Реферат Н.В. Cидоровой «Коррекционно-развивающее обучение леворуких детей 3-7 лет» коррекционно-развивающая программа»
Цель: коррекция отклонений в развитии познавательной сферы дошкольников, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие головного мозга (термин «леворукие» использован условно). Задачи: Адресат: предназначена педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений. Актуальность: Неуклонно растет количество детей, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие (леворукие). Если в начале 20-го века количество леворуких составляло 5%, то в настоящее время в среднем по России достигает 15%, а в условиях районов Крайнего Севера -25%. Рост леворуких вызван климатическими условиями, освоением новых территорий, экологией, ухудшением состояния здоровья матери и ребенка в пре- и перинатальные периоды развития. Увеличением количества детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции. Современные образовательные программы по-прежнему рассчитаны на праворуких детей, без учета функциональной асимметрии полушарий головного мозга и основываются на логических операциях, увеличивая тем самым количество неуспевающих детей. Леворукие дети в отличие от праворуких имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при подборе развивающих программ, структуре занятия. Работа с ребенком требует дифференцированного подхода, с учетом его индивидуальных особенностей, знания особенностей усвоения материала, особенностей его психического развития. Выбор темы обусловлен отсутствием коррекционно-развивающих программ для леворуких детей и актуальностью проблемы в условиях Крайнего Севера. Условия реализации: не ограничены. Показания и противопоказания к применению: Рекомендована для дошкольников, имеющих отклонения в развитии познавательной сферы с ярко выраженным доминирующим правым полушарием. С детьми, склонными к эпилептическим припадкам, дыхательные упражнения выполнять после консультации специалиста. Краткая характеристика содержания: Программа включает в себя комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов: память, внимание, мышление, восприятие с учетом особенностей детей, имеющих ярко выраженное доминирующее правое полушарие головного мозга. Коррекционно-развивающая работа осуществляется по следующим направлениям: В соответствии с намеченными направлениями работы занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Занятия рекомендуем начинать с установления контакта с ребенком - свободная игра, беседа, рисование. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям, стимулирующим работу мозолистого тела головного мозга. Вследствие чего достигается более высокая скорость переработки информации. С учетом психологических особенностей детей задания предлагаются небольшие по объему, с постепенным усложнением и повторением. Каждое занятие содержит группу упражнений по данной теме, что позволяет психологу, учитывая индивидуальные особенности психического развития ребенка, настроение, работоспособность, варьировать их количество от двух и более. Занятия располагаются по двум возрастам: младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Деление это условно, если задания не входят в зону ближайшего развития ребенка, необходимо обратиться к более легкому материалу, а затем постепенно усложнить его. Форма проведения: занятия проводятся как индивидуально, так и микрогруппами (до 4-х человек). Продолжительность одного занятия приблизительно 40 мин. Частота проведения - 1-2 раза в неделю. Разнообразие методов и включение в работу всех органов чувств позволяет избегать переутомления детей и достичь максимального эффекта. Методы и приемы: используются имитационные развивающие игры, психогимнастика, дыхательные упражнения, беседы, диагностика эмоционального Структура занятия: Сроки реализации программы: занятия проводятся в течение учебного года с декабря по март. Результативность: Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми служит нормализация эмоционального состояния ребенка, трансформация полученных навыков саморегуляции в личный опыт ребенка, достаточный уровень развития психических процессов: восприятие, память, внимание, мышление и т.д., положительное отношение к процессу обучения. Перспективы использования: Количество леворуких детей постоянно растет. В недалеком будущем леворукость станет нормой, так же, как сейчас праворукость. Поэтому необходимо менять подход к образовательным программам.
1. Создание благоприятного эмоционального фона и доверительного отношения.
2. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Активизация работы головного мозга.
4. Коррекция развития психических процессов.
5. Формирование положительного отношения к процессу обучения.
6. Обучение навыкам рефлексии собственного эмоционального состояния.
7. Построение занятия с использованием всех органов восприятия.
- оказание помощи ребенку по нормализации эмоционального состояния, снятия стресса, тревожности;
- организация предметно-развивающей среды ребенка с учетом его зоны ближайшего развития;
- дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов.
- формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки.
- обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния.
- формирование положительного отношения к процессу обучения.
состояния, выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, чтение и обсуждение художественных произведений, ауторелаксация.
1. Установление контакта.
2. Приветствие.
3. Дыхательные упражнения.
4. Основная часть.
5. Разминка.
6. Релаксация.
7. Рефлексия.
8. Прощание.
Наталья Сидорова. Ноябрьск