Реферат И.С. Якиманской «Лицом к подростку (психологическое сопровождение подростков, совершивших правонарушение)»
Актуальность, научная и практическая значимость В результате - жить по-старому они разучились, то, как жили недавно – не подходит, общество не приняло их такими, как жить дальше они не знают. С помощью психокоррекционной работы мы совместно с подростками и их родителями искали способы «нового видения жизни». Однако «прежний опыт» и «новая теория» сложно соотносятся, к тому же есть огромное количество людей, которые не хотят изменений подростков, все это обычно приводит к возвращению к прежним формам поведения. Чтобы такого не произошло, необходимо создать условия, при которых новые формы поведения получили бы реальное воплощение через опыт. Другими словами, молодые люди должны попробовать жить по-другому. Таким образом, нами предлагалось с целью получения молодыми людьми нового опыта, либо придумать самим, либо присоединиться к уже имеющимся социальным проектам и в течение полугода реализовать их. При этом, на наш взгляд, коррекционная работа более эффективна, если подростки сами придумывают проект, сами его финансово просчитывают, сами реализуют и получают результат. Основное содержание работы Задачи проекта: Участниками проекта являются как физические, так и юридические лица, а именно: подростки-правонарушители, негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт консультирования и тренинга «Статус», в том числе слушатели и психологи-преподаватели; студенты-волонтеры старших курсов; специалисты Ювенального суда (Промышленный район муниципального образования г. Оренбург), занимающиеся подростками-правонарушителями; Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области; члены семей подростков-правонарушителей. В процессе работы нашей работы использовались следующие методы: На основе диагностических данных нами отобрано совместно с судом Промышленного района города Оренбурга 20 подростков-правонарушителей. В течение полугода они: Работа была организована по трем линиям: На наш взгляд, именно комплексная форма позволила подросткам выйти из их традиционной среды общения и закрепить новое. Нельзя утверждать однозначно, что все подростки изменились и начали жить совершенно по-другому. Пилотный проект – это всегда эксперимент. Но именно внимание окружающих людей позволило подросткам задуматься и что-то изменить в своей жизни. Дополнительно была организована работа с родителями. Ее цель - создать условия чтобы родители осознали и приняли новые формы взаимодействия с собственными детьми. Нами был организован «Клуб для родителей», который проходил один раз в две недели. Он нес функцию информирования, «воспитания» родителей, ответов на возникающие вопросы. Дополнительно часть родителей приняла участие в тренинговых группах. Результаты, выводы В то же время соединение Ювенального суда и системы социально-психологической адаптации и реабилитации (поддержки) подростков позволило нам: Список литературы: Якиманская И.С. Особенности безопасности образовательной среды, профессионального выбора, асоциального поведения, системы помощи и поддержки, свободного времени подростков Оренбургской области. Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях: материалы 4 международной научно-практической конференции Телефонов доверия 2-4 октября 2009 года/ сост. Гончарова Л.Г., Елдышова О.А. – Астрахань: Агенство по делам молодежи Астраханской области, 2009.- с.219-220
Обычная психокоррекционная работа с детьми и подростками всегда приносит положительные результаты. Однако, ситуация, связанная с подростками-правонарушителями, является несколько иной. В жизни молодых людей произошли события, которые как бы «искривили» то пространство, где они жили.
В нашем проекте принимали в этом активное участие волонтеры-студенты старших курсов, что позволило, занимаясь параллельно коррекционной работой, создать условия для изменения молодых людей, закрепить их и, по возможности, сделать экологическую проверку этих изменений.
Целью проекта являлась организация и проведение профилактической работы с подростками – правонарушителями, имеющими условные сроки осуждения.
1. Подготовка и апробирование программы социально-психологической адаптации и реабилитации подростков-правонарушителей.
2. Заключение договоров с заинтересованными структурами для устойчивости проводимых мероприятий.
3. Набор подростков, волонтеров, психологов для реализации программы.
4. Анализ и описание результатов, подготовка методического пособия по окончании проекта.
А) Супервизия – индивидуальная и групповая
- для психологов,
- для студентов- волонтеров,
- для руководителей проекта.
Б) Индивидуальное консультирование
- для студентов-волонтеров,
- для подростков,
- для членов семей подростков.
В) Методические тренинги и тренинги личностного роста
- для студентов-волонтеров,
- для членов семей подростков,
- для подростков.
Г) Игровые формы работы с выездом за пределы города, экскурсии, спортивные мероприятия, посещение музеев и театров, обучение на курсах.
Д) Психологическая диагностика подростков-правонарушителей с целью набора участников проекта (входная и выходная),
1. Еженедельно посещали группы встреч.
2. Ежемесячно участвовали в общих собраниях.
3. Прошли у психолога 5 индивидуальных консультаций.
4. Посетили Молодежный клуб (не менее двух раз в месяц).
5. Участвовали в трех психологических тренингах.
И, шестое, самое главное – разработали и реализовали социальный проект (совместно со студентами-волонтерами).
А) Психологическая поддержка.
Б) Обучение изменению себя и окружающего мира через опыт.
В) Личностная работа (через волонтеров, родителей и др.).
Данный проект является первым в Оренбургской области. Опыт работы Ювенальных судов достаточно мал, да и сам по себе, без социально-психологической адаптации подростков, их поддержки и реабилитации, не может изменить молодых людей в положительную сторону.
1. Сформировать новую систему работы с подростками-правонарушителями;
2. По-новому взглянуть на организацию профилактической работы (в частности, на работу волонтеров);
3. Проанализировать результаты пилотного проекта и подготовить методические рекомендации для работы с молодежью;
4. Снизить количество дезадаптированных подростков в Оренбургской области, и, как следствие, количество правонарушений. Наши подростки до настоящего времени допустили только один рецидив.
Якиманская И.С. Безопасность образовательной среды в представлениях подростков Оренбургской области. Человек в современном образовательном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2009 года/науч.ред. Е.В. Чмыхова.- М.,Изд-во СГУ, 2009.-с. 285-292
Якиманская И.С. Система помощи и поддержки современных подростков Оренбуржья. Личность в межкультурном пространстве: Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. Москва, РУДН, 19-20 ноября 2009г. Ч.1.- М., РУДН, 2009.- с.208-211
Якиманская И.С. Представления современных подростков об отклоняющемся поведении и ценностных ориентации. Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире: Материалы международной научной конференции.- Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2009. – с.293-299
Якиманская И.С. Безопасность образовательной среды и страхи современных подростков. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. Казанский государственный университет, 12-14 ноября 2009 г./Под. ред. С.В. Петрушина. — Казань: Издательство «Отечество», 2009. — 561-565
Якиманская И.С. PSYCHOLOGICAL AID TO JUVENILES AND CAPACITIES OF THE PERSON-CENTERED APPROACH. XI INTERNATIONAL FORUM FOR THE PERSON-CENTERED APPROACH
Ershovo, May 4-10th, 2010
Якиманская И.С. Подросток как субъект психологического сопровождения безопасности образовательной среды. Субъект деятельности, общения, и профессионального развития: теоретические и прикладный аспекты: Материалы международной научно-практической конференции.- Уфа, Изд-во ООО «Владиаль», 2010.- с.304-309
Якиманская И.С. Психологическое здоровье и возможности его поддержки у подростков в условиях средней школы (результаты исследования подростков Оренбургской области). Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва 27-29 января 2010г.): Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.- М., Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010 - с. 269-270
Якиманская И.С. Личностное самоопределение подростков в образовательной среде и опыт психологического сопровождения. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 27-28 сентября 2010 года. / отв. Ред. А.В. Капцов. – Самара: СамЛюксПринт, 2010.- с. 307-310
Якиманская И.С. Подросток и семья: возможности психолого-педагогического сопровождения. Семья и личность: проблемы взаимодействия: международный сборник научных статей/ под ред. И.В. Ткаченко, Е.А. Соболевой, А.М. Дохоян, Л.Г. Лисицкой.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2010 – с. 372-381
Широбоков Дмитрий Петрович, Якиманская Ирина