Реферат Г.Н. Леоновой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: методические материалы для создания и обоснования программ коррекционно-развивающих занятий»
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания и обоснования коррекционно-развивающих программ, их индивидуализации и дифференциации в зависимости от актуального уровня и зоны ближайшего развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-нравственной сфер учащихся (не только коррекционных образовательных учреждений). «Учение, ориентированное на процесс»*, формирование «универсальных учебных действий»* находят своё отражение в представленных материалах. Коррекция психомоторики и сенсорных процессов входит в обязательное содержание работы педагога-психолога специальных коррекционных учреждений. Повышение уровня развития когнитивных психических процессов расширяет возможности адаптации, реабилитации, дальнейшей социализации, реализации себя, как полноценного гражданина своей страны, приносящего пользу своим близким, т.е. социально значимо. Кроме этого, в процессе КРЗ предусмотрены актуализация и привитие общечеловеческих ценностей. Анализ теоретического материала лежит в основе создания инструментария для разработки и обоснования коррекционно-развивающих программ. Инструментарий, в виде структурирования теоретического материала в таблицах и «матрицах коррекционного воздействия», позволяет комплексно и системно рассматривать и решать проблемы учащихся и учебного процесса, обеспечивая этому научную обоснованность (значимость). Практическая значимость методических рекомендаций определяется предлагаемыми упражнениями, заданиями и техниками осуществления коррекционной работы, структурированными в специальные занятия. Предложенное тематическое планирование коррекционных занятий отражает технологический процесс формирования способностей и может быть использовано в практике работы психологов, педагогов, воспитателей коррекционных образовательных учреждений 7 и 8 видов, а так же родителями для организации досуга детей. Программа мониторинга может служить средством оценки эффективности коррекционно-развивающей работы, являясь, при этом, средством коррекционно-развивающего воздействия. Соответствие представленного материала «стратегии вариативного образования»*, ориентированного на «непосредственную связь с практическими ситуациями реальной жизни»* и «сотрудничество учителя и учащихся»*, взрослого и ребенка имеет значение для развития психологии. Цели курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Программа рассчитана на учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида при локальном и комплексном воздействии. Методические рекомендации, надеюсь, облегчат труд педагогов – психологов, дефектологов, воспитателей, учителей начального звена всех образовательных учреждений. В данной работе представлены: Предлагаемая программа КРЗ основывается на комплексном подходе и, в совокупности с Мониторингом динамики развития когнитивной и эмоционально - нравственной сферы, может стать системообразующим элементом психолого-педагогического сопровождения и образовательного процесса в целом. «Матрица КРЗ» может быть удобна для структуризации архива методических материалов и основой для создания «АРМ (автоматизированного рабочего места) психолога». Результативность. По результатам мониторинга уровня развития когнитивных психических процессов получилось, что в течение 4-х лет, начиная с 1997г., наблюдалась устойчивая тенденция увеличения количества учащихся, имеющих результаты по тесту Равена выше нижней границы нормы (с 10% до 24% от общего числа учащихся). В 2008-09уч.г. таких учащихся было 33%. И это при условии увеличения количества детей со сложной степенью дефектов. Фотографии ситуаций успешной деятельности, наряду с арт-терапией, решают задачу эффективной обратной связи, а значит, стимулируют работу в процессе КРЗ. Выводы: Предложенная программа, решает поставленные задачи. Она полифункциональна, позволяет подстраиваться под текущие проблемы и ситуацию, осуществлять межпредметные связи и связь с практическими ситуациями реальной жизни. Процесс диагностики оказывает положительное коррекционно-развивающее воздействие, т.е. является «коррекционно-диагностической» процедурой.
1) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
2) Целенаправленное формирование психологических новообразований,
______
* см. Стандарты второго поколения
составляющих сущностную характеристику возраста или в «зоне ближайшего развития»;
3) Способствовать оптимизации психического и личностного развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;
4) Содействие формированию «универсальных учебных действий» и оптимального индивидуального стиля деятельности с учетом индивидуальных компенсаторных возможностей учащегося.
• Материалы теоретического анализа разных подходов в определении и последовательности развития, описании принципов психокоррекционной работы и отличий КРЗ от уроков. Даны рабочие определения.
• Модифицированные коррекционно-развивающие упражнения («КРУпр.») - результат апробирования;
• Инструменты разработки и обоснования структуры и содержания коррекционной программы в виде: 1) структурирования и каталогизации «КРУпр.» по сути приема и направлениям воздействия, 2) обобщенной структуры содержания коррекционных занятий (матрицы); 3) содержания Карты сопровождения учащегося, 4) результатов мониторинга в виде ориентировочных норм и фотографий с КРЗ.
• Авторская Программа КРЗ, которая является результатом 14-летней работы в СКОШ VIII вида. Она строилась с учетом анализа трудностей учащихся и результатов мониторинга уровня развития когнитивных психических процессов и мелкой моторики учащихся. В примерном тематическом плане программы показано поэтапное дозирование внешней помощи, которое, по сути, является «процессуальной диагностикой».
Галина Николаевна Леонова. Ульяновск