Реферат Н.П. Балеевских «Маленькие ступеньки в большую жизнь» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте в наше время из разряда дискуссионных проблем не часто имеет возможность переходить в разряд практических. Согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 года, каждый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательных учреждений и получить при этом необходимую специализированную помощь. В настоящее время особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии. Появление в семье психически или физически неполноценного ребенка, как известно, влечет за собой тяжелые эмоциональные переживания родителей и других близких взрослых, сложность социально-психологической адаптации, проблемы внутрисемейных отношений, в том числе нарушение сбалансированного отношения к другим детям, и т.п. Особенно явно проявляется и особенно тяжело протекает дезадаптация родителей в кризисные моменты, когда встает вопрос о прогнозе состояния ребенка и возможностях его развития и обучения. Но подобного рода новшества не сразу приобретают практический характер и тем более реализуются в сельской местности. В последнее время родители детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в небольших населенных пунктах, все чаще пытаются говорить о необходимости посещения их детьми дошкольных учреждений, для общения со сверстниками, педагогами. Сами же родители хотели бы получить информационную поддержку (по вопросам воспитания, развития детей) и эмоциональную поддержку (общение, беседы, консультации). В связи с данной актуальной проблемой разработан и реализован долгосрочный проект «Маленькие ступеньки в большую жизнь». Проект состоит из двух основных этапов: 1 этап – Открытие группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2 этап – Создание кружка для детей с ограниченными возможностями по подготовке к обучению в школе. 1 этап проекта. Открытие группы кратковременного пребывания (ГКП) для детей с ограниченными возможностями на базе МДОУ Детский сад «Снежинка» 2008-2009 уч.год. Цель ГКП: Создание условий для посещения ДОУ детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первый этап был реализован с использованием средств гранда, полученных в результате победы в VIII конкурсе социальных и культурных проектов «ООО ЛУКОЙЛ – ПЕРМЬ». На конкурс был представлен проект «Маленькие ступеньки». Цели и задачи проекта Задачи: На протяжения первого этапа, продолжительность которого 10 месяцев, была открыта группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными диагнозами (ДЦП, синдром Дауна, синдром Сотоса, детский ранний аутизм, эпилепсия, косоглазие). Для комфортного пребывания в ДОУ для детей приобретены – сухой бассейн, световая пузырьковая колонна, пуфы, спортивный комплекс «Геркулес». 2 этап проекта. Создание кружка для детей с ограниченными возможностями по подготовке к обучению в школе. Цель кружка: Создание условий для подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью информационных технологий. Задачи: Для организации данного кружка были привлечены средства гранда, полученные в результате участия в IX конкурсе социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». На конкурс был предоставлен проект «Маленькие ступеньки – СТУПЕНИ В ШКОЛУ» для детей с ограниченными возможностями. Цель проекта: Открытие в детском саду кружка «Ступени в школу» для детей с ограниченными возможностями для знакомства с информационными технологиями. Задачи проекта: На втором этапе проекта был организован кружок, приобретены ноутбуки, проектор и экран на штативе. Знакомство детей с информационными технологиями позволило разнообразить индивидуальные занятия, позволило детям с ограниченными возможностями здоровья заниматься в подгруппах совместно со здоровыми детьми. Таким образом, проект «Маленькие ступеньки в большую жизнь, дал возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям получить психологическую и эмоциональную поддержку. Дети получили возможность общаться со сверстниками, расслабляться, снимать мышечное напряжение, учиться контролировать себя, заниматься используя ПК, что явилось важнейшим стимулом и толчком к развитию и обучению (приложение 1). А главное дети поверили в то, что их возможности не настолько ограничены.
Задачи ГКП:
1. Создание для детей с ограниченными возможностями здоровья условий для общения со сверстниками.
2. Информационная поддержка родителей (выпуск информационно-психологической газеты, информационных листов.)
3. Психологическая и эмоциональная поддержка детей и родителей (беседы, консультации, совместные мероприятия)
Цель: Организовать группу кратковременного пребывания для детей-инвалидов.
1. Сформировать группу.
2. Создать условия (подготовить помещение, приобрести оборудование, составить режим работы, подбор кадров)
4. Реализация проекта.
5. Организовать информационно-просветительскую работу с родителями.
По мере посещения данной группы, возникла потребность: знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с информационно-компьютерными технологиями.
1.Знакомство с ПК
2.Обучение простейшим навыкам владения ПК.
3.Создание положительного эмоционального настроя.
4.Сохранение психологического здоровья.
1. Открытие кружка.
2. Создать условия (приобретение оборудования)
3. Организовать информационно-просветительскую работу с родителями (информационные листы, беседы).
Надежда Петровна Балеевских. Пермский край, п