Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат Д.И. Юрова, И.А. Юрова «Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи»

Актуальность  исследования обусловлена требованиями, которые предъявляют общество и государство  к профессиональным, нравственным и позитивным ценностным ориентациям  современного молодого человека - студента высшей школы.   Президент РФ Д.А.Медведев  в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2008 года  особо подчеркнул важность формирования  у молодежи  гражданственности и патриотизма. Это особенно актуально в период подготовки и проведения мегагосударственного проекта – XXII Олимпийских и   XI Паралимпийских зимних Игр 2014 г. в г. Сочи. Зарубежные представители (спортсмены, менеджеры, тренеры, руководители МОК и Федераций, зрители, судьи)  по ценностным ориентациям  гражданско-патриотической направленности  у студентов, (выпускников сочинских вузов)  -  специалистов и волонтеров будут судить о морально-нравственных качествах всего российского народа, на карту будет поставлен  имидж и авторитет страны. 

Социальная, научная и практическая значимость проекта
Социальная значимость проекта в том, что, формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций (ЦО) у студентов будет проходить успешнее, если, во-первых,  формирование гражданских и патриотических ЦО   рассматривается как одна из целей учебно-воспитательного процесса в вузе, нуждающегося в содержательном и организационном обеспечении; во-вторых, в образовательном  учреждении будет создана система изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО  у студентов, способствующая осознанию ими их как личностно-значимую характеристику, входящую в профессиональную подготовку студента, в которой происходит их профессионально-личностное развитие; в-третьих, предложены и внедрены в процесс профессионального обучения  методы изучения и  формирования гражданских  и патриотических ЦО студентов - будущих специалистов в различных сферах деятельности.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы научного обоснования, проектирования и реализации процесса  формирования гражданских и патриотических ЦО у студентов в процессе профессионального образования в высшей школе. Разработаны и обоснованы методы изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО у студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе. Показано, что в процессе формирования позитивных ЦО у студентов  повышается общественная активность как на университетском уровне, так и на  уровне городском, что выражается в более активном и действенном участии в общегородских общественно-значимых мероприятиях (подготовки города к участию в Международном форуме - Олимпийским и Паралимпийским Играм в г. Сочи-2014, и в выборах Главы города Сочи, краевое Законодательное Собрание, в  Государственную думу).  Определены психолого-педагогические условия, практическая реализация которых приводит к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, формированию гражданских и патриотических ЦО  у студентов вуза. В работе  предложена система активных методов формирования позитивных ЦО   в соответствии с педагогическим принципом целостности относительно  воздействия на формирующуюся личность студентов (деловые игры «Что? Где? Когда?», «Мозговая атака («брейнсторминг»), викторина, олимпиада, кроссворды на гражданскую и патриотическую тематику, семинар-тренинг по формированию гражданских и патриотических ЦО, посещение федеральных и муниципальных музеев, просмотр и обсуждение (диспут) кинофильмов на патриотическую тематику, программа участия в  городских благотворительных акциях («День пожилого человека», «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей» и др.,), в  Федеральных, краевых и муниципальных выборах,  в городских общественно-политических мероприятиях «День народного единства» «День Весны и Труда», «День Победы», «День города» и др.,  в строительных,  педагогических, досуговых  студенческих отрядах  в каникулярный период).

Разработанный и экспериментально проверенный в исследовании механизм изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО в процессе внутривузовского обучения служит основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике.  Разработанный комплекс методов может быть внедрен в вузовский педагогический процесс с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Предложенные методы изучения и формирования позитивных ценностных ориентаций могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в вузе с целью повышения социальной адаптации и социализации, укрепления межличностных отношений, повышения стенических эмоций студентов.

Значение для развития психологии
Создание моделей изучения ЦО студентов и обоснование  психолого-педагогических условий формирования гражданских и патриотических  ЦО у студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе.

Цели
Изучить с помощью созданных методик  ЦО студентов и на базе полученных данных предложить активные методы формирования гражданских и патриотических ЦО у студенческой молодежи.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Преподаватели вузов, психологи, педагоги, социологи, специалисты  Управлений (комитетов) по делам молодежи, избирательные комиссии, отделения федеральных партий.

Основное содержание работы (или ее этапы):
На первом этапе (2006-2007 гг.) – теоретически - поисковом – проводилось изучение научной литературы по проблеме исследования. Разрабатывался понятийный аппарат и выстраивалась рабочая гипотеза исследования. Был проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе (2007-2008 гг.) – опытно-экспериментальном – была разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи. На третьем этапе (2008-2009 гг.) – обобщающем – осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение основных положений исследования, публикация материалов по теме исследования.

Результаты, выводы:
1. Ценностные ориентации – сложное многокомпонентное образование, детерминированное объективными и субъективными факторами социализации личности молодого человека. Совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.
2. Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи не должно быть самоцелью и окончательным результатом исследования, а являться важным фактором (базисом) в построении адекватной модели процесса социализации и социальной адаптации к студенческой жизни. Целесообразно не только и не столько установить, но и формировать ценностные ориентации студенческой молодежи.
3. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи имеют как  инвариантные характеристики, так и региональные особенности, связанные с подготовкой и проведением общественно-значимых мероприятий (например, Олимпийских Игр-2014 года в г. Сочи). Считаем необходимым проведение регионального мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи, отражающих как общесоюзные, так и региональные влияния (политические, экономические, социальные, географические, информационные, моральные, духовные, семейные).
4. Предложенные методы изучения и формирования ценностных ориентаций являются валидными и надежными для мониторинга и формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций, социализации и социальной адаптации студенческой молодежи.
5. Учебно-воспитательный процесс в вузе положительно влияет на формирование ценностных ориентаций, социализации и социальной адаптации студентов, но более эффективно этот процесс проходит при применении активных методов формирования позитивных ценностных ориентаций.
6. Активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций соответствуют принципам, формам и методам гуманистической педагогики, повышают мотивацию, положительную эмоциональность студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе. Без поддержки и участия педагога гуманистически ориентированное формирование личности молодого человека невозможно.
7. Предложенные методы могут представлять синтез форм и методов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях подготовки и реализации Болонского Соглашения.
8. Считать целесообразным для изучения ценностных ориентаций студентов сочетать предложенные методы с анализом результатов деятельности, биографических данных, контент-анализом публикаций молодежи и о молодежи, с  включенным наблюдением за поведением, учебой и общественной деятельностью студентов, беседой и с консультированием в системе Социально-психологической службы вуза.

21.10.2010
Юров Дмитрий Игоревич, Юров Игорь Александров
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su