Актуальность Социальная, научная и практическая значимость проекта Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков отдельно изданных произведений специалистов по экзистенциальной и гуманистической психологии. Более того, в одном издании есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д. Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения и работы о личности наиболее видных представителей экзистенциальной и гуманистической психологии, которые видят главные резервы в личности самого человека, изначально заложенных в ней силах добра, совести, ответственности, психического здоровья и стремления к самосовершенствованию. Основными принципами этого направления в психологии являются: подчеркивание роли сознательного опыта; убеждение в целостном характере природы человека; акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе личности; изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека. Данное учебное пособие является формой пропедевтики для студентов, аспирантов, молодых преподавателей с последующей целью самостоятельного освоения оригинальных работ представителей экзистенциальной и гуманистической психологии. Значение для развития психологии Цели Аудитория, на которую рассчитан проект Основное содержание работы (или ее этапы) Результаты, выводы Автор рассчитывает, что позиции, подходы, методы экзистенциальной и гуманистической психологии будут широко применяться в психологии, педагогике, медицине, политике, социальной работе, в бизнесе, менеджменте, рекламе, в правоохранительной деятельности, в религиозной службе, в самовоспитании, в спорте.
В одном учебном пособии из достаточно большого количества источников представлен философский (М.Бубер, Э.Гуссерль, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж. - П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), и психологический (А.Ангъял, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, К.Гольдштейн, А.Маслоу, Р.Мэй, Г. Мюррей, К.Роджерс, Г.Фейвел, В.Франкл, Г.Элленбергер, М.Эриксон, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) генезис экзистенциальной и гуманистической психологии относительно теории и анализа личности. Перед автором стояла задача представить корни (философские, литературные, психологические) современной экзистенциальной и гуманистической психологии, выделить сходства и различия в представлении о личности и ее анализе специалистов различных школ (европейский, американской, восточной). Автор считает, что представленные положения помогут более глубоко освоить позиции, принципы, методы представителей экзистенциальной и гуманистической психологии, а также сравнить их с теорией и анализом личности представителей других направлений современной психологии, без навязывания мнения извне.
Работ по экзистенциальной и гуманистической психологии достаточно много. Издаются работы как представителей экзистенциальной философии (М.Бубер, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж.- П.Сартр, М.Хайдеггер К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), так и экзистенциальной и гуманистической психологии (А.Ангъял, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, К.Гольдштейн, А.Маслоу, Р.Мэй, Г. Мюррей, К.Роджерс, Г.Фейвел, В.Франкл, Г.Элленбергер, М.Эриксон, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Одна из важных задач, стоящих перед автором данного пособия, это интеграция различных парадигм, направлений и школ, поиск инвариантных позиций, адекватных методов взаимодействия в системе «личность-психотерапевт», учет специфических особенностей в практической работе с представителями разных национальностей, социальных групп, возрастов, образования, различий в семейном положении.
Представить в одном учебном пособии истоки формирования экзистенциальной и гуманистической психологии и работы ведущих представителей этих направлений в психологии (А.Ангъял, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, К.Гольдштейн, А.Маслоу, Р.Мэй, Г. Мюррей, К.Роджерс, Г.Фейвел, В.Франкл, Г.Элленбергер, М.Эриксон).
Преподаватели, аспиранты, студенты вузов, психологи, педагоги, социологи, философы, все те, кто интересуется теорией и анализом личности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика личности и теории личности в зарубежной психологии………………………………………………………………………4
Глава 2. Общая характеристика экзистенциальной и
гуманистической психологии………………………………………………….25
Глава 3. Теории личности по Л.Бинсвангеру (1881–1966) и
М.Боссу (1903–1990)………………………………………………………......44
Глава 4. Теория личности Ролло Мэя (1909–1994)……………………59
Глава 5. Теории личности К.Гольдштейна (Голдстайна)
(1878–1965) и А.Ангъяла (1902–1960)……………………………………….71
Глава 6.Теория и анализ личности Джеймса Бюджентала
(1915–2008)……………………………………………………………………82
Глава 7. Теория и анализ личности Генри Элленбергера
(1905–1993)……………………………………………………………………135
Глава 8. Анализ личности Германа Фейвела и Милтона
Эриксона (1901–1980) ……………………………………………………......160
Глава 9. Теория личности Генри Мюррея (1893–1988)…………………181
Глава 10. Теория личности Карла Роджерса (1902–1987)………………198
Глава 11. Теория личности Абрахама Маслоу (1908–1970)…………235
Глава 12. Теория и анализ личности Виктора Франкла
(1905–1997)……………………………………………………………………281
Заключение…………………………………………………………………301
Литература…………………………………………………………………302
Примечание: в представленном содержании параграфы в главах опущены
Автор в учебном пособии сделал попытку плюралистической подачи материала о важнейших гранд-теориях и парадигмах современной теории личности и ее анализе.
Авторы: