Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат Е.В.Жулиной «Печатные издания «Теоретические основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста детей с задержкой экспрессивной речи», «Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психич

Актуальность
Данное  исследование выполнено в  рамках  «новой»  отрасли  коррекционной  психологии - логопсихологии,  изучающей  психические особенности лиц   с  речевыми  нарушениями.

Сегодня в концепциях дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного психического развития.  Задержка  экспрессивной  речи (ЗЭР) рассматривается  как   замедленный темп формирования вербальной речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах,  при котором, способность использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего психологического возраста и степени развития импрессивных возможностей ребенка, что сдерживает развитие процессов социально - психологической адаптации.  ЗЭР выражается в  невозможности  самостоятельного  овладения ребенком речью, вербальной  коммуникацией, что   в  свою  очередь ограничивает  социальную  адаптацию  данного  контингента  и  негативно  начинает  влиять  на  психическое  развитие ребенка.

Невозможность активизировать его вербальную коммуникацию с родственниками и окружением в целом должна рассматриваться как основная причина нарастающей дезадаптации,  нарушающей как его психическое, так и социальное развитие.

Трудности адаптации ребенка раннего  и  дошкольного возраста с ЗЭР, проявляющиеся в аффективных  нарушениях, недостаточности эмоционального контакта и вербальных средств организации взаимодействия с другими людьми, свидетельствуют  о дефицитарности условий формирования его психического  развития.

Ребенок с ЗЭР понимается как самоорганизующаяся психологическая система, подчиняющаяся принципу  детерминации, который «предполагает, что в процессе  коммуникации он получает возможность воздействовать на самого себя (самодетерминация) и развиваться. Особенности  детей  раннего  и дошкольного возраста обусловлены  ЗЭР, которая появляется  в  раннем  возрасте и начинает  оказывать  вариативное  влияние  на   психическое  развитие  ребенка  как  на субъекта речевой и  коммуникативной  деятельности, его аффективное  развитие, т.е. на  становление  психического  развития, вследствие  системной  организации  психики.

Развернутость психической реакции ребенка на ЗЭР зависит не только от самого дефекта, окружающей среды, но и от зрелости его личности. Наблюдение показывает, что поведение ребенка в ответ на возникающие трудности из-за ЗЭР отличается от поведения здорового. Изменяется его активность, настроение, возникает подавленность, раздражительность, появляется тревожность, он особенно остро переживает ребенок ограничения, вызываемые этими трудностями. Дети перестают подчиняться старшим, капризничают, совершают неожиданные поступки.

Рассматриваемые в работе варианты отклоняющегося психического  развития при ЗРР позволяют не только проследить логику формирования разных групп, но и выделить в них различия по качеству и глубине трудностей становления вербальной  коммуникации, аффективной организации сознания и поведения ребенка в реализации ее функций адаптации и саморегуляции.

Различная структура отклоняющегося  психического развития во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия. Поэтому психологическая коррекция должна быть направлена на формирование основ раннего взаимодействия ребенка со взрослым,  с  применением  вербальных  средств: создания коммуникативных ситуаций. Задачи и конкретные приемы психологической коррекции различных вариантов психического  развития  при ЗЭР должны дифференцироваться в соответствии со  структурой отклоняющегося  психического  развития.

Обязательным условием коррекции и профилактики вторичных  психологических  отклонений  в раннем возрасте при ЗЭР является активное включение родителей в коррекционный процесс или предложенная и  апробированная в  исследовании семейно-центрированная  модель  психологической  помощи.  Так как  на  совместных  занятиях  происходит систематическое обучение приемам налаживания и усложнения взаимодействия с ребенком, необходимо для нормализации хода его психического  развития.

Социальная, научная и практическая значимость заключается в:
− психолого-педагогическом обосновании  ранней  психологической  помощи детям  раннего  возраста  с  ЗЭР, с целью  успешной  социальной  интеграции;
− апробации форм и методов реализации системы психолого-педагогического сопровождения данной  категории  детей  в  условиях  семейно-центрированной  модели.

Представленные эмпирические данные и сделанные на их основе обобщения могут быть использованы при подготовке психологических кадров к работе в специальных дошкольных образовательных учреждениях (пятого вида), при переподготовке в системе повышения квалификации работников образования. Материалы исследования могут быть учтены в циклах лекций по специальной психологии, логопсихологии, психологической диагностике лиц с нарушениями речи, в содержании курсов и семинаров.

Разработана и апробирована модель диагностического изучения психического развития детей  раннего  и дошкольного  возраста   с  ЗРР, которая может найти применение в практической деятельности специальных дошкольных образовательных учреждений в качестве средства диагностики, с целью выявления компонентов структуры отклоняющегося развития, динамического контроля, что важно для построения программы комплексной коррекции  отклоняющегося развития при ЗРР: выявлены качественные специфические особенности структуры отклоняющегося  развития  детей  раннего и   дошкольного возраста  с ЗРР, которые на этапе диагностики могут иметь дифференциально-диагностическое значение для отграничения этих состояний от нормы и различения их друг от друга. Получен большой массив фактических данных, иллюстрирующих общие и специфические закономерности психического  развития  детей  раннего  и дошкольного  возраста  с ЗРР, которые представляют не только научную, но и практическую значимость;

Разработанное на основе специально выделенных теоретических и организационных принципов предметное содержание программы коррекции отклоняющегося развития при ЗРР может быть использовано в дошкольном учреждении в качестве модели, помогающей проектировать индивидуальные программы помощи ребенку с привлечением родителей и педагогов.

Значение для развития психологии заключается:  в  выдвижении концепции  ранней  психологической  помощи  детям  с ЗЭР,  базирующейся  на положении, что психическое развитие детей при ЗЭР характеризуется потенциальными резервами психофизического становления, активизация  которых позволяет  преодолеть  отклоняющееся  развитие  в  раннем возрасте,  способствует нормализации психического развития, обеспечивает возможности саморазвития ребенка и раннюю интеграцию в детское сообщество.

Систематизированы междисциплинарные научные данные о психическом  развитии детей  раннего и  дошкольного  возраста с ЗЭР, как  интегративном, динамически изменяющемся образовании; теоретически анализируется содержание понятий «задержка  речевого  развития», «структура  отклоняющегося  психического  развития», «аффективная регуляция», «фольклорокоррекция»; теоретически обоснован и эмпирически апробирован коммуникативно-деятельностный подход к организации диагностической, коррекционной работы с детьми  раннего и  дошкольного возраста с ЗЭР и  НПР. Теоретически обосновывается  типология  ЗРР, по  этиологическому  принципу, предполагающему наличие небла­гоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано; разработаны теоретико-методологические, организационно-методические и содержательные основы изучения, становления и проявления коммуникативной и  речевой регуляции  детей с ЗЭР и их сверстников с НПР  применительно к раннему и дошкольному  возрасту; разработаны единые теоретические и содержательно-организационные подходы к изучению индивидуально-типических и индивидуальных особенностей детей с ЗЭР с целью сопоставления результатов в последовательной  преемственности раннего и дошкольного возраста.  Определены критерии оценки уровня сформированности психического развития (речевой, эмоциональной, коммуникативной сферы) в направлении от абсолютной несформированности  до возрастного  норматива; обоснованы принципы ранней психологической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ЗРР.

Разработано конкретное содержание комплекса критериально-ориентированных психодиагностических методик, позволяющих определить индивидуальную структуру отклоняющегося психического развития на фоне общих и специфических закономерностей, обусловленных ЗРР; получены новые эмпирические данные о вариативности отклоняющегося  психического развития  детей  раннего  и  дошкольного  возраста  с ЗЭР и НПР,  показана специфика  становления  коммуникативной, аффективной  и  речевой  регуляции; определена значимость выявления индивидуальной структуры  отклоняющегося  психического  развития  ребенка раннего  и  дошкольного возраста с ЗРР с учётом  условий и вариантов  психического развития.

Выявлены основные варианты  отклоняющегося  развития  детей    раннего  и  дошкольного  возраста   с ЗРР, с  целью возможной  комплектации подгрупп и построения  индивидуальных программ коррекции;  получены новые данные об особенностях развития аффективно-коммуникативной сферы в условиях кризиса трех лет у детей с ЗРР, индивидуализация психологических проблем, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволяет определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность воздействий; теоретически обоснована и структурирована, апробирована в условиях семейно-центрированной модели комплексная система психологической коррекции отклоняющегося развития детей с ЗРР с целью полноценной интеграции в социум на ранних этапах развития.

Цель:  изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке  речи.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Материалы  монографии могут  представлять  интерес для широкого круга специалистов: логопедов, специальных психологов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а  также для  студентов педагогических вузов, родителей, воспитывающих ребенка с ЗЭР.

Основное содержание монографий:

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ  И  КОРРЕКЦИИ  ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  И  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  ДЕТЕЙ   С  ЗАДЕРЖКОЙ   ЭКСПРЕССИВНОЙ  РЕЧИ» 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ.......................................... 4

ВВЕДЕНИЕ............................................7

ГЛАВА 1..........................................14

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И
ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.............14

1.1. ФЕНОМЕН ЗАДЕРЖКИ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ (ЗЭР) В СИСТЕМЕ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАУЧНЫХ   ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................ 15

1.2. ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ВЫДВИНУТОЙ ПРОБЛЕМЫ......................24

1.2.1.  ГНОСЕОЛОГИЯ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИ ЗЭР........................ 33

СТРУКТУРА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ
ЭКСПРЕССИВНОЙ  РЕЧИ. ПРОГРАММА  ИССЛЕДОВАНИЯ...................................... 39
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗЭР
РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ........... 63

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОЛЬКЛОРА КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ

АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ЗЭР..........73

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.......................... 78

ГЛАВА 2............................ 81

КОНЦЕПТУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..............81

2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗЭР
...............86

2.1.1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ
ДИАГНОСТИКИ  И  КОРРЕКЦИИ....................................   96

2.1.2  СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.… 97

2.2.  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ............. 105

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ................................... 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................118

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................... .122

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................... .143

ПОСЛЕСЛОВИЕ............................................................................................................ .184

Результаты
В монографии  получили освещение  теоретические основы изучения и коррекции психического развития  детей  раннего и дошкольного возраста с ЗЭР. Дана междисциплинарная  характеристика феномену «задержке экспрессивной речи», обоснована структура  отклоняющегося  психического развития при ЗЭР,  выделен основной коммуникативно-деятельностный  подход,  обоснован новый  метод логопсихологии – фольклорокоррекция, его  значение  в  коррекции  психического развития при ЗЭР.  Обоснованы  основные направления  в работе  логопсихолога – ведущего специалиста в работе   с  данной категорией  детей. Представлена концептуальная модель специальной психологической  помощи детям с  задержкой  экспрессивной речи. Теоретически обосновано авторское понимание структуры, подходов к изучению и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста с ЗЭР, содержания  системы  ранней  психологической  помощи. Теоретически обоснована концепция ранней психологической помощи детям с ЗЭР, доказывающая важность коррекции недостатков аффективно-коммуникативного развития, с целью полноценной интеграции в группы нормально развивающихся сверстников на этапе дошкольного детства.

«СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ  И  КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ   С  ЗАДЕРЖКОЙ  ЭКСПРЕССИВНОЙ  РЕЧИ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ...............4

ВВЕДЕНИЕ............................... 7

ГЛАВА 1.......................................15

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗЭР............................15

1.1. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ................................. 16

1.2.АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА............................. 31

1.3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗЭР................................. 47

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ....................................... 53

ГЛАВА 2............................... 58

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗЭР.................................... 58

2.1.  ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...58

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ..................................... 59
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.................................. 67

2.2.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ОТ

РАННЕГО ДО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................. 79

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ............................................ 83

ГЛАВА 3............................................. 87

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗЭР В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ.....................87

3.1. ТЕОРЕТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ...................90

3.2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗЭР.................. 93

3.3.ДИНАМИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ПРИ ЗЭР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА .................. 110

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ...................................... 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................117

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................124

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................. .145

Результаты
В монографии изложена авторская диагностическая программа изучения детей раннего и дошкольного возраста с ЗЭР, обоснован критериально-ориентиро­ванный подход в изучении параметров и критериев лингво-когнитивного, коммуникативного, аффективного компонентов, представлены результаты экспериментального изучения структуры отклоняющегося психического раз­вития. Раскрыты теоретические и организационные принципы моделирования авторской программы коррекции  психического развития де­тей с ЗЭР; разработана программа и апробирована в условиях семейно-цен­трированной модели воспитания; представлены данные о возможностях ком­плексного преодоления отклоняющегося развития в специально созданных условиях.

21.11.2010
Жулина Елена Викторовна. Нижний Новгород
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su