Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат И.С Якиманской « Школа консультирования и тренинга»

Актуальность, научная и практическая значимость
Наша  трехлетняя образовательная программа основана на  нескольких базовых идеях, предложенных нами самостоятельно  и на основе имеющегося опыта подготовки и дополнительного образования специалистов помогающих профессий.
1. Обучение опытом.
2. Создание обучающегося сообщества.
3. Построение логики обучения от индивидуального консультирования  к групповой работе и далее к работе с семьей и организацией.
4. Активное привлечение социальной среды в работу образовательной программы.

Основное содержание работы
Реализация идеи обучения опытом связана  с построением специально организованного пространства в самом учреждении  и обеспечении его эффективности  в условиях образовательной программы «Школа консультирования и тренинга».  Специфичность данного пространства  связана с созданием  обучающей и развивающей среды,  организации исследовательской и поддерживающей деятельности в групповых условиях.

Обучение опытом предполагает обеспечение следующих условий -  безопасность, дружественность среды, создание поддержки и мотивации исследования, обеспечение активности группы в направлении, задаваемом учебным курсом, отреагирование, обобщение полученного опыта.  Кроме этого, для расширения навыков, полученных в первые два года обучения, на третий год слушателям предлагается стажировка, важной составляющей которой является фасилитационное участие в различных формах работы  Школы, реализуемой на базе учебного процесса в рамках младших курсов.

Деятельность практикующего специалиста, работающего с людьми, связана с постоянным обучением. Мы практикуем две формы обучения – для преподавателей – обучение с помощью обучения других и  для слушателей – обучение в большой группе. Кроме этого, преподаватели регулярно (1-2 раза в год) участвуют в различных обучающих тренингах проводимых приглашенными  специалистами (психологи Санкт-Петербургского Института консультирования и психотерапии «Гармония», Профессиональной Психотерапевтической Лиги и др.). Слушатели за три года обучения участвуют в 28 тренинговых семинарах.

Еще один важный момент нашей технологии – разделение консультативной помощи и обучения. Консультативную помощь, личную поддержку обеспечивают индивидуальные консультации (30 за три года), участие в группах личностного роста. Профессиональную поддержку, обучение и сопровождение обеспечивает участие в семинарах-тренингах  и супервизорских группах. Мы уделяем много внимания актуализации личностного ресурса для обучения. По нашему мнению, специалист помогающих профессий – это, прежде всего, здоровая личность, знакомая с собственными переживаниями, душевными кризисами и умеющая использовать их как инструмент психологической помощи.

Обучение работе с системами – важный аспект нашей работы по образовательной программе. Мы основываемся на технологиях гештальт-подхода, психосинтеза и др., идее о невозможности полного формального описания живой, постоянно изменяющейся системы,  необходимости контакта с ней, какой бы величины она ни была. В форме активного обучения слушатели знакомятся с системой индивидуальной человеческой психики, идеями глубинного бессознательного и сознания, психического и телесного, устойчивого и ситуативного. Обсуждаются возможности психологической помощи в ситуации индивидуального консультирования. Затем следует исследование системы человеческой группы как целостности, групповой динамики, эффектов лидерства и групповых процессов. Слушатели в процессе обучения создают свой первый план тренинга, представляют группе его фрагмент для супервизии. Следующая, более сложная система, изучаемая в Школе – семья; участникам работы предлагается для изучения и применения технология системного подхода в работе с семьями. В учебных условиях участники проводят консультирование семьи, обсуждают пути и приемы возможной работы с семьями. В заключении рассматриваются организационные системы, их динамика и закономерности изменений, эффекты, связанные с лояльностью, компетентностью персонала, подходами к сопровождению изменений в организации. Все изучаемые закономерности иллюстрируются ролевыми играми и драматизациями из личного опыта самих участников.

Активное привлечение социальной среды обеспечивается путем связи образовательной программы «Школа консультирования  и тренинга» с другими направлениями работы нашей организации. Так, слушатели Школы проводят индивидуальное консультирование клиентов, ведут проекты  по работе с подростками, обеспечивают работу клубов – «Психологический театр», «Инсайт», проводят мастерские в рамках различных конференций. Так же они реализуют социальные проекты, созданные в Школе, на различных базах – в рамках деятельности городского и областного комитета по делам  молодежи, городских и областных телефонов Доверия (ТД) (в настоящее время выпускники создают ТД в ИКТ «Статус»).

Результаты, выводы
Многогранность нашего проекта состоит в объединении множества современных технологий  дополнительного образования специалистов помогающих профессий, поддержке инициативы обучающихся, их новых идей.  Новизна связана с использованием современных подходов к организации деятельности в рамках программы. Мы - первые в нашем регионе (нами не обнаружено подобного опыта) организовали самоокупаемый проект дополнительного образования специалистов помогающих профессий, создали команду психологов-профессионалов, нацеленных на предоставление качественных психологических услуг,  желающих делать это в условиях рыночной экономики и социальной направленности. 

Список литературы:

Якиманская И.С. Обучение через опыт как форма подготовки психолога (тезисы доклада). Северная психологическая конференция: Материалы научно-практической конференции. – Вологда, 2003. – с. 44
Якиманская И.С. Новый подход к дополнительному образованию специалистов помогающих профессий. Материалы международной научно-практической конференции «Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур», Издательский дом «Астраханский университет»- 2007, с. 96-100
Якиманская И.С. Школа консультирования и тренинга: базовые идеи и психолого-педагогические технологии. Материалы четвертой национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» Москва, 2007, с. 68-70
Якиманская И.С. Дополнительное образование специалистов помогающих профессий – основное содержание и предмет обучения (на примере программы школы консультирования и тренинга). Материалы 4 Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное Российское образование».- ОАО Тверская областная типография, Москва, 2008. с. 255-256
Якиманская И.С. Применение активных методов и технологий сотрудничества при подготовке эффективного консультанта. Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта. Материалы 1 международной научно-практической конференции. Казань, Казанский государственный университет, 26-27 марта 2009 года./ под ред. С.В. Петрушина.-Казань: Издательство «Отечество», 2009.- с. 508-512
Якиманская И.С. Обучение консультированию и тренингу в условиях дополнительного образования. Современные технологии в образовательном процессе. Материалы Шестого Всероссийского научно-методического семинара с международным участием 21-24 сентября 2010 года. Под ред. И.Б. Доценко.- г. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.- с. 134-137
Якиманская И.С. Обучение консультированию и тренингу в условиях научно-образовательного центра. Развитие системы научно-образовательных центров и ее влияние на качество подготовки научных и научно-педагогических кадров./ Науч. Ред. К.Г. Боголицын. – Архангельск: ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет», 2010.- с. 19-23

13.01.2011
Широбоков Дмитрий Петрович, Якиманская Ирина
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su