• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
Барышева Тамара Александровна, р. 22.06.1947

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Член Совета факультета. Член диссертационных советов при РГПУ им. А.И.Герцена и СПбГУ.

В 1971 г. окончила Московский государственный институт культуры.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам», в 2005 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая структура и развитие креативности у взрослых».

С 1978 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена: концертмейстер, ассистент, старший преподватель, доцент, заведующая (1995-2013) кафедрой эстетического воспитания (с 2006 г. – кафедра художественного образования ребенка), профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка.

Руководитель образовательных программ «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде» (магистратура) и «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей» (бакалавриат).

Участвовала в инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (УМК «Технологии гармонизации межвозрастных отношений», «Творчество: теория, диагностика, технологии» – словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере).

Участвовала в организации и работе открытой площадки для дискуссий «Обучение одаренных детей» на Педагогической ассамблее, посвященной Году учителя.

Область профессиональных интересов:

  • психология искусства
  • психология креативности
  • педагогическая психология
  • психология развития
  • художественное образование

Теоретически и экспериментально обосновала авторскую концепцию психологической структуры креативности как системного психического образования и возможности развития креативности средствами современных электронно-коммуникативных и арт-технологий. Изучая генезис идей в отечественной и зарубежной психологии в ретроспективной проекции проследила эволюцию понятия «креативность» в психологии творчества. Систематизировала основные социально-психологические (макро-мезо-микро) факторы и особенности развития креативности в онтогенезе. Разработала систему диагностики креативности и авторскую технологию рефлексивной самоорганизации как совокупности способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания и саморазвития субъектов в условиях информационной среды. На основе эмпирического исследования выявила возрастные, гендерные, индивидуальные различия в психологической структуре креативности, эвристические свойства искусства и художественной деятельности, акмеологические условия творческой продуктивности личности.

Читает курсы:

  • Психология развития художественного интеллекта ребенка
  • Арт-технологии в развитии ребенка в поликультурной образовательной среде
  • Организация образовательной и научной деятельности магистра
  • Психология креативности
  • Психолого-педагогические основы развития креативности ребенка
  • Арт-технологии развития креативности ребенка
  • Технологии развития визуальной креативности ребенка
  • Художественно-творческое развитие ребенка в музейной среде
  • Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка
  • Психология художественного интеллекта
  • Психология искусства и художественной деятельности
  • Диагностика художественно-творческого развития ребенка

Основные публикации: более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе

  • Art-IQ структура и диагностика художественного интеллекта ребенка // Музыкальное искусство и образование в течении всей жизни. - М.: МГПУ 2012.
  • Введение в музей: учебный курс для второго года обучения / Б.А. Столяров, Т.А Барышева, О.Р. Лузе, Л.А. Гольтякова. - СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. - 119 с.
  • Гендерные различия в структуре креативности / Т.А.Барышева // Психология образования в поликультурном пространстве. – Елец: Изд-во ЕГУ, 2014.
  • Диагностика эстетического развития личности: Учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 с.
  • Дошкольник и младший школьник в системе образования: Герценовские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апр. 2004 г. / редкол.: Т.А. Барышева и др. - СПб: Изд-во РГПУ, 2004. - 568 с.
  • Институт детства Герценовского университета: коллективная монография: к 220-летию Герценовского университета / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 430 с.
  • Креативный ребенок: диагностика и развитие творч. способностей / сост.: Т.А. Барышева и др. - Ростов Н/Д : Феникс, 2004. - 414 с.
  • Креативность. Диагностика и развитие: Монография / Т.А. Барышева. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с.
  • Креативность. Опыт самопознания – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination-development) студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Психолого- педагогические науки. 2013. №158.
  • Моделирование и диагностика художественного интеллекта ребенка / Т.А.Барышева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки. 2014. №167.
  • Модель мира в психологической структуре креативности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3(27).
  • Научно-практическая конференция «Социальное творчество детей и подростков в контексте реализации социокультурной миссии дополнительного образования», 8 декабря 2017 года / ред. колл. Т. А. Барышева и др. - СПб: Изд-во ВВМ, 2018. - 242 с.
  • От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: Учебно-методическое пособие. - СПб: ГРМ, 2011.
  • Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии: Монография / Т.А.Барышева. - СПб: Изд-во ВВМ, 2016.
  • Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие. – СПб: СПГУТД, 2006.– 267 с. (в соавт.).
  • Развитие социальной креативности ребенка: Методическое пособие для специалистов дополнительного образования детей и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. - СПб: Антарион, 2015.
  • Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования и научно-педагогических работников высших учебных заведений / под общ. ред. Т.А. Барышевой. - СПб: Книжный Дом, 2008. - 293 с.

Награды:

  • проект «Развитие креативных свойств личности средствами дистанционных технологий в системе открытого образования», разработанный Т.А. Барышевой, получил грант Министерства образования Российской Федерации
  • электронно-коммуникативная версия элективного курса «Креативность. Опыт самопознания» награжден на 6-ой Университетской выставке научных достижений дипломом второй степени в номинации «Информационно-техническое обеспечение образования»
  • комплект пособий «Креативный ребенок» и «Как воспитать в ребенке творческую личность» награжден на 9-ой Университетской выставке научных достижений дипломом первой степени в номинации «Лучший учебный комплекс для школы»

Поздравления с днём рождения

Многоуважаемая Тамара Александровна! Рада поздравить Вас с днем рождения! Пусть здоровье будет крепким, мысли - ясными, а близкие люди - заботливыми и внимательными!

22.06.202011:44:18


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
26 июля 2021 , понедельник

В этот день

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
26 июля 2021 , понедельник

В этот день

Константин Сергеевич Лисецкий празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Евгеньевна Пурнис празднует день рождения! Поздравить!

Герман Борисович Карельский празднует день рождения! Поздравить!

Наталия Александровна Донина празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь