16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024

Кто есть кто

Тамара Александровна Барышева

Тамара Александровна Барышева

Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Член Совета факультета. Член диссертационных советов при РГПУ им. А.И.Герцена и СПбГУ.

В 1971 г. окончила Московский государственный институт культуры.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам», в 2005 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая структура и развитие креативности у взрослых».

С 1978 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена: концертмейстер, ассистент, старший преподватель, доцент, заведующая (1995-2013) кафедрой эстетического воспитания (с 2006 г. – кафедра художественного образования ребенка), профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка.

Руководитель образовательных программ «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде» (магистратура) и «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей» (бакалавриат).

Участвовала в инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (УМК «Технологии гармонизации межвозрастных отношений», «Творчество: теория, диагностика, технологии» – словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере).

Участвовала в организации и работе открытой площадки для дискуссий «Обучение одаренных детей» на Педагогической ассамблее, посвященной Году учителя.

Область профессиональных интересов:

  • психология искусства
  • психология креативности
  • педагогическая психология
  • психология развития
  • художественное образование

Теоретически и экспериментально обосновала авторскую концепцию психологической структуры креативности как системного психического образования и возможности развития креативности средствами современных электронно-коммуникативных и арт-технологий. Изучая генезис идей в отечественной и зарубежной психологии в ретроспективной проекции проследила эволюцию понятия «креативность» в психологии творчества. Систематизировала основные социально-психологические (макро-мезо-микро) факторы и особенности развития креативности в онтогенезе. Разработала систему диагностики креативности и авторскую технологию рефлексивной самоорганизации как совокупности способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания и саморазвития субъектов в условиях информационной среды. На основе эмпирического исследования выявила возрастные, гендерные, индивидуальные различия в психологической структуре креативности, эвристические свойства искусства и художественной деятельности, акмеологические условия творческой продуктивности личности.

Читает курсы:

  • Психология развития художественного интеллекта ребенка
  • Арт-технологии в развитии ребенка в поликультурной образовательной среде
  • Организация образовательной и научной деятельности магистра
  • Психология креативности
  • Психолого-педагогические основы развития креативности ребенка
  • Арт-технологии развития креативности ребенка
  • Технологии развития визуальной креативности ребенка
  • Художественно-творческое развитие ребенка в музейной среде
  • Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка
  • Психология художественного интеллекта
  • Психология искусства и художественной деятельности
  • Диагностика художественно-творческого развития ребенка

Основные публикации: более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе

  • Диагностика эстетического развития личности: Учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 с.
  • Креативность. Диагностика и развитие: Монография / Т.А. Барышева. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с.
  • Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост. Т.А. Барышева и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 414 с.
  • Дошкольник и младший школьник в системе образования: Герценовские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апр. 2004 г. / редкол.: Т.А. Барышева и др. - СПб: Изд-во РГПУ, 2004. - 568 с.
  • Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие. - СПб: СПГУТД, 2006. - 267 с. (в соавт.).
  • Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования и научно-педагогических работников высших учебных заведений / под общ. ред. Т.А. Барышевой. - СПб: Книжный Дом, 2008. - 293 с.
  • От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: Учебно-методическое пособие. - СПб: ГРМ, 2011.
  • Art-IQ структура и диагностика художественного интеллекта ребенка // Музыкальное искусство и образование в течении всей жизни. - М.: МГПУ 2012.
  • Модель мира в психологической структуре креативности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3(27).
  • Креативность. Опыт самопознания – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination-development) студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Психолого- педагогические науки. 2013. №158.
  • Моделирование и диагностика художественного интеллекта ребенка / Т.А.Барышева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки. 2014. №167.
  • Гендерные различия в структуре креативности / Т.А.Барышева // Психология образования в поликультурном пространстве. – Елец: Изд-во ЕГУ, 2014.
  • Развитие социальной креативности ребенка: Методическое пособие для специалистов дополнительного образования детей и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. - СПб: Антарион, 2015.
  • Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии: Монография / Т.А.Барышева. - СПб: Изд-во ВВМ, 2016.
  • Введение в музей: учебный курс для второго года обучения / Б.А. Столяров, Т.А Барышева, О.Р. Лузе, Л.А. Гольтякова. - СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. - 119 с.
  • Институт детства Герценовского университета: коллективная монография: к 220-летию Герценовского университета / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 430 с.
  • Научно-практическая конференция «Социальное творчество детей и подростков в контексте реализации социокультурной миссии дополнительного образования», 8 декабря 2017 года / ред. колл. Т. А. Барышева и др. - СПб: Изд-во ВВМ, 2018. - 242 с.
  • Опыт изучения мотивации и эмоциональных компонентов визуальной креативности в младшем школьном возрасте / Т.А. Барышева, Н.А. Шилова // Художественное образование и музей: материалы Международной научно-практической конференции «Музей в контексте образования: итоги и новые векторы развития», посвященной 30-летию отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея. - СПб: ГРМ, 2020. - С. 190-205.
  • Психология творчества: учебник для вузов / Барышева Т.А. - М.: Юрайт, 2021. - 300 с.
  • Взаимосвязь когнитивных стилей и социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте / Барышева Т.А., Матюшичев И.Ю., Матюшичева М.И. // Научное мнение. - 2021. - №4. - С. 62-69.
  • Художественное образование ребенка: стратегии будущего: Герценовские чтения : материалы VII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 5 марта 2021 года / редколл.: Б.А. Столяров, Т.А. Барышева, С.А. Котова, И.Д. Пелих. - СПб: Издательство ВВМ, 2021. - Том 7, выпуск 1. - 407 с.
  • Когнитивные факторы развития креативности в младшем подростковом возрасте / Барышева Т.А., Гоголева В.В., Полозова Д.А. // Научное мнение. - 2022. - №1-2. - С. 66-74.
  • Рефлексия креативности : опыт изучения и развития / Барышева Т.А., Гоголева В.В., Дроздова А.А. // Научное мнение. - 2023. - №1-2. - С. 25-35.

Награды:

  • проект «Развитие креативных свойств личности средствами дистанционных технологий в системе открытого образования», разработанный Т.А. Барышевой, получил грант Министерства образования Российской Федерации
  • электронно-коммуникативная версия элективного курса «Креативность. Опыт самопознания» награжден на 6-ой Университетской выставке научных достижений дипломом второй степени в номинации «Информационно-техническое обеспечение образования»
  • комплект пособий «Креативный ребенок» и «Как воспитать в ребенке творческую личность» награжден на 9-ой Университетской выставке научных достижений дипломом первой степени в номинации «Лучший учебный комплекс для школы»
Поздравления с днём рождения
  • Лариса Григорьевна Лавриченко

    Многоуважаемая Тамара Александровна! Рада поздравить Вас с днем рождения! Пусть здоровье будет крепким, мысли - ясными, а близкие люди - заботливыми и внимательными!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»