Реферат Т.В. Бегловой «VI Всероссийская Неделя школьной психологии: «Психологическая Одиссея»
Актуальность, практическая значимость Неделя школьной психологии предоставляет им такую возможность. Но и для представителей науки важно понимать актуальные запросы современного образования. Неделя школьной психологии по своему жанру – особое мероприятие. Она совмещает академичность и практическую направленность, обучение и обмен личным опытом, диалог и дискуссию, научный спор и игру. Величайшей ценностью Недели является атмосфера профессионального равенства и взаимоуважения. На Неделю приезжают разные люди: у них разный профессиональный опыт и различный социальный статус, разные стартовые условия, различные достижения. Но всех их встречает Неделя, и всем она дарит уникальные возможности для творчества и развития. Цели: Основное содержание работы В основе игровой составляющей VI Всероссийской недели школьной психологии «Психологическая Одиссея»– греческая мифология. Это - глубокие, мощные метафоры и культурные аналогии, которые позволили участникам по-новому посмотреть на свою профессиональную деятельность. Жизнь Недели предстала в виде многоактной древнегреческой пьесы. Участники Недели стали ее зрителями, персонажами, и авторами. Профессионально – содержательное направление было задано такими формами, как мастер – классы и круглые столы, дискуссионные клубы и лекции, проектно – аналитические и обучающие семинары. Ведущими этих мероприятий были известные специалисты, среди которых академик, доктор психол.наук В.И.Слободчиков, академик, доктор биол.наук М.М.Безруких, доктор психол. наук А.И.Савенков, доктор психол. наук Л.Д.Лебедева, доктор пед. наук О.В. Хухлаева и другие. Мастер – классы и мастерские были проведены психологами – практиками, приехавшими на Неделю в качестве участников. Параллельно работали 4-5 ведущих, а в течение дня каждый участник смог посетить не менее 3-х разноплановых мероприятий. На Неделе участникам было предложено много форм для того, чтобы выразить свое отношение к происходящему, сделать запрос конкретным ведущим, или к организаторам в целом. Это позволяло оперативно откликаться на происходящее, организовывать обсуждения актуальных вопросов, создавать ситуации для встреч людей с общими профессиональными идеями, или проблемами. Аудитория Результаты и выводы
В последние годы проходит большое количество конференций, семинаров, круглых столов и так далее для психологов – практиков. Чаще всего объединение специалистов происходит вокруг темы, или направления, в котором работает специалист. Неделя школьной психологии - место встречи специалистов, работающих в системе образования. Школьная психология - относительно молодое направление деятельности. Педагоги – психологи, во многом, - первопроходцы. На сегодняшний день не наработано устоявшихся профессиональных традиций, нет единого понимания в том, какие цели и задачи должны решать психологи образования, не отработана нормативная база. Кроме того, в школе, как правило, работает один психолог. Часто у специалиста нет возможности обсудить
вопросы с коллегами, получить профессиональную обратную связь и поддержку. Далеко не в каждом регионе эффективно работают методические объединения психологов. Это, с одной стороны, способствует росту творческой активности специалистов, с другой – провоцирует чувство профессиональной неуверенности, тревогу. Неделя школьной психологии предоставляет возможность обсудить проблемы, находки, актуальные вопросы, как с коллегами «по цеху», так и с представителями науки, способствует профессиональному росту и развитию, создает условия для формирования общего профессионального пространства.
Кроме того, психологи, работая в образовательных учреждениях, накопили большой опыт, нуждающийся в методологическом осмыслении, анализе и экспертизе.
1. Профессиональная и эмоциональная поддержка психологов, работающих в образовании;
2. Создание ситуации для формирования профессионального сообщества;
3. Повышение квалификации специалистов.
Неделя школьной психологии «Психологическая Одиссея» прошла с 26 июня по 01 июля 2010 года, в городе Сочи. Неделя школьной психологии традиционно имеет две составляющие: профессионально – содержательную и игровую. Первая определяет наполнение мероприятий, направленных на повышение квалификации. Вторая - создает общую атмосферу Недели, погружает всех участников в общее эмоциональное пространство.
В VI Всероссийской неделе школьной психологии «Психологическая Одиссея» приняли участие 142 специалиста из 28 регионов России (педагоги – психологи, руководители психологических служб, менеджеры образовательного процесса, преподаватели вузов). Присутствовали психологи из Белоруссии и Латвии.
1. Неделя школьной психологии «Психологическая Одиссея» позволила встретиться специалистам, работающим в разных образовательных учреждениях, в разных регионах страны.
2. Было создано уникальное пространство для повышения квалификации и профессионального общения специалистов. Все участники Недели получили свидетельства о повышении квалификации.
3. Несомненное достижение Недели – формирование профессиональных связей между специалистами.
4. Участники, проводившие авторские мероприятия в рамках Недели, получили возможность опубликовать свои статьи, методические разработки на страницах газеты «Школьный психолог».
Беглова Татьяна Владимировна, Битянова Марина