Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат Б.П. Яковлева «Основы спортивной психологии»

Актуальность
В последнее время в стране, в  спорте произошли важные политико-экономические, организационно-управленческие,  идеолого-культурные изменения. Изменяется не только спортивное сообщество, спортивная наука, изменяется спортивная психология тренеров, специалистов, спортсменов. Нужны новые парадигмы, теоретические положения, практикоориентированные подходы.  После 90-х годов, прошлого века, происходит медленный подъём научных исследований, увеличивается спрос на учебные издания по спортивной психологии, впереди олимпийские Игры в Сочи-2014. В данном проекте, изложены  краткая история становления отечественной и зарубежной спортивной психологии, научные школы, предмет и основные  проблемы, стоящие перед психологией спорта; представлены выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в развитие не только спорта высших достижений, но и в методологию, в теорию психологии; рассмотрена  психологическая структура и содержание спортивной деятельности. Практика современного спорта обусловливает необходимость создания новых организационных форм психологического сопровождения спортивной деятельности, перспективной теории и методики психологической подготовки на всех этапах спортивной карьеры.

Социальная, научная и практическая значимость
Cоциальная значимость проекта призвана способствовать раскрытию развития психических проявлений субъекта  спортивной деятельности (спортсмена, спортивного коллектива) в связи с обусловленностью психики объективными условиями  жизни и деятельности. Спортивная психология спорта призвана изучать человека в социальной сфере спорта на базе и в тесном взаимодействии с естественными, социальными и философскими основами человекознания. Этим определяется ее место в системе спортивной науки как связующего звена в познании человека - субъекта спорта.

Научная и практическая значимость проекта представлена в контексте преломления исторических знаний к  современным требованиям психологического обеспечения спортивной деятельности, структурировании понятийно-категориального аппарата; роли личностей в становлении научных школ, развитии методологии психологических знаний.

Значение для развития психологии
Значение проекта для развития психологии  заключается в том, что выстраивает  методологическую стратегию развития спортивной психологии на базе общих психологических знаний; отводит особое центральное место спортивной психологии в системе спортивных наук; имеет свой исторический взгляд  на становление и развитие науки, от познавательно-описательной направленности до познавательно-практической направленности; показывает, зависимость спортивной деятельности от психологических проявлений: процессов, состояний, качеств, образований человека; направляет на разработку психологических основ физической, технической и тактической подготовки с целью повышения результатов и эффективности деятельности.

Цели
Цель проекта обобщить и проанализировать целый ряд вопросов, касающихся истории отечественной и зарубежной спортивной психологии, предмета психологии, задач и методов  спортивной психологии, основных подходов и направлений. Представить основные взгляды, основоположников отечественной спортивной психологии. Обобщить  фундаментальные и  практико-ориентированные аспекты, отражающие значение, роль и место современной спортивной психологии в системе наук о спорте. Привлечь внимание к проблемам спортивной психологии, изучению  закономерностей, механизмов развития психики под воздействием целенаправленной тренировочной и соревновательной деятельности.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на широкий круг студентов, спортсменов, тренеров, практических психологов, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки, психологии физической культуры и спорта, а также учащимся школ олимпийского резерва и другим специалистам в области физической культуры и спорта.

Основное содержание работы:
Предисловие  4
Глава 1. Истоки спортивной психологии  10
1.1. Возникновение и развитие отечественной и зарубежной   спортивной психологии  10
1.2. История развития спортивной психологии за рубежом  28
1.3.   Пьер де Кубертен и спортивная психология  31
1.4.   Основоположники психологии в современном спорте  32
1.5. Основатели научных школ спортивной психологии в России 50
1.6. Печатные работы и вехи развития науки «спортивная психология»  62 

     Контрольные вопросы и задания к главе 1  65
Глава II. Введение  в спортивную психологию  66
2.1. Предмет и объект  спортивной психологии  66
2. 2. Основные функции спортивной психологии  81
2. 3.   Задачи спортивной психологии  93
2.4. Спортивная психология в системе наук 126
2.5. Социальные и психологические аспекты спортивной  деятельности  132
2.6.  Психическая нагрузка  и ее особенности в спорте  148
2.7. Психологические компоненты структуры спортивной деятельности  162
2.8. Психологические подходы к классификации спортивной деятельности  175
Контрольные вопросы и задания к главе 2  181
Рекомендуемая литература. 185
Словарь основных терминов и понятий 189
   
Результаты, выводы
На современном этапе развития спортивной психологии, происходит определенная трансформация взглядов на предмет и задачи этой науки. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Эффективность и качество профессиональной подготовки в учебных заведениях высококвалифицированных специалистов во многом зависит от того, имеют ли студенты в своём распоряжении современную качественно новую учебную и научно-методическую литературу, в том числе по спортивной психологии.

Спортивная психология принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки, до оформления спортивной психологии как самостоятельного научного направления прошло более века. Назрела потребность теоретического осмысления эмпирических и экспериментальных данных, накопленных в спортивной психологии. Важно, чтобы исторический опыт и современная система  развития спортивной психологии способствовали качеству спортивной подготовки и эффективности спортивной деятельности.

01.12.2010
Борис Петрович Яковлев. Сургут
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su