Кто есть кто
Елена Евгеньевна Сапогова
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Приглашенный лектор Московского института психоанализа.
Член редколлегии журналов «Вестник Пермского государственного университета. Философия. Психология. Социология», «Вестник Вятского государственного университета».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2027).
В 1982 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1985 г. — аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, в 1994 г. — докторантуру Психологического института РАО.
В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста», в 1994 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста» (практическое приложение диссертации — развивающая программа «Азбука воображения»" — с 1992 г. реализуется во многих регионах России).
В 1986–1989 гг. работала в должности ассистента кафедры философии в Тульском политехническом институте.
В 1989-1997 гг. — доцент, профессор кафедры психологии Тульского государственного педагогического института им. Л.Н. Толстого.
В 1997 г. организовала и до 2015 г. возглавляла кафедру психологии Тульского государственного университета (в 2014 г. кафедра вошла в состав Института гуманитарных и социальных наук ТулГУ). С 1997 по 2015 г. руководила аспирантурой при кафедре психологии ТулГУ.
С 2015 г. работает в Московском педагогическом государственном университете, сначала в должности профессора кафедры психологии развития, с 2017 г. - в должности профессора кафедры психологии образования.
С 2015 г. преподает в Московском институте психоанализа.
Научные интересы:
- экзистенциальная психология,
- нарративная психология,
- психология личности,
- психология сознания,
- психологическая антропология,
- психосемиотика,
- психогерменевтика,
- психология жизненного пути человека,
- консультативная психология,
- психология развития,
- психология воображения,
- культурный социогенез.
Создатель научного направления «Культурный социогенез и личностный рост современного поколения». Разработала базовую модель культурного социогенеза и становления семиосферы современного субъекта, описала параметры микрокультурного пространства семьи, создающие системные связи между внутрисемейными нарративными традициями и формированием «Я» развивающегося субъекта. Разработала понятия личностной мифологемы, индивидуальной субличностной мифологии («легенд о себе»), процессов самопроектирования и жизнетворчества. Экспериментально исследовала ряд концептов, выстраивающих индивидуальную семиосферу, а также разработала модель гипертекстового индивидуального пространства субъекта.
Внесла существенный вклад в развитие современных знаний о становлении профессиональной ментальности психолога и фундаментальных парадигмах обучения профессиональной психологии.
Читает курсы:
- Психология развития личности в зрелом возрасте;
- Геронтопсихология;
- Возрастно-психологический подход в консультировании;
- Актуальные проблемы возрастной психологии;
- Акмеология развития личности;
- Психология личности;
- Возрастно-психологические аспекты консультирования;
- Технологии психологического сопровождения ребенка раннего возраста.
Гранты:
- грант РФФИ № 10-06-00152а «Психологические механизмы трансформации жизненных событий в автобиографический нарратив»;
- грант РФФИ № 13-06-07010 по изданию научных трудов, являющихся результатом работ по ранее завершенным научным инициативным проектам «Экзистенциальная психология взрослости»;
- грант РГНФ №15-06-10028 «Психосемантическая организация экзистенциального опыта личности»
Основные публикации: более 350 работ, в том числе
- Шестилетний ребенок: вопросы и ответы (монография, 1992)
- Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника (монография, 1993)
- Азбука воображения (методическое пособие, 1995)
- 1001 задача по психологии (учебное пособие, части I-IV, 1999)
- Психология развития: ретроспективы и перспективы становления человека (учебное пособие, 2000)
- Психология развития человека (учебное пособие с грифом УМО, 2001)
- Задачи по общей психологии (учебное пособие с грифом УМО, 2001)
- Сто игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников (методическое пособие, 2002)
- Культурный социогенез и мир детства. Лекции по историографии и культурной истории детства (учебное пособие, 2004)
- Консультативная психология (учебное пособие, 2008)
- Лиминальность: опыт экзистенциально-психологической интерпретации (монография, 2010)
- Практикум по консультативной психологии (учебное пособие, 2010)
- Подготовка выпускных квалификационных работ по психологии (учебно-методическое пособие, 2011)
- Научно-педагогическая практика в магистратуре (учебно-методическое пособие, 2012)
- Экзистенциальная психология взрослости (монография, 2013)
- Семантика личной жизни: экзистенциально-нарративный анализ автобиографических историй (монография, 2014)
- Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности и её жизненного пути (2015)
- Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте (2-е изд., 2016)
- Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй (2017)
- Консультативная психология: тесты, вопросы, упражнения (учебное пособие, 2019)
- Консультативная психология (учебное пособие, 2-е изд., 2019)
- Консультативная психология: кейсы и творческие задания (учебное пособие, 2020)
- Консультативная психология: задачи (учебное пособие, 2020)
- Психология развития и возрастная психология (учебное пособие, 2-е изд., 2022)
- Общая психология. Практикум (учебное пособие, 2-е изд., 2022)
- Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй (2-е изд., 2022)
С 2000 по 2007 гг. под редакцией Е.Е.Сапоговой издавался сборник «Известия ТулГУ. Серия "Психология», с 2006 г. издаётся сборник исследований молодых учёных «Психологическая студия», с 2007 г. — сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ «Психосфера». В 2015-2017 г. входила в состав редсовета журнала «Вестник гуманитарного образования».
- «"Забота о себе" во взрослом возрасте», интерактивная лекция (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2022 г.), победитель
- «Консультативная психология: Практикум», учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.), лауреат
- Виктор Юрьевич Меновщиков, 30.10.2023
- Илья Иосифович Шабшин, 30.10.2023
- Нина Аркадьевна Низовских, 30.10.2023
- Илья Иосифович Шабшин, 30.10.2022
- Татьяна Александровна Ермолаева, 30.10.2022