит, общество не приняло их такими,  как жить дальше они не знают. С помощью психокоррекционной работы мы совместно с подростками и их родителями искали способы «нового видения жизни». Однако «прежний опыт» и «новая теория» сложно соотносятся, к тому же есть огромное количество людей, которые не хотят изменений подростков, все это  обычно приводит к возвращению к прежним формам поведения.

Чтобы такого не произошло, необходимо создать условия, при  которых новые формы поведения получили бы реальное воплощение через опыт. Другими словами, молодые люди должны попробовать жить по-другому.

Таким образом, нами предлагалось с целью получения молодыми людьми нового опыта, либо придумать самим, либо присоединиться к уже имеющимся социальным проектам и в течение полугода реализовать их. При этом, на наш взгляд, коррекционная работа более эффективна, если подростки сами придумывают проект, сами его финансово просчитывают, сами реализуют и получают результат.
В нашем проекте  принимали в этом активное участие волонтеры-студенты старших курсов, что позволило, занимаясь параллельно коррекционной работой, создать условия для изменения молодых людей, закрепить их и, по возможности, сделать экологическую проверку этих изменений.

Основное содержание работы
Целью проекта являлась организация и проведение профилактической работы с подростками – правонарушителями, имеющими условные сроки осуждения.

Задачи проекта:
1. Подготовка и апробирование программы социально-психологической адаптации и реабилитации подростков-правонарушителей.
2. Заключение договоров с заинтересованными структурами для устойчивости проводимых мероприятий.
3. Набор подростков, волонтеров, психологов для реализации программы.
4. Анализ и описание результатов, подготовка методического пособия по окончании проекта.

Участниками проекта являются как физические, так и юридические лица, а именно: подростки-правонарушители,  негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт консультирования и тренинга «Статус», в том числе слушатели и психологи-преподаватели; студенты-волонтеры  старших курсов; специалисты Ювенального суда (Промышленный район муниципального образования г. Оренбург), занимающиеся подростками-правонарушителями; Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области; члены семей подростков-правонарушителей.

В процессе работы нашей  работы  использовались следующие методы:
А) Супервизия – индивидуальная и групповая
- для психологов,
- для студентов- волонтеров,
- для руководителей проекта.
Б) Индивидуальное консультирование
- для студентов-волонтеров,
- для подростков,
- для членов семей подростков.
В) Методические тренинги и тренинги личностного роста
- для студентов-волонтеров,
- для членов семей подростков,
- для подростков.
Г) Игровые формы работы с выездом за пределы города, экскурсии, спортивные мероприятия, посещение музеев и театров, обучение на курсах.
Д) Психологическая диагностика подростков-правонарушителей с целью набора участников проекта (входная и выходная),

На основе диагностических данных нами отобрано совместно с судом Промышленного района города Оренбурга 20 подростков-правонарушителей.

В течение полугода они:
1. Еженедельно посещали  группы встреч.
2. Ежемесячно участвовали в общих собраниях.
3. Прошли  у психолога 5 индивидуальных консультаций.
4. Посетили Молодежный клуб (не менее двух раз в месяц).
5. Участвовали  в трех психологических  тренингах.
И, шестое, самое главное – разработали  и реализовали социальный проект (совместно со студентами-волонтерами).

Работа была  организована по трем линиям:
А) Психологическая поддержка.
Б) Обучение изменению себя и окружающего мира через опыт.
В) Личностная работа (через волонтеров, родителей и др.).

На наш взгляд, именно комплексная  форма позволила подросткам выйти из их традиционной среды общения и закрепить новое.

Нельзя утверждать однозначно, что все подростки изменились и начали жить совершенно по-другому. Пилотный проект – это всегда эксперимент. Но именно внимание окружающих людей позволило подросткам задуматься и что-то изменить в своей жизни.

Дополнительно была организована работа с родителями. Ее цель - создать условия чтобы родители осознали и приняли новые формы взаимодействия с собственными детьми. Нами был организован «Клуб для родителей», который проходил один раз в две недели. Он нес функцию информирования, «воспитания» родителей, ответов на возникающие вопросы. Дополнительно часть родителей приняла участие в тренинговых группах.

Результаты, выводы 
Данный проект является первым в Оренбургской области. Опыт работы Ювенальных судов достаточно мал, да и сам по себе, без социально-психологической адаптации подростков, их поддержки и реабилитации, не может изменить молодых людей в положительную сторону.

В то же время соединение Ювенального суда и системы социально-психологической адаптации и реабилитации (поддержки) подростков позволило нам:
1. Сформировать новую систему работы с подростками-правонарушителями;
2. По-новому взглянуть на организацию профилактической работы (в частности, на работу волонтеров);
3. Проанализировать результаты пилотного проекта и подготовить методические рекомендации для работы с молодежью;
4. Снизить количество дезадаптированных подростков в Оренбургской области, и, как следствие, количество правонарушений. Наши подростки до настоящего времени допустили только один рецидив. 

Список литературы:

Якиманская И.С. Особенности безопасности образовательной среды, профессионального выбора, асоциального поведения, системы помощи и поддержки, свободного времени подростков Оренбургской области. Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях: материалы 4 международной научно-практической конференции Телефонов доверия 2-4 октября 2009 года/ сост. Гончарова Л.Г., Елдышова О.А. – Астрахань: Агенство по делам молодежи Астраханской области, 2009.- с.219-220
Якиманская И.С. Безопасность образовательной среды в представлениях подростков Оренбургской области. Человек в современном образовательном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2009 года/науч.ред. Е.В. Чмыхова.- М.,Изд-во СГУ, 2009.-с. 285-292
Якиманская И.С. Система помощи и поддержки современных подростков Оренбуржья. Личность в межкультурном пространстве: Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. Москва, РУДН, 19-20 ноября 2009г. Ч.1.- М., РУДН, 2009.- с.208-211
Якиманская И.С. Представления современных подростков об отклоняющемся поведении и ценностных ориентации. Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире: Материалы международной научной конференции.- Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2009. – с.293-299
Якиманская И.С. Безопасность образовательной среды и страхи современных подростков. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. Казанский государственный университет, 12-14 ноября 2009 г./Под. ред. С.В. Петрушина. — Казань: Издательство «Отечество», 2009. — 561-565
Якиманская И.С. PSYCHOLOGICAL AID TO JUVENILES AND CAPACITIES OF THE PERSON-CENTERED APPROACH. XI INTERNATIONAL FORUM FOR THE PERSON-CENTERED APPROACH
Ershovo, May 4-10th, 2010
Якиманская И.С. Подросток как субъект психологического сопровождения безопасности образовательной среды. Субъект деятельности, общения, и профессионального развития: теоретические и прикладный аспекты: Материалы международной научно-практической конференции.- Уфа, Изд-во ООО «Владиаль», 2010.- с.304-309
Якиманская И.С. Психологическое здоровье и возможности его поддержки у подростков в условиях средней школы (результаты исследования подростков Оренбургской области). Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва 27-29 января 2010г.): Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.- М., Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010 - с. 269-270
Якиманская И.С. Личностное самоопределение подростков в образовательной среде и опыт психологического сопровождения. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 27-28 сентября 2010 года. / отв. Ред. А.В. Капцов. – Самара: СамЛюксПринт, 2010.- с. 307-310
Якиманская И.С. Подросток и семья: возможности психолого-педагогического сопровождения. Семья и личность: проблемы взаимодействия: международный сборник научных статей/ под ред. И.В. Ткаченко, Е.А. Соболевой, А.М. Дохоян, Л.Г. Лисицкой.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2010 – с. 372-381

13.01.2011
Широбоков Дмитрий Петрович, Якиманская Ирина
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su