Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат О.А. Фиофановой «Психология взросления и воспитательные практики нового поколения»

Научная новизна и практическая значимость
Книга Фиофановой О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. – Ижевск: Эрго, 2010.

Психолого-социальные проекты Института ювенальных практик, представленные на сайте Академии социального проектирования и управления инновациями - serdcegoroda.ru

Выявлены и обоснованы закономерности социальных ситуаций взросления, на основе которых разработаны новые формы воспитательных практик, что является вкладом в развитие психологии воспитания, психосоциальной работы с подростками и молодёжью.

Основное содержание работы, её этапы
Январь–март 2010г. – выявление проблем взросления подростков в социальных институтах; установление закономерностей социальных ситуаций взросления, разработка воспитательных практик.

Апрель-июнь 2010г. –  создание в структуре  межрегиональной автономной некоммерческой организации - Института ювенальных практик. Реализация психолого-социальных проектов, консультирование по вопросам герменевтики пространства взросления, закономерностей психологии взросления и реализации воспитательных практик нового поколения.

Июль – декабрь 2010г. – диагностика изменений пространств взросления в социальных институтах;  расширение географии сотрудничества в реализации воспитательных практик нового поколения. 

В книге охарактеризована современная психология взросления, проведён институциональный анализ процессов взросления в социальных институтах и определены психосоциальные проблемы взросления. Мифологичность основана на отсутствии целостного понимания феноменов взросления: самостоятельность понимается взрослыми как «самостоятельность в учебной деятельности», которая в сознании воспитывающего взрослого не связана с социальной самостоятельностью, трактуемой как «своеволие»; трансляция «свободы» даётся подросткам в положительном значении «разрешенной бездеятельности», а они понимают свободу как противопоставление ответственности. Асубкультурность (пренебрежение пониманием молодёжной субкультуры) - в большинстве социальных практик в центре внимания не подросток, а взрослый, попавший в специфические условия воспитания, т.к. образ подростка обычно связывается со специфическими воспитательными задачами, исходящими не от него. Стратификация обусловлена возрастной дифференциацией, облегчающей работу педагогам, но затрудняющей взросление, что  провоцирует подростков на «застревание» в своей страте, на восприятие искаженных признаков взрослости. Аномичность - взрослые как носители нормы отвергаются подростками, а сами нормы взросления становятся безликими; воспитание не выдерживает конкуренции с «просвещением» СМИ, дающих ориентиры: как надо выглядеть взрослому (мода), что надо иметь (реклама), как надо жить (телешоу). Псевдодеятельность - преобладание в практике  недеятельностных форм воспитания с ориентацией на процесс: игры, шоу, конкурсы, а не на продукт с социально-культурными ритуалами для осмысления взрослости. Нерефлексивность - неосознаваемое сочетание требования «взрослости» (взрослого поведения) с ожиданием  «детскости» (детского поведения) – та структура внутри которой обретает свою психологическую реальность противоречивый стереотип подростка как «взрослого невзрослого» или «невзрослого взрослого».

На основе психологического исследования феноменологии взросления (метод событийного интервью) автором обоснованно утверждается, что изменение психологии взросления современных подростков актуализирует необходимость разработки воспитательных практик нового поколения.

В исследовании выявлены закономерности социальных ситуаций взросления, что является основой проектирования воспитательных практик. Потенциальность - многообразие возможностей, содержащихся в любых обстоятельствах взросления: спектр вероятностных линий развития субъекта (прочитанная в нужный момент книга, важная встреча, случайное наблюдение значимой ситуации несут в себе возможности изменения жизненного пути взрослеющего подростка). Интенциальность раскрывает содержащийся в каждом моменте социальной ситуации развития побудительный мотив, смыслы индивидуального взросления. Интенциальность актуализирует воспитывающий подростка взрослый, поддерживая фокус именно на избирательных обстоятельствах взросления. Онтологичность обозначает необратимый характер выбора фокуса взросления, становящегося в этом случае фактом опыта. Неструктурированность обозначает неотчётливый характер, который имеют обстоятельства социальной ситуации взросления: в момент их проживания, в настоящем, может быть не проявлена их значимость как причины будущих следствий жизни.

Каждый из периодов взросления определяется уровнем социального развития и открывает новое пространство взросления, реализуемое в новых отношениях «подросток – общество». Поэтому, исследуя взросление, автор акцентирует внимание на поиске возможностей построения системы внешне задаваемой деятельности, которая обеспечивает реальное переструктурирование внутренней деятельности подростка.

Результаты и выводы
На основе обоснованных автором положений психологии взросления обоснованы и реализованы воспитательные практики, каждая из которых представлена структурой: цель, формы организации, этапы реализации, «подводные рифы» воспитательной практики. Разработанные воспитательные практики взросления стали основой психолого-социальных форсайт-проектов: «Лидер-Лэнд» (участники получили сертификат с присвоением ювенальной степени - Сталкер социальных проектов), «Событийный туризм» (- Экспедитор туристических маршрутов), «Лабиринты общения» (- Модератор коммуникативных практик),  «Киноакадемия: взросление в зеркале cinema» (- Продюсер синема-проектов), «Архитектура будущего: галерея профессий» (- Стратег профессионального пути).

С целью трансфера воспитательных практик в разнообразные пространства взросления разработаны психолого-социальные технологии:
1) технология организации воспитательного события как формы инициирования взросления подростков;
2) технология педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком;
3) технология законотворчества и самоуправления  как сопряжение инициативы и ответственности в процессе взросления.

В контексте психологии воспитательных практик обосновано, что Встреча выступает пространственно-временной единицей взросления, диалог – дискурсивной единицей взросления (единица демократического дискурса), проба – деятельностной единицей взросления (единица субъективации в деятельности).

Диагностика психосоциальных сред разнообразных социальных институтов характеризует позитивную динамику пространств взросления как в векторе средовых характеристик, так и в векторе социального становления субъекта.

11.01.2011
Ольга Александровна Фиофанова. Ижевск
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su