Реферат Б.П. Яковлева «Основы спортивной психологии»
Актуальность Социальная, научная и практическая значимость Научная и практическая значимость проекта представлена в контексте преломления исторических знаний к современным требованиям психологического обеспечения спортивной деятельности, структурировании понятийно-категориального аппарата; роли личностей в становлении научных школ, развитии методологии психологических знаний. Значение для развития психологии Цели Аудитория, на которую рассчитан проект Основное содержание работы: Контрольные вопросы и задания к главе 1 65 Эффективность и качество профессиональной подготовки в учебных заведениях высококвалифицированных специалистов во многом зависит от того, имеют ли студенты в своём распоряжении современную качественно новую учебную и научно-методическую литературу, в том числе по спортивной психологии. Спортивная психология принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки, до оформления спортивной психологии как самостоятельного научного направления прошло более века. Назрела потребность теоретического осмысления эмпирических и экспериментальных данных, накопленных в спортивной психологии. Важно, чтобы исторический опыт и современная система развития спортивной психологии способствовали качеству спортивной подготовки и эффективности спортивной деятельности.
В последнее время в стране, в спорте произошли важные политико-экономические, организационно-управленческие, идеолого-культурные изменения. Изменяется не только спортивное сообщество, спортивная наука, изменяется спортивная психология тренеров, специалистов, спортсменов. Нужны новые парадигмы, теоретические положения, практикоориентированные подходы. После 90-х годов, прошлого века, происходит медленный подъём научных исследований, увеличивается спрос на учебные издания по спортивной психологии, впереди олимпийские Игры в Сочи-2014. В данном проекте, изложены краткая история становления отечественной и зарубежной спортивной психологии, научные школы, предмет и основные проблемы, стоящие перед психологией спорта; представлены выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в развитие не только спорта высших достижений, но и в методологию, в теорию психологии; рассмотрена психологическая структура и содержание спортивной деятельности. Практика современного спорта обусловливает необходимость создания новых организационных форм психологического сопровождения спортивной деятельности, перспективной теории и методики психологической подготовки на всех этапах спортивной карьеры.
Cоциальная значимость проекта призвана способствовать раскрытию развития психических проявлений субъекта спортивной деятельности (спортсмена, спортивного коллектива) в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности. Спортивная психология спорта призвана изучать человека в социальной сфере спорта на базе и в тесном взаимодействии с естественными, социальными и философскими основами человекознания. Этим определяется ее место в системе спортивной науки как связующего звена в познании человека - субъекта спорта.
Значение проекта для развития психологии заключается в том, что выстраивает методологическую стратегию развития спортивной психологии на базе общих психологических знаний; отводит особое центральное место спортивной психологии в системе спортивных наук; имеет свой исторический взгляд на становление и развитие науки, от познавательно-описательной направленности до познавательно-практической направленности; показывает, зависимость спортивной деятельности от психологических проявлений: процессов, состояний, качеств, образований человека; направляет на разработку психологических основ физической, технической и тактической подготовки с целью повышения результатов и эффективности деятельности.
Цель проекта обобщить и проанализировать целый ряд вопросов, касающихся истории отечественной и зарубежной спортивной психологии, предмета психологии, задач и методов спортивной психологии, основных подходов и направлений. Представить основные взгляды, основоположников отечественной спортивной психологии. Обобщить фундаментальные и практико-ориентированные аспекты, отражающие значение, роль и место современной спортивной психологии в системе наук о спорте. Привлечь внимание к проблемам спортивной психологии, изучению закономерностей, механизмов развития психики под воздействием целенаправленной тренировочной и соревновательной деятельности.
Проект рассчитан на широкий круг студентов, спортсменов, тренеров, практических психологов, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки, психологии физической культуры и спорта, а также учащимся школ олимпийского резерва и другим специалистам в области физической культуры и спорта.
Предисловие 4
Глава 1. Истоки спортивной психологии 10
1.1. Возникновение и развитие отечественной и зарубежной спортивной психологии 10
1.2. История развития спортивной психологии за рубежом 28
1.3. Пьер де Кубертен и спортивная психология 31
1.4. Основоположники психологии в современном спорте 32
1.5. Основатели научных школ спортивной психологии в России 50
1.6. Печатные работы и вехи развития науки «спортивная психология» 62
Глава II. Введение в спортивную психологию 66
2.1. Предмет и объект спортивной психологии 66
2. 2. Основные функции спортивной психологии 81
2. 3. Задачи спортивной психологии 93
2.4. Спортивная психология в системе наук 126
2.5. Социальные и психологические аспекты спортивной деятельности 132
2.6. Психическая нагрузка и ее особенности в спорте 148
2.7. Психологические компоненты структуры спортивной деятельности 162
2.8. Психологические подходы к классификации спортивной деятельности 175
Контрольные вопросы и задания к главе 2 181
Рекомендуемая литература. 185
Словарь основных терминов и понятий 189
Результаты, выводы
На современном этапе развития спортивной психологии, происходит определенная трансформация взглядов на предмет и задачи этой науки. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.
Борис Петрович Яковлев. Сургут