Кто есть кто
Татьяна Анатольевна Фотекова
Доктор психологических наук, доцент.
Заведующая кафедрой психологии и социальной работы Медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Профессор кафедры «Психология и социальные науки» Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Основатель и руководитель социально-психологического центра «Праксис».
Член редколлегии журнала «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и научного сетевого издания «Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки».
В 1985 г. окончила Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия», в 1993 г. - аспирантуру ИКП РАО, в 2001 г. - докторантуру МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ».
В 1985-1988 гг. работала логопедом в поликлинике и детском саду в г. Тюмень.
В 1988-1990 гг. – ассистент кафедры психологии Абаканского государственного педагогического института.
В 1994-1998 гг. и с 2002 г. заведует кафедрой психологии (затем - кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии и социальной работы) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
Научные интересы связаны с изучением нейропсихологии онто- и дизонтогенеза. Cпециалист по коррекции интеллектуального и речевого развития, а также трудностей в обучении.
Читает курсы:
- Общая психология
- Нейропсихология развития высших психических функций
- Практикум по нейропсихологии
- Преподавание психологии в высшей школе
- Нейропсихология дизонтогенеза
Основные публикации: более 100 работ, в том числе
- Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: монография. Абакан: Бригантина, 2015. 203 с.
- Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс / сост. Фотекова Т.А. 2-е изд., испр. и доп. Абакан: ФГБОУ ВПО Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2014. 118 с.
- Основы нейропсихологии: учебно-методический комплекс / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ФГБОУ ВПО Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2012. 99 с.
- Хрестоматия по общей психологии: хрестоматия / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2010. 142 с.
- Психология реабилитации и восстановления высших психических функций: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / сост. Т. А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2010. 95 с.
- Нейропсихология дизонтогенеза: особенности высших психических функций при общем недоразвитии речи и задержание психического развития : учебное пособие. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2009. 172 с.
- Практикум по клинической психологии. Ч. 1. Практикум по нейропсихологической диагностике: практикум / сост. Т. А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2008. 92 с.
- Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: колл. монография / под ред. Т.А. Фотековой. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007. 168 с.
- Развитие высших психических функций в школьном возрасте: монография. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. 163 с.
- Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002, 2007 (2-е изд., испр. и доп.); М.: Юрайт, 2020 (3-е изд., испр. и доп.).
- Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000; М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006, 2007.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РХ.
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 22.05.2020