Реферат Н.Л. Карповой «Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции»
Научная и практическая значимость Практическая значимость состоит в разработанной в ходе исследования методики анализа психотерапевтического потенциала фильмов (АППФ) (Данина М.М., Кисельникова Н.В.) – художественных, документальных, мультипликационных – с точки зрения их пригодности для решения определенных психологических проблем.. Выделены и описаны жанры кинотерапии и их специфические возможности. Разработана и апробирована на выборке более чем 250 человек система занятий по кинотерапии, направленная на решение личностных проблем заикающихся. Итогом проекта стали 6 статей, разработанные методические рекомендации по использованию кинотерапии в системе психологического воздействия, учебно-методическое пособие по кинотерапии (3 п.л.), диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, а также создан научно-методический фильм «Кинотерапия в системе социореабилитации». Основное содержание работы Разработанная методика анализа психотерапевтического потенциала фильма (АППФ) состоит из двух основных блоков: 1) Структурированный перечень компонентов психотерапевтического общения, вызывающих развитие саногенного мышления; 2) Перечень характеристик формальной (образной) стороны фильма (характеристики монтажа, кадра, озвучивания и т.д.). Проведенный анализ характеристик кинофильмов различных жанров (документальных, художественных, мультипликационных), обладающих психотерапевтическими функциями, позволил выделить и описать жанры кинотерапии и их специфические возможности. На материале имеющихся у авторского коллектива научно-документальных фильмов «Человек может все» о работе группы логопсихотерапии под рук. Ю.Б.Некрасовой (1986, Т/О «Экран», режиссер А.И. Шувиков) и «Человек может все – 2, или 15 лет спустя» о работе групп семейной логопсихотерапии под рук. Н.Л. Карповой при участии героев фильма «Человек может все» (2001, Т/О «Центр-СКИП», режиссер А.И. Шувиков) были выявлены диагностические возможности кинотерапии: а) отзывы на данные фильмы кандидатов в группы семейной логопсихотерапии, а также их родителей и родственников отражают систему функционирования речевой проблемы заикающегося и его ближайшего окружения, а также мотивацию лечения, - это позволяет говорить о проективной функции кинотерапии; б) более 330 отзывов на фильмы студентов-психологов, практикующих психологов, логопедов и социальных работников Москвы, Самары, Таганрога и Владивостока подтвердили психотерапевтический потенциал данных фильмов. В 2009-2010 гг. была проведена работа 6 групп семейной логопсихотерапии в Москве, Владивостоке, Таганроге и Самаре, в которых участвовали 59 заикающихся и более 110 их родственников, а также более 80 выпускников предыдущих групп и их родственников. Различные виды кинотерапии применялись на всех этапах работы групп. Для анализа эффективности был разработан диагностический блок с целью исследования динамики личностных характеристик под воздействием кинотерапии, который был апробирован в ходе подготовки и организации групп семейной логопсихотерапии в Москве, Таганроге и Владивостоке. Проведен анализ специфики кинотерапии и ее содержания в рамках системы семейной групповой логопсихотерапии на разных этапах работы. Проведены лекции и мастер-классы по кинотерапии для студентов и специалистов - психологов и логопедов, социальных работников Москвы, Самары, Краснодара, Гродно. Выводы
Научная значимость проекта заключается в результатах комплексного и системного исследования феномена кинотерапии, отражающих его специфику, психологические основы, механизмы и функции, условия эффективности, а также общие и специфические психотерапевтические параметры воздействия кино на личность. Проведен теоретический анализ отечественных и западных исследований по проблемам влияния аудиовизуальных средств на личность, методов арт-терапии, а также специальной литературы по киноискусству.
В результате выполнения работы по проекту было выявлено, что достижение психотерапевтического эффекта осуществляется посредством включения в деятельность терапевта смысловых инвариантов, обеспечивающих динамику личностных особенностей, желаемую клиентом. В кинотерапевтическом продукте данные инварианты также имеют место. Чем более насыщен ими фильм, тем больше оздоравливающего смысла он несет, тем выше его коммуникативный потенциал в психотерапевтическом общении. Специфика кинотерапии определяется тем, что ряд терапевтических приемов в кино реализуется не собственно в содержании, например, речи героев, их поступках, а посредством операторской и монтажной работы.
1) Комплексная диагностика участников логопсихотерапевтических групп на основе результатов тестирования; дневниковых материалов; кино-, фото- и аудиоматериалов, иллюстрирующих ход процесса социореабилитации на всех его этапах показала, что эффект, производимый фильмом, действительно отражает ту предсказательную модель, которая была подготовлена группой экспертов. То есть паттерны, которые были в фильме наиболее ярко и часто представлены, вызывали ожидаемые эффекты, которые типичны для данного психотерапевтического дискурса.
2) В ходе исследования было установлено, что существуют общие и специфические структуры в кинофильмах, обладающие психотерапевтическим потенциалом. Эффект от просмотра фильмов зависит от использования структур обоих типов, причем специфические структуры должны соответствовать психологической проблеме, на решение которой они направлены.
3) Разработанная в ходе исследования методика кинотерапии может быть адаптирована под решение различных реабилитационных и коррекционных задач. Прохождение участниками кинотерапевтических групп полного цикла кинотерапии (от спонтанного просмотра фильмов до овладения навыками анализа кино, переноса их на жизненные ситуации и создания собственного фильма) обеспечивает запланированный психотерапевтический эффект.
Карпова Наталия Львовна, Кисельникова Наталья