16+
Выходит с 1995 года
5 октября 2024

Кто есть кто

Елена Евгеньевна Сапогова

Елена Евгеньевна Сапогова

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Приглашенный лектор Московского института психоанализа.

Член редколлегии журналов «Вестник Пермского государственного университета. Философия. Психология. Социология», «Вестник Вятского государственного университета».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2027).

В 1982 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1985 г. — аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, в 1994 г. — докторантуру Психологического института РАО.

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста», в 1994 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста» (практическое приложение диссертации — развивающая программа «Азбука воображения»" — с 1992 г. реализуется во многих регионах России).

В 1986–1989 гг. работала в должности ассистента кафедры философии в Тульском политехническом институте.

В 1989-1997 гг. — доцент, профессор кафедры психологии Тульского государственного педагогического института им. Л.Н. Толстого.

В 1997 г. организовала и до 2015 г. возглавляла кафедру психологии Тульского государственного университета (в 2014 г. кафедра вошла в состав Института гуманитарных и социальных наук ТулГУ). С 1997 по 2015 г. руководила аспирантурой при кафедре психологии ТулГУ.

С 2015 г. работает в Московском педагогическом государственном университете, сначала в должности профессора кафедры психологии развития, с 2017 г. - в должности профессора кафедры психологии образования.

С 2015 г. преподает в Московском институте психоанализа.

Научные интересы:

  • экзистенциальная психология,
  • нарративная психология,
  • психология личности,
  • психология сознания,
  • психологическая антропология,
  • психосемиотика,
  • психогерменевтика,
  • психология жизненного пути человека,
  • консультативная психология,
  • психология развития,
  • психология воображения,
  • культурный социогенез.

Создатель научного направления «Культурный социогенез и личностный рост современного поколения». Разработала базовую модель культурного социогенеза и становления семиосферы современного субъекта, описала параметры микрокультурного пространства семьи, создающие системные связи между внутрисемейными нарративными традициями и формированием «Я» развивающегося субъекта. Разработала понятия личностной мифологемы, индивидуальной субличностной мифологии («легенд о себе»), процессов самопроектирования и жизнетворчества. Экспериментально исследовала ряд концептов, выстраивающих индивидуальную семиосферу, а также разработала модель гипертекстового индивидуального пространства субъекта.

Внесла существенный вклад в развитие современных знаний о становлении профессиональной ментальности психолога и фундаментальных парадигмах обучения профессиональной психологии.

Читает курсы:

  • Психология развития личности в зрелом возрасте;
  • Геронтопсихология;
  • Возрастно-психологический подход в консультировании;
  • Актуальные проблемы возрастной психологии;
  • Акмеология развития личности;
  • Психология личности;
  • Возрастно-психологические аспекты консультирования;
  • Технологии психологического сопровождения ребенка раннего возраста.

Гранты:

  • грант РФФИ № 10-06-00152а «Психологические механизмы трансформации жизненных событий в автобиографический нарратив»;
  • грант РФФИ № 13-06-07010 по изданию научных трудов, являющихся результатом работ по ранее завершенным научным инициативным проектам «Экзистенциальная психология взрослости»;
  • грант РГНФ №15-06-10028 «Психосемантическая организация экзистенциального опыта личности»

Основные публикации: более 350 работ, в том числе

  • Шестилетний ребенок: вопросы и ответы (монография, 1992)
  • Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника (монография, 1993)
  • Азбука воображения (методическое пособие, 1995)
  • 1001 задача по психологии (учебное пособие, части I-IV, 1999)
  • Психология развития: ретроспективы и перспективы становления человека (учебное пособие, 2000)
  • Психология развития человека (учебное пособие с грифом УМО, 2001)
  • Задачи по общей психологии (учебное пособие с грифом УМО, 2001)
  • Сто игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников (методическое пособие, 2002)
  • Культурный социогенез и мир детства. Лекции по историографии и культурной истории детства (учебное пособие, 2004)
  • Консультативная психология (учебное пособие, 2008)
  • Лиминальность: опыт экзистенциально-психологической интерпретации (монография, 2010)
  • Практикум по консультативной психологии (учебное пособие, 2010)
  • Подготовка выпускных квалификационных работ по психологии (учебно-методическое пособие, 2011)
  • Научно-педагогическая практика в магистратуре (учебно-методическое пособие, 2012)
  • Экзистенциальная психология взрослости (монография, 2013)
  • Семантика личной жизни: экзистенциально-нарративный анализ автобиографических историй (монография, 2014)
  • Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности и её жизненного пути (2015)
  • Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте (2-е изд., 2016)
  • Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй (2017)
  • Консультативная психология: тесты, вопросы, упражнения (учебное пособие, 2019)
  • Консультативная психология (учебное пособие, 2-е изд., 2019)
  • Консультативная психология: кейсы и творческие задания (учебное пособие, 2020)
  • Консультативная психология: задачи (учебное пособие, 2020)
  • Психология развития и возрастная психология (учебное пособие, 2-е изд., 2022)
  • Общая психология. Практикум (учебное пособие, 2-е изд., 2022)
  • Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй (2-е изд., 2022)

С 2000 по 2007 гг. под редакцией Е.Е.Сапоговой издавался сборник «Известия ТулГУ. Серия "Психология», с 2006 г. издаётся сборник исследований молодых учёных «Психологическая студия», с 2007 г. — сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ «Психосфера». В 2015-2017 г. входила в состав редсовета журнала «Вестник гуманитарного образования».

Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Виктор Юрьевич Меновщиков

    Дорогая Елена Евгеньевна,
    от себя лично и от всего нашего коллектива,
    поздравляю вас С Днем РОЖДЕНИЯ!!!
    Здоровья, новых творческих дел, в том числе, совместных с нами)))

  • Илья Иосифович Шабшин

    Уважаемая Елена Евгеньевна, поздравляю Вас с днём рождения! Для меня большая честь и радость общаться с Вами вот уже двадцать лет. Желаю Вам счастья и здоровья, новых творческих, профессиональных успехов, благополучия и всего самого доброго!

  • Нина Аркадьевна Низовских

    Дорогая Елена Евгеньевна, поздравляю Вас с днем рождения! Светлого настроения, любви, красоты, новых достижений! Редакция журнала "Вестник Вятского государственного университета" присоединяется к поздравлениям и благодарит Вас за плодотворное сотрудничество. Вы великолепны! Общение с Вами обогащает и воодушевляет. Пусть в Вашей жизни исполняется все желанное, сбываются мечты, реализуется забота о себе!

  • Илья Иосифович Шабшин

    Елена Евгеньевна, с днём рождения! Хочу пожелать, чтобы все Ваши планы осуществились, пусть радости и счастья будет больше; благополучия и успехов Вам во всем!

  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Уважаемая Елена Евгеньевна! ПОЗДРАВЛЯЮ! ВОСХИЩАЮСЬ. Настаиваю на присвоении Вам статуса: "Королева Психологии". Жаль, что Вас совершенно не слышно на всяких сборищах.
    Повторяю: Вы- великая.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»