Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат Д.Н. Недбаева «Эстафирование субъектности личности в системе «психолог-учитель-ученик»

Актуальность проекта «Эстафирование субъектности личности в системе «психолог-учитель-ученик»» обусловливается  тем, что образование и педагогическая профессия всегда попадала в фокус социального зрения, отражая смену общественных отношений, политических пристрастий, национальных и религиозных традиций.

2010 год объявлен Годом учителя. Это знаковое событие. Оно лишний раз заставляет задуматься, каким должно быть современное образование и современный учитель? Так как образование это не только знания, но и обращение к Другому за со-чувствием, со-мыслием, со-действием, со-творчеством, в Год Учителя особенно хочется осмыслить вклад, сделанный учительством России в ее духовность, интеллект и ментальность. Наверное, этот вклад вмещается в миллионы людей, достойно представляющих Россию на различных поприщах, в том числе и в системе «психолог-учитель-ученик». Именно рефлексия их взаимодействия позволяет выразить содержание образования в себе и для Другого, воспроизвести себя для себя и для Другого. Особый интерес в сложившихся обстоятельствах представляют предпосылки «духовно-практических» отношений. В этом случае образование опосредуется прежде всего причастностью «Я» учителя к доминированию неформализуемых отношений - личной обращенности, сопричастности, диалогичности, сотрудничества и сотворчества. При этом образовательные технологии его участников (в том числе психолог-учитель-ученик) выступают как совместное проектирование и практическая организация учебно-воспитательного процесса.

Цель проекта состоит в привлечении внимания к Учителю, консолидации общественности, психолого-педагогической науки и практики для создания единого профессионального психологического сообщества, создании условий подготовки учителей, ориентированных на построение педагогического процесса как широкого культурно-образовательного диалога. Для этого необходимо было решить задачи по выявлению лучших представителей учительской профессии с целью сохранения и передачи их опыта; определению условий профессионально- личностного развития в системе психолого-педагогического взаимодействия «психолог-учитель-ученик», поиску путей совершенствования их подготовки и развитию единого профессионального психологического сообщества России.

Проект «Эстафирование субъектности личности в системе «психолог-учитель-ученик»» успешно реализовывался в течение 2010 года по своим направлениям и этапам. Мероприятия первого этапа состояли в разработке методической основы проекта «Благодарение», проведении анкетирования среди населения и обучающейся молодежи (800 респондентов). По данным проведенного исследования с учетом местности, принадлежности к полу и стажа работы, выделены личностные профессиональные качества лучших учителей. Профессионализм выбранных учителей сопоставлялся с формальными признаками – выдающимися учениками школ, призерами различных конкурсов и олимпиад, высокими результатами обучаемости. Отмеченные учителя также являлись призерами конкурсов, имели награды и грамоты. Предварительные результаты исследования были представлены на сайте Армавирского социально-психологического института www.aspiarm.org (март 2010).

На втором этапе по результатам опроса создан Интернет – форум, отображающий мониторинг мнений и определяющий учителей, которые попали в зону особого внимания своих воспитанников; организованы и проведены студенческая олимпиада по психологии «Мир входящему: эффективный учитель», олимпиада «Талантливая молодёжь Кубани», круглый стол «Успешный учитель - успешной школе», подготовлены творческие проекты «Учитель и ученик: точки взаимного роста», «Здоровье и безопасность». Проведён цикл обучающих семинаров (мастер-классов) для учителей и работников образовательных учреждений г. Армавира по актуальной теме «Психологическое сопровождение безопасности жизнедеятельности личности в образовании».

На третьем этапе проведены II международная научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании: технологии развития личности» и Церемония награждения учителей по итогам Акции «Благодарение». Проводя эту акцию его организаторы надеялись на активность всех тех, для кого имя Учитель является живым образом, к которому в трудной ситуации обращаются уже выросшие ученики. По итогам конференции подготовлен сборник научных трудов «Психологические практики в Российском образовании: технологии развития личности» (отв. редактор С.В. Недбаева; Армавир, 2010 г. - 494 с.), подготовлен электронный альманах (медиаресурс) «Эхо учительской любви и заботы» (объем памяти 68,3 Мб). Особое внимание на конференции уделялось проблемам развертывания психологической практики, становлению субъектного потенциала личности, а также вопросам подготовки и переподготовки кадров для системы образования. Стало очевидным, что для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития подрастающего поколения необходимы взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на  качественно новой основе, характеризующейся превращением духовного мира Учителя в ведущий компонент содержания образования, разработка инновационных технологий развития личности, а также взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний учителя и психолога в подходе к ученику, их тесное взаимодействие – сотрудничество на всех этапах работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём осуществлен аналитико-рефлексивный анализ педагогической деятельности учителей, имеющих личностный и профессиональный успех, проведено обобщение и систематизация механизмов развертывания субъектно-деятельностного содержания субъектного развития Учителя.

Практическая значимость проекта определяется возможностями создания образа позитивного учителя «Новой школы», определения его профессионализма, а также условиями подготовки учителей, ориентированных на проектирование педагогического процесса как широкого культурно-образовательного диалога. Особый интерес представленные материалы медиаресурса «Эхо учительской любви и заботы» представляют для образовательных учреждений в целях организации востребованных учебных курсов  по инновационным образовательным технологиям.

Результаты исследования. Проект «Эстафирование субъектности личности в системе «психолог-учитель-ученик»» позволяет открыть новые имена учителей, оставивших в сердцах своих воспитанников тепло и любовь, заслуживших своим профессионализмом их уважение и благодарность. Это очень важный момент – вспомнить и осмыслить роль в твоей жизни наставника, который открыл тебе тайну, силу науки, направил на пути самообразования и самосовершенствования. Ведь благодарность и внимание – самые дорогие подарки Учителю, встретившему своих учеников не только повзрослевшими, но и определившимися в жизни. Этот проект способствует также как развитию личности учащихся, профессионализма учителя и психолога, их субъектных параметров, так и развитию единого профессионального психологического сообщества России.

08.12.2010
Денис Николаевич Недбаев. Армавир
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su