Реферат Г.В. Акопова «Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований»
Актуальность Новый всплеск интереса ученых к проблеме сознания во многом объясняется переходом современного общества от фазы постиндустриальной к информационной, к новейшей философии, новой научной идеологии, идеям постмодернизма и др. В практическом плане следует констатировать все более активное и масштабное целенаправленное вмешательство человека в процессы физического, биологического и социального мира и не всегда отчетливое осознание долгосрочных последствий такого вмешательства. Другой характерной особенностью проблемы сознания является невозможность отнесения этой темы к какой-то одной области науки или к какому-то одному психологическому направлению, так как включая в себя человеческое мышление, сознание включено в любую сферу активности и деятельности человека, и так или иначе представлено во всех психологических платформах и направлениях. Социальная, научная и практическая значимость Значение для развития психологии Цели Аудитория, на которую рассчитан проект Основное содержание работы (или ее этапы) Результаты, выводы Значительное богатство идей, изолированных временем и разрозненных теоретическими платформами, скрыто от широкого научного внимания, не артикулировано в предметном поле современной психологии. Категория сознания несет в себе огромный объединительный потенциал для современной психологии. Важно вывести сознание из «латентного» состояния и осознать как научную проблему в новом содержательном и качественном объеме. Обсуждение проблемы на новом этапе развития науки дает возможность выявить в широкой системе психологических знаний новые значения и смыслы.
Особый статус темы сознания в современной науке обусловлен целым рядом обстоятельств: значительный рост количества научных публикаций печатного и электронного характера по проблеме сознания. С 1990-х годов действует центр изучения сознания (Center for consciousness studies. Tucson, Arizona) и Ассоциация (Association for the Scientific Studies of consciousness); проведено множество масштабных конференций по сознанию.
Основной предмет научного анализа – сознание как интегративный феномен не только психологии и, возможно, не только человека как природного и общественного новообразования. В связи с этим сознание выводится за пределы непроизвольных ограничений частной темы в рамках общей психологии и в широкой совокупности теоретических взглядов, прикладных и эмпирических изысканий отечественных и зарубежных психологов различных направлений и школ обретает свою целостность и глубину. Сложившееся положение высокой ангажированности и незначительной востребованности сознания в теоретических и прикладных работах нельзя признать случайным для существующей системы психологических знаний и практики. Одна из важных задач, решаемых данным проектом - это поиск возможности концептуальных описаний (универсальных структур), которые были бы достаточно «прозрачны» как с точки зрения объектов, так и с точки зрения механизмов осознания. Ввиду максимальной общности категории сознания предельно широкую форму выделения (различения) реальности (действительности или виртуальности) представляет дихотомия: объединение - разъединение. Более широкий вариант первого обозначения в этой паре – «контакт», допускающий также стадии предшествования, не обязательно предполагает их объединение; в отношении второго члена дихотомической пары в качестве синонимической замены был избран более узкий по значению термин «свобода». Таким образом, дихотомия приобретает в большей степени антропный вид, а члены модифицированной пары – детерминирующий по динамике их сочетания характер, т.е. характер факторов.
Авторский взгляд определил и поиск нового метода исследовательского анализа и конструирования целостного знания, а именно метода, обусловленного спецификой предмета – сознания, т.е. метода, фундирующего любое знание, представленное в форме научного поиска, в его ретро-, актуальной и трансспективной проекциях. Сегодня, в постнеклассический период, на первый план выходит не абсолютизация и не конвенция знаний или согласованное мышление, а консолидация усилий по свободному осознанному (рефлексированному) выбору регламента исканий и соответствующего дискурса. И если получен отклик (установлен контакт), то возможна и релевантная коммуникация с перспективой перерастания в научно-смысловое общение и метакоммуникацию различных исследовательских позиций.
Представить универсальные структуры для описания явлений сознания – факторов контакта (коммуникация, общение, мета-общение) и свободы (выбор, творчество, созидание).
Научное сообщество психологов, философов и представителей других наук, изучающих сознание; преподаватели, студенты, аспиранты, все те, кто изучает явления сознания в научно-теоретическом и практическом аспектах.
«Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований»: Монография. М.: Изд-во ИП РАН, 2010.
Введение. Классическая и/или неклассическая психология сознания
Глава 1. Проблема сознания в современной психологии
Глава 2. Сознание и его определения в психологии
Глава 3. Общая и уровневая структура сознания
Глава 4. Общение, общественное и групповое сознание
Глава 5. Российская ментальность: историко-психологические очерки
Современная психологическая практика неизбежно вовлекает теоретическую психологию в обсуждение экзистенциальных проблем, решение которых не может быть выработано вне категории сознания. Как представлена эта категория в отечественной психологии, в какой степени реализован тезис Л.С.Выготского о центральности этой категории для всей психологии, образуют ли учения о сознании отечественных психологов (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская, В.П.Зинченко, А.Г.Асмолов, Ф.Е.Василюк, В.Ф.Петренко, В.М.Аллахвердов и др.) определенное единство или это совершенно разнокачественные программы исследований сознания?
Акопов Гарник Владимирович. Самара