Рецензия на развивающую психолого-педагогическую программу Е.В. Ларечиной «Растем вместе»
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его потребностей. В основе гармоничного развития личности лежит наше эмоциональное отношение к нему. Ранний возраст это возраст не только радостных совместных открытий и новых испытаний для семьи. В этот период семья с маленьким ребенком переживает ряд нормативных кризисов: кризис перестроения внутрисемейных отношений, связанных с появлением малыша, и кризис ребенка второго года жизни. Кризис семейных отношений может усугубиться возрастным кризисом взрослеющего малыша, который начинает проявляться с полутора лет. Этот период характеризуется повышенной конфликтностью, деструктивностью поведения — так называемым проявлением негативизма. Для этого возраста также характерна амбивалентность чувств и желаний: «хочу» и «не хочу» одновременно. Амбивалентность чувств свойственна и родителям маленького ребенка: проявления негативизма вызывают гнев и раздражение, сменяющиеся чувством вины за несдержанность и приливом любви к ребенку. Переживание кризисных ситуаций может привести к нарушениям эмоциональных отношений родителей и детей, к деструктивным формам их взаимодействия. Часто семья остается один на один со своими вопросами, сомнениями и тревогами. Несмотря на всеобщую психологизацию общества очень сложно определить, какие моменты особенно важны для гармоничного развития ребенка, как правильно применить полученные знания, не навредив малышу и не ухудшив психологический климат в семье. В данный период семье просто необходима помощь специалиста - психолога, задача которого не в директивной форме уважая взгляды родителя сопровождать семью. Программа « Растем вместе» Елены Викторовны Ларечиной направлена на формирование позитивных эмоциональных отношений в системе родитель (мама) ребенок. Используя данную программу специалист – психолог сможет эффективно строить свою работу с семьей маленького ребенка. Структура и содержание программы соответствуют возрастным особенностям детей данного возраста. Предлагаемый материал отражает глубокое понимание автором психологии детей раннего возраста и многолетнюю практику работы с семьями преддошкольников. Актуальность и практическая значимость программы Е.В. Ларечиной позволяют рекомендовать ее к практическому применению. Доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ Ирина Ивановна Мамайчук. 8 июня 2010 г. Санкт-Петербург. Рецензируемая развивающая психолого-педагогическая Программа Елены Викторовны Ларечиной может хотя бы частично возместить этот пробел. Её Программа разработана именно для того, чтобы помочь сближению родителя и ребенка раннего возраста. Принимая участие в занятиях по программе Е.В. Ларечиной родители получат знания о закономерностях развития ребенка, освоят позитивный опыт общения с малышом, получат навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с маленьким ребенком как в обыденной, так и в конфликтной ситуации. Развивающая Программа Е.В. Ларечиной разработана и составлена грамотно, отражает хорошие знания автора в области психологии раннего Актуальность Программы Елены Викторовны Ларечиной, её методическая состоятельность и несомненная практическая значимость позволяют рекомендовать её к публикации и внедрению. Председатель секции «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» Санкт-Петербургского психологического общества, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПб МАЛО, к. м. н., /И.В. Добряков/ 3 июня 2010 г. Санкт-Петербург
Рецензия
на развивающую психолого-педагогическую программу Елены Викторовны Ларечиной «Растем вместе»
Общеизвестно, что ранняя эмоциональная депривация оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Встречается она не только в домах ребенка, у так называемых «социальных сирот», в неблагополучных семьях, но и в семьях, считающихся вполне благополучными. Однако специалисты, работающие с маленькими детьми, до сих пор недостаточно уделяют внимания профилактике ранней эмоциональной депривации. Социальная напряженность, стремление самореализоваться, страх потерять работу, загруженность родителей приводят к тому, что эмоциональные контакты с детьми сводятся к минимуму. Многие родители просто не умеют играть с детьми, общение с ними нередко сводится к преждевременным попыткам обучения чему-то полезному с их точки зрения. К сожалению, специалисты, работающие с маленькими детьми, как правило, также недооценивают роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Научно-популярной литературы в этой области очень мало.
возраста. Формы работы, предлагаемые в программе, соответствуют современным взглядам психологии.
И.В. Добряков