22 октября 2017 , воскресенье

Известные психологи

Иванников Вячеслав Андреевич, р. 01.03.1940

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный профессор МГУ.

Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член Учёного совета факультета и специализированных советов по защите диссертаций, заместитель председателя диссертационного совета по общей психологии, истории психологии и психологии личности. Член Совета по психологии УМО университетов РФ.

Член Большого Жюри (1999-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

В 1966 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом», в 1989 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологические механизмы волевой регуляции».

Сфера научных интересов: общая психология и психология личности.

При подготовке кандидатской диссертации экспериментально исследовал роль прознозирования событий субъектом в организации поведения в ситуации неопределенности. В докторской диссертации разрабатывается новое представление о потребностях как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность — среда». Мотивация рассматривается как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию, намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты исследований представлены в третьем издании монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (2006 г.).

Автор концепции медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и концепции социальной работы с населением. Главная идея концепций — восстановление возможностей человека самостоятельно решать свои проблемы. Разработан проект службы помощи детям, основанной на совместной работе социальных работников, психологов, педагогов, врачей, юристов и других специалистов.

Преподавательская и административная деятельность:

  • 1972–1992 гг. — доцент, с 1992 г. по наст. время — профессор кафедры психологии личности, в 1973–1983 и 2000–2005 гг. — зам. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
  • 1973–1983 гг. — ответственный секретарь Учебно-методического совета по психологии при Минвузе СССР
  • 1983–1992 гг. — член Центрального Совета, член Президиума Общества психологов СССР
  • 1993–1997 гг. — зам. председателя Научно-методического совета по психологии при Комитете по высшей школе РФ
  • 1992–2003 гг. — руководитель федеральной программы «Дети Чернобыля»
  • 1993–2003 гг. — соруководитель российско-нидерландской программы «Дети группы риска»
  • 1995–1998 гг. — руководитель программы «Дети сироты»
  • 1995–2003 гг. — руководитель президентской программы «Дети России» в системе образования РФ
  • 1997–2003 гг. — ответственный секретарь Координационного совета по психологии Министерства образования Российской Федерации

Подготовил 13 кандидатов наук.

Издательская деятельность: более 80 научных работ, среди них монографии:

  • Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движению. — М., 1978;
  • Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991 (1998, 2006);
  • Основы психологии. — М., 2010;
  • Общая психология. — М., 2014.

Награды:

  • Медадь «Ветеран труда» (1987)
  • Мeдаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль К.Д.Ушинского (2000)

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Как науки - создание адекватной теории психики; как практики - разработка технологий помощи людям в трудной для них ситуации.

2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?

Учиться!

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Один из смыслов жизни.

4. Как Вы относитесь к смерти?

С ожиданием.

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Что жизнь конечна и жить надо не как попало.

 

О себе

Мое кредо. Вера в науке значит не меньше чем вера в жизни. Она определяет область поиска решений различных научных проблем, она не допускает в сознание никаких аргументов «против», она заставляет защищать то, что не подтверждается или опровергается разумом. Любая наука имеет в своем основании допущения, принимаемые на веру.
Во что верю я?

  • Верю, что существует сам по себе мир / вселенная/; что он меняется; что в нем происходят какие-то события, которые можно описать на языке человека; что некоторые события можно предсказать на основе сформулированных человеком законов /подчеркиваю,- именно сформулированных, а не увиденных учеными в природе. Возможно, они могут, а в идеале, должны совпадать с реальными правилами жизни вселенной/.
  • Верю в то, что жизнь на Земле когда-то возникла, реализуя возможность мира быть живым и неживым.
  • Верю, что жизнь на Земле развивается, эволюционируя в сторону усложнения, ибо у нее есть одна программа,- использовать для развития жизни среду обитания полностью. Отсюда множество видов живых существ, которые есть лишь формы и способы жизни.
  • Верю, что то, что принято называть психикой, возникло в эволюции живого как одно из его свойств и стало использоваться живыми существами для обслуживания его поведения. Это не отменяет того факта, что на уровне человека психика из служанки превращается в хозяйку жизни.
  • Верю, что психика возникла не на пустом месте, а на основе более простых форм отражения, управления и регуляции жизни живых существ. Это значит, что психика есть лишь одна из форм отражения, управления и регуляции, которые могут осуществляться как на физической и физиологической основе, так и на основе субъективных переживаний.
  • Верю, что понятие деятельности как «единицы жизни» адекватно описывает жизнь животных и человека и без анализа деятельности не может быть научной психологии.
  • Верю, что психику человека нельзя адекватно объяснить без понятия высших психических функций, понимаемых как особая активность человека с внешними и внутренними звеньями («психическая работа»), направленная на получение таких же результатов, как и производимых природными натуральными психическими процессами.
  • Верю, что психика функционирует как единое целое и только в зависимости от задачи проявляется то как восприятие, то как память, то как мышление, то как мотивация.
  • Верю, что социальная жизнь людей заставляет их, а возможности людей позволяют им, создавать особое пространство человеческой жизни – пространство культуры и в том числе, пространство нравственных отношений или пространство духовной жизни человека. Переходя в это пространство жизни, человек становится личностью, т.е. субъектом, способным совершать поступки на основе нравственных выборов.

Свою задачу я вижу в том, чтобы продолжать исследования психических процессов человека как высших психических функций, понимая их как особые действия человека. Вторая задача – это исследование механизмов личностного поведения.
Понимая, что многие понятия психологии в истории науки введены как теоретические конструкты, я пытаюсь выделить те реальности деятельности животных и человека, для решения которых вводились эти понятия и исследовать их, а не объяснительные понятия.

Подробнее о В.А. Иванникове — на сайте кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова.

Статьи и интервью в «Психологической газете»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение