Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Отзыв на проект Т.В. Бегловой «VI Всероссийская Неделя школьной психологии: «Психологическая Одиссея»

26 июня – 1 июля в Сочи состоялась VI Всероссийская неделя школьной психологии «Психологическая одиссея». Инициатива ее проведения традиционно принадлежит Центру психологического сопровождения образования «Точка Пси» (рук. – М.Р. Битянова) и газете «Школьный психолог» (гл. ред. – И.В. Вачков). Профессиональный форум объединил 142 специалиста из 28 регионов России, а также из Белоруссии и Латвии. В их числе педагоги-психологи, ученые и преподаватели психологических и педагогических отделений вузов,  педагоги и директора образовательных учреждений, специалисты и руководители ППМС-центров. Лейтмотивом программы форума стала тема «Психолог образования: путь в профессию – дорога к себе».

Во вступительном слове М.Р. Битянова (Москва) выделила два варианта проблемных отношений между психологической наукой и практикой. Это ситуации, когда теоретические разработки не несут в себе потенциала, необходимого для их полноценного прикладного и практического приложения, и ситуации, когда практическим психологам не хватает культуры методологической рефлексии, а соответственно - глубины понимания теоретических построений и их практической ценности.

В.И. Слободчиков (Москва) в утреннем монологе «Ойкумена, или Гуманитарно-антропологическая методология современного образования» поделился с участниками мнением о том, что за кризисом системы образования просматриваются признаки более общего антропологического кризиса нашей цивилизации. Одним из безусловных вызовов современности является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы воспроизводства «человеческого в человеке». Из всех форм общественной практики именно образование призвано решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В современных концепциях и программах развития образования появляется принципиально новое измерение – гуманитарно-антропологическое. Фактически речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего, подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Программу дня продолжили проблемные лекции. А.В.Шувалов (Москва) рассказал, что применительно к современному отечественному образованию можно выделить три типа центрации педагогической мысли: технократический, гуманистический и антропологический. Они существенно различаются своими исходными положениями и могут быть описаны как базовые образовательные модели. Ценность антропологической модели состоит в том, что она привносит идею полноты образования и эвристичное представление о педагогической деятельности как об антропо-практике – практике вочеловечивания человека. При этом она интегрирует в себя другие модели и функции образования, приводя их на основе принципа иерархии (соподчинения) к состоянию согласия и взаимодополнения. Такой настрой системы образования назван «симфонией». Е.А. Александрова (Саратов) предприняла попытку систематизации представлений о традиционных и инновационных методах воспитания. М.Ю.Чибисова (Москва) сосредоточила внимание слушателей на проблеме повышения уровня осведомленности родителей, педагогов и администрации образовательных учреждений относительно специфики и форм деятельности практических психологов образования.

В жанре педагогической беседы В.А. Ясвин (Москва) представил основанную на идеях Я. Корчака типологию образовательных сред, поделился авторским методом векторного моделирования образовательных сред, обосновал критерии развивающей образовательной среды и рассмотрел технологии ее психолого-педагогического проектирования.

В завершении рабочего дня состоялись мастер-классы авторитетных специалистов. О.В. Хухлаева (Москва) поделилась опытом целенаправленного использования позитивного внушения в индивидуальной и групповой работе с детьми, педагогами и родителями. Л.Д. Мардер (Северодвинск) продемонстрировала, как спонтанные игры и манипуляции с красками, бумагой, водой и сыпучими материалами позволяют решать психокоррекционные задачи в работе с детьми. И.В. Вачков (Москва) обосновал возможности русской мифологии для групповой и индивидуальной работы психологов с педагогами и родителями. Мастер-класс Л.Д. Лебедевой (Ульяновск) по жанру представлял психологическую игру-путешествие с элементами художественного творчества и арт-терапии, в которой специалистам образования предлагалось исследовать свои личностные и профессиональные ресурсы.

В прологе второго дня М.Р. Битянова заострила внимание на важном для специалиста гуманитарного профиля умении ставить перед собой и коллегами вопросы, которые позволяют проблематизировать ситуацию, искать новые и эффективные решения, осмысливать профессиональный опыт, которые становятся путеводной нитью профессионального пути.

М.М. Безруких (Москва) в утреннем монологе «Дамоклов меч или Школьные трудности: проблемы, психологическая помощь» раскрыла физиологический, медицинский, социальный, педагогический и психологический аспекты школьной неуспеваемости. Описала основные эндогенные и экзогенные причины трудностей в обучении. Под школьными трудностями понимается весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению способности к обучению. Определила факторы риска, которые требуют пристального внимания со стороны профессионалов образования: 1) стрессы, обусловленные дефицитом времени освоения учебных программ; 2) несоответствие технологий и методик обучения особенностям отдельных детей; 3) интенсификация обучения; 4) нерациональная организация учебных процессов; 5) недостаточная компетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей; 6) отсутствие налаженной системы взаимодействия педагогов, специалистов и родителей; 7) отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни; 8) нарушения психического здоровья родителей, антисоциальное поведение родителей, конфликтные ситуации в семьях и проблемы родительско-детских отношений. Обосновала преимущества комплексного подхода к решению проблем предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости детей.

Работу дня продолжили мастер-классы. ММ. Безруких сделала критический обзор средств диагностики и комплексной помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Т.А.Филиппова (Москва) предложила методику выявления причин трудностей обучения письму и технологию разработки программы комплексной помощи детям. О.В. Хухлаева поделилась опытом реализации программы «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)». М.Ю.Чибисова продемонстрировала компактные интерактивные приемы, позволяющие оптимизировать участие психолога в родительском собрании.

Е.А. Александрова в рамках педагогической беседы предложила поразмышлять над вопросом: «Как помочь воспитательной системе школы работать, а не существовать на бумаге?»

М.М. Семаго (Москва) в ходе «монолога корифея» затронул онтологические основания современной психологической науки и предложил авторскую трактовку закономерностей общего психического развития человека.

Во второй половине дня состоялась серия мастер-классов. В.А. Ясвин представил технологию экспертно-проектного сопровождения психологической службой инновационного развития школы и соответствующий методический комплекс. М.М. Семаго и Н.Я. Семаго прокомментировали особенности психического развития детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра и поделились опытом психологического сопровождения данной категории учащихся в условиях инклюзивного образования. А.Ф. Шадура (Москва) сделал обзор проблемы раннего выявления жестокого обращения с детьми. С.И. Шевченко (Москва) предложила методику проведения тематических семинаров для родителей, посвященных профилактике «рисков», затрагивающих современных подростков, таких как асоциальное поведение, компьютерная зависимость, алкоголизация и табакокурение.

Завершили день дискуссионные клубы, на которых затрагивались следующие вопросы: «Ценностно-смысловые противоречия современного отечественного образования», «Инклюзивное образование: троянский конь или анти-Спарта», «Между Сциллой и Харибдой: путь от личностной самоидентификации к профессиональной», «Проблемы психолога, и что он с ними делает».

Открывая третий день форума, М.Р. Битянова признала непростое положение психолога в современном российском образовании: в отличие от других работников школы ему по-прежнему приходится доказывать свою необходимость. И.В. Вачков рассмотрел заблуждения, бытующие в обыденном сознании и искажающие образ профессионального психолога, а затем сопоставил их с мифологемами, порождаемыми внутри профессионального сообщества.

На мастер-классах А.В.Шувалов и Т.А. Боева поделились опытом  коррекционно-реабилитационной работы и психологического сопровождения ребенка с признаками «мауглизации» и нарушенного процесса самоидентификации. Н.А. Сакович (Минск) представила систему психологического сопровождения детей, переживающих горе и утрату близких. Л.Д. Мардер  познакомила присутствующих с особенностями проведения психологической экспертизы по определениям суда и заявкам отделов опеки. И.В. Вачков, сопоставив путь героя в русской мифологической традиции и путь психолога в процессе развития школьной психологической службы, обратил внимание слушателей на то, как национальный менталитет влияет на современную психологию.

Затем вниманию слушателей были предложены проблемные лекции «Психодидактика, или чему и как учить современного ребенка» (М.Р. Битянова) и «Кризисы образа «Я» как «Ахиллесова пята» специалистов образования» (Л.Д. Лебедева).

Эстафету подхватили авторские мастерские, на которых Т.А. Боева (Москва) поделилась опытом построения системы профессиональной деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении; А.А. Ковалевская (Москва) раскрыла различные подходы работы психолога с педагогическим коллективом школы; А.В. Маликова (Павловск) рассказала о возможностях тематического урока «моя судьба в моих руках» в работе со старшеклассниками; Ю.Б. Мукосеева (Москва) предложила методические средства повышения учебной мотивации у детей.

Открывая программу заключительного дня форума, М.Р. Битянова заметила, что профессии психолога в образовании присуща особая мера соотношения свободы и зависимости: с одной стороны она четко ограничена прикладным, служебным характером работы, с другой – в ней всегда есть место для творчества и профессиональной самореализации специалиста.

В рамках утренних монологов А.Ф. Шадура изложил основные положения трансмодельного подхода в психологии и психотерапии. В.И. Слободчиков сделал обзор исторических этапов становления психологической науки и определил место и значение христиански ориентированной психологии как знания интегрирующего человеческую реальность, раздробленную классическими формами познания. Без такого исцеляющего знания невозможно строить современную гуманитарную практику – образования и нравственного воспитания, социальной работы и здравоохранения – как практику вочеловечивания человека.

М.Р. Битянова выступила на методическом семинаре «Психолог вне стен своего кабинета: формирование запроса».

Эпилогом конференции стали мастер-классы и проектные мастерские опытных педагогов и психологов. Е.А. Кац (Москва) показала, как можно воспитывать у учащихся эстетическое восприятие художественного текста и прививать интерес к чтению. Е.А. Мухаматулина (Москва) рассказала, как ориентировать родителей учащихся в потоке современной психологической литературы. Е.А. Александрова познакомила слушателей с древнегреческими играми и рассказала, как их можно использовать на школьных переменах в работе с детьми разных возрастных категорий. Д.А. Тюттерин (Москва) поделился навыками создания и сопровождения детских и взрослых творческих сообществ. Шадура обозначил современное понимание границ между психологическим консультированием, коррекцией и психотерапией. Г.Б. Свешникова и С.А. Гришакова (Москва) раскрыли ресурс ролевой игры в развитии и закреплении опыта позитивного взаимодействия между родителем и ребенком. С.В. Алехина (Москва) сосредоточила внимание коллег на практике включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников в условиях класса и образовательного учреждения в целом. Н.А. Сакович представила алгоритм деятельности педагога-психолога при сопровождении детей из социально-неблагополучных семей. А.Ф. М.Ю. Чибисова вскрыла перипетии практического взаимодействия психологов и педагогов и предложила поискать возможности их преодоления. Л.Д. Мардер поделилась опытом координации деятельности регионального профессионального психологического сообщества. Е.А. Мухаматулина продемонстрировала, как наглядные материалы могут помочь школьному психологу в работе с родителями.

Совместными усилиями организаторов и участников программа форума была реализована в полном объеме. Высокий уровень организации, мастерство ведущих, содержательность и актуальность мероприятий обеспечили атмосферу заинтересованности, творческой вовлеченности и доброжелательности. VI Всероссийская неделя школьной психологии стала ярким и запоминающимся событием в жизни профессионального сообщества психологов образования. Пожелаем ее героям достойного продолжения своей «профессиональной одиссеи».

Шувалов Александр Владимирович, кандидат психологических наук.

Данный отзыв был опубликован в журнале «Вопросы психологии» №5, 2010.г.

13.01.2011
Шувалов Александр Владимирович
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su