16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Елена Викторовна Воробьева

Елена Викторовна Воробьева

Ростов-на-Дону

Доктор психологических наук, профессор. Профессор РАО. Почетный работник сферы образования Российской Федерации.

Профессор кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Член Российского психологического общества (РПО), Международного общества психофизиологов (International organization of psychophysiology, I.O.P.), Ассоциации генетики поведения (Behavior Genetics Association). Является сертифицированным психологом Европейской психологической ассоциации (EuroPsy).

Член редакционных коллегий журналов «Российский психологический журнал», «Мир науки. Педагогика и психология», «Северо-Кавказский психологический вестник», «Комплексные исследования детства».

Эксперт Российского научного фонда (08-550 Психология). Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы в рамках проведения государственной аккредитации образовательной деятельности (распоряжение №2372-06 от 20.12.2022).

В 1991 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета.

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность: на материале монозиготных близнецов в возрасте 13-14 лет» (в Институте психологии РАН), в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы» (в Южном федеральном университете).

В 1991-1998 гг. - педагог-психолог Областного методического центра.

В 1998-2000 гг. - педагог-психолог Дворца творчества детей и молодежи г Ростова-на-Дону.

В 2000-2001 гг. - старший преподаватель кафедры психофизиологии и клинической психологии РГУ.

С 2006 г. работает в ЮФУ: доцент, профессор, заместитель заведующего кафедрой психофизиологии и клинической психологии; заведующая лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии Академии психологии и педагогики; заместитель директора Академии психологии и педагогики по науке и инновациям, координатор по научной работе.

Работала в Донском государственном техническом университете, заведовала кафедрой «Психофизиология и клиническая психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология», ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАО ДГТУ.

Научный руководитель психологической службы Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону.

Член оргкомитета и программного комитета более 10 всероссийских и международных конференций.

Сфера научных интересов: психология способностей и индивидуальных различий: психофизиологические и психогенетические предикторы.

Опыт руководства научными проектами и участия в них:

  • грант РГНФ № 08-06-00753а «Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов» (2008-2010, руководитель)
  • грант № 213.01-24/2013-185 ЮФУ «Гуманитарные технологии и модели развития толерантных отношений и формирования антиэкстремистских ценностей в молодежной среде в полиэтническом и поликонфессиональном регионе Российской федерации» (2013, руководитель)
  • грант № 213.01-07-2014/15ПЧВГ ЮФУ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи на Юге России» (2014-2016, руководитель)
  • РНФ, соглашение № 16-18-10222 «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии у лиц с разными ДНК-маркерами» (2016-2018, 2019-2020, исполнитель)
  • грант Министерства образования и науки РФ № 25.3336.2017/ПЧ «Когнитивные нейротехнологии: полиморфизм генов как механизм индивидуализации зрительного восприятия» (2017-2019, исполнитель)
  • РФФИ, договор № 18-29-22004 мк «Психологическое и генетическое исследование предикторов, определяющих поведение пользователей при восприятии Интернет-контентов различной информационной направленности» (2018-2020, исполнитель)
  • грант РФФИ № 18-013-01019 «Электрофизиологические и генетические корреляты эмоционального интеллекта у представителей различных этносов Юга России» (2018-2020, руководитель)
  • РНФ, соглашение № 20-64-47057 «Психологические и биологические механизмы и детерминанты восприятия эмоционально окрашенных сцен и эмоциональных экспрессий лиц» (2020-2022, исполнитель)

Читает курсы:

  • Основы психогенетики
  • Дифференциальная психология
  • Возрастная психофизиология

Под руководством Е.В. Воробьевой защищены 4 кандидатские диссертации по специальности 19.00.02 - Психофизиология (Психологические науки). 

Основные публикации: более 220 работ, в том числе

  • Воробьева Е.В., Косоногов В.В., Ковш Е.М.  Эмоциональный интеллект: генетические и психофизиологические корреляты: монография. М.: Мир науки, 2021.
  • Воробьева Е.В. и др. Психология и генетика поведения молодежи юга России с разной этнической принадлежностью: монография. Ростов-на-Дону; Москва : Кредо, 2021. 175 с.
  • Воробьева Е.В., Кайдановская И.А. Психофизиология детей и подростков: учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. 174 с.
  • Воробьева Е.В., Перков М.А., Щетинина Д.П. Исследование взаимосвязи принятия агрессии и эмоционального интеллекта // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. №2. С. 28-50.
  • Воробьева Е.В. Технология объективной психофизиологической оценки мотивационных особенностей студентов-психологов: монография. М.: Кредо, 2016. 101 с.
  • Воробьева Е.В. и др. Психогенетика агрессивного и враждебного поведения: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 100 с.
  • Ермаков П.Н., Ковш Е.М., Воробьева Е.В. Особенности вызванной активности мозга девушек-носительниц различных генотипов по маркеру MAOA u-VNTR при оценке эмоционально окрашенных сцен // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 4. С. 232-253.
  • Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Кайдановская И.А., Стрельникова Е.О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. №3. С. 72-80.
  • Воробьева Е.В. Психогенетика общих способностей. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2011. 220 с.
  • Воробьёва Е.В. Методические указания по курсу «Психогенетика» для студентов психологов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.43 с.
  • Воробьёва Е.В. Методическое пособие по курсу «Генетическая физиология» для студентов психологического факультета. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.
  • Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: монография. М.: Кредо, 2006. 288 с.
  • Воробьева Е.В. Генетические корреляции психометрического интеллекта и характеристик компонентов событийно-связанных потенциалов мозга // Научная мысль Кавказа. 2006. Приложение. №4. С. 200-203.
  • Воробьева Е.В. Исследование ССП мозга, психометрического интеллекта и мотивации достижения близнецовым методом // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2006. №3. С. 53-55.
  • Воробьева Е.В. Оценка компонентов фенотипической дисперсии имплицитной и самоприписываемой мотивации достижения // Научная мысль Кавказа. 2006. Приложение. №3. С. 284-285.
  • Воробьева Е.В. Психогенетический подход к изучению мотивации достижения // Валеология. 2006. №1. С. 34-41.
  • Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. №3. С. 110-111.
  • Воробьева Е.В. Психогенетика. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2005. 165 с.
  • Воробьева Е.В. Современные психогенетические исследования интеллекта и теория мотивации достижения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 53-59.
  • Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психогенетический аспект // Валеология. 2003. №4. С. 46-51.
  • Воробьева Е.В. Психогенетика интеллекта и мотивации достижения. Ростов-на-Дону: ООП ОблЦТТУ, 2003. 92 с.
  • Воробьева Е.В. Общая психодиагностика. Учебная программа и методические указания для студентов спецфакультета «Практическая психология». Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. 11 с.
  • Воробьева Е.В. Воздействие общения экспериментатора с испытуемым на проявление психометрического интеллекта у подростков-монозиготных близнецов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №1. С. 70-80 (в соавт. с Дружининым В.Н.).
  • Воробьева Е.В. Психология. Программа и учебно-методические разработки по курсу. Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА, 1996. 22 с.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ (2000)
  • медаль 3 степени «За заслуги перед ЮФУ» к 100-летию ЮФУ (2015)
  • почетное звание «Профессор РАО» (присвоено постановлением президиума Российской Академии образования № 7/8-1 от 21 сентября 2016)
  • почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (приказ Минобрнауки № 246 к/н от 4.09.2020)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»