16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Профилактика суицидов в среде учащейся молодежи

Рост числа самоубийств на протяжении последних десятилетий отмечается практически во всех странах мира. В США самоубийство среди причин смертности занимает восьмое место. В большинстве стран Европы оно входит в число десяти наиболее распространенных причин смерти. Согласно данным Госкомстата Российской Федерации самоубийство как причина смерти граждан РФ находится приблизительно на пятом месте в ряду других причин смертности.

Наиболее простым и наглядным показателем уровня самоубийств в той или иной стране, является количество завершенных самоубийств на 100 тыс. населения. Уровень самоубийств рассматривается как:

  • низкий - при количестве завершенных суицидов до 10 на 100 тыс. населения;
  • средний - при аналогичном показателе от 10 до 20 на 100 тыс. населения;
  • высокий - если этот показатель превышает цифру 20 на 100 тыс. населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень самоубийств более 20 на 100 тыс. населения уже является критическим. (Психология и психотерапия в России-2000: Справочное издание. СПб., 2000. - С. 251).

Число завершенных самоубийств и их динамика за последнее десятилетия в России могут поразить воображение человека, знакомого с аналогичными показателями большинства европейских стран. Достаточно привести официальные данные из справочного издания, включающего законы и подзаконные акты РФ. В «Методических рекомендациях по организации региональной суицидологической службы» (Приложение 6. Приказ Минздрава России от 6 мая 1998 г. № 148) отмечается: «В последние годы число завершенных самоубийств в России составляет более 40 на 100 тыс. населения».

В настоящее время в общем числе самоубийств, ежегодно регистрируемых в мире (от 600 тыс. до 1 млн), Российской Федерации, вышедшей по уровню самоубийств на второе место, принадлежит доля, несоизмеримая с соотношением населения страны.

По данным Международного независимого центра информации, число самоубийств и попыток самоубийств по России в XXI веке возросло по сравнению с 1985 г. в десять с лишним раз.

За последние два года по сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, на фоне снижения на 10,9% числа суицидов среди взрослого населения доля совершенных  суицидальных актов в среде учащейся молодежи и детей (в расчете от общего числа завершенных суицидов во всей популяции населения страны) возросла с 15% до 16,2%.

Все вышесказанное характеризует суицид как один из социальных феноменов, т. е. как относительно устойчивое социальное явление.

Если учесть, что, по данным многочисленных исследований, на одно завершенное самоубийство приходится от 10 до 20 суицидальных попыток (покушений на самоубийство, не закончившихся смертью), то тенденции, связанные с добровольным уходом из жизни, выглядят просто угрожающими.

В отличие от завершенных самоубийств, регистрируемых соответствующими службами как случаи насильственной смерти, статистика попыток самоубийства подвержена влиянию такого количества искажающих факторов, учесть которые практически невозможно. Отсюда и такой разброс ориентировочных данных о соотношении завершенных самоубийств и суицидальных попыток (некоторые исследователи увеличивают этот показатель еще в большей степени).

В работах суицидологов было доказано, что самоубийство, закончившееся смертью, и суицидальная попытка - хотя и соприкасающиеся, но далеко не идентичные явления.

Завершенное самоубийство - это объект статистики, в то время как человек, пытавшийся уйти из жизни и оставшийся в живых, - пациент для индивидуального анализа, лечебно-диагностической, реабилитационной и профилактической работы.

С другой стороны, от попыток самоубийства, включающих определенные действия по прекращению собственной жизни, заведомо отличаются различного рода, так называемые, антивитальные переживания и даже мысли о нежелании жить, объединяемые часто понятием «суицидальные тенденции».

Поэтому до оперирования отдельными терминами в любого рода суицидологических исследованиях следует, по-видимому, указывать, какой круг явлений должен включаться в то или иное понятие в рамках конкретной работы, т.е. следует выработать единый понятийный аппарат.

Ссылаясь на собственные исследования, А. В. Лихачев объясняет более высокой уровень самоубийств в городах по сравнению с сельской местностью. С этими же «побудительными причинами» он связывает более высокую тенденцию к самоубийству среди «образованных классов общества, по преимуществу либеральных профессий», по сравнению с лицами физического труда.

Так называемый коэффициент летальности (отношение числа завершенных самоубийств и суицидальных попыток) существенно различается в разных категориях суицидантов. При изучении эпидемиологии и некоторых особенностей самоубийств были получены интересные данные по возрастному составу лиц, покончивших с собой: суициды лиц трудоспособного возраста составляют около 70 % от общего числа завершенных самоубийств; на возрастную группу 20-49 лет приходится более 50 % завершенных самоубийств. Данные исследования суицидальных попыток показали, что основной контингент суицидантов составляют лица молодого и трудоспособного возраста (в частности, подростки и юноши до 20 лет).

К сожалению, в настоящее время отмечается высокий процент самоубийств среди студентов и учащейся молодежи, в 11 раз превышающий количество самоубийств среди соответствующей возрастной группы всего населения в целом и в 17 раз - среди лиц того же возраста, находящихся на военной службе.

Согласно данным исследований, в поле зрения служб первичной медицинской помощи попадает в среднем 1 из 7-10 человек, совершивших суицидальную попытку.

Анализ выездов «скорой помощи» в связи с суицидом позволил считать, что наиболее предпочтительным способом совершения суицидальных попыток являются отравления (в первую очередь медикаментозными препаратами) - 76 %. Нанесение самоповреждений занимают в этом ряду второе место - 22,1 %. На остальные способы суицидов (повешение, падение с высоты, под транспорт и др.) приходится - 1,9 %.

По данным «Доклада о состоянии здравоохранения в мире. Подход к психическому здоровью...», умышленные самоповреждения среди этих причин занимают третье место (15,9 %) после депрессивных расстройств (17,3 %) и других видов расстройств (16,4 %). Далее следуют деменция при болезни Альцгеймера и деменция других типов (12,7 %), алкогольная зависимость (12,1 %), эпилепсия (9,3 %) и другие виды поведенческих и стрессовых расстройств.

Итак, если не брать в расчет душевные расстройства, то, проанализировав статистические данные по самоубийствам и покушениям на самоубийства, можно выделить следующие мотивы суицидального поведения.

1. Мотив «Неудачная любовь». Любовь выступает как мотив суицида чаще у молодых людей 16-20 лет. Понятие «неудачная любовь» включает столько возможных оттенков и индивидуальных обстоятельств, что сравнение статистических данных по этой рубрике всегда будет недостаточно корректным.

Хорошо известен так называемый «эффект Вертера». Даже никогда не слышавшие этих слов люди с детства усваивают, что в молодом и зрелом возрасте неудачная любовь - один из основных мотивов самоубийства.

Пример 1:

Старшеклассник влюбился в женщину старше него. Добился от нее взаимности. Они стали жить вместе. В конце концов, более взрослая женщина решила оставить юношу. После тяжелого разговора, в аффективном состоянии, он выпрыгивает из окна с седьмого этажа, чтобы доказать свою любовь. Она первая сбежала к нему, он был еще жив и сказал: «Вот видишь, как я тебя люблю, я доказал это тебе, выпрыгнув из окна, и даже остался жив». Молодой человек умер в реанимации от внутреннего кровотечения.

Пример 2:

Молодая медсестра после разрыва с любимым человеком решает покончить жизнь самоубийством. С этой целью она за несколько часов до случившегося принимает таблетки аспирина и тиклида («чтобы уменьшить свертываемость крови»), а затем в теплой ванне наносит себе несколько глубоких порезов в локтевых сгибах. Когда кровь начинает смешиваться с водой в виде «мясных помоев», у самоубийцы появляется чувство «отвращения и мерзости». Женщина «передумывает» умирать, вылезает из ванны и просит соседей «срочно вызвать "скорую помощь"».

Однако, как свидетельствуют статистические данные весьма обширных и серьезных исследований, в ряду других суицидогенных факторов «любовь» занимает далеко не первое место в ряду других мотивов суицидального поведения.

2. Мотив «Семейные конфликты». Семейные конфликты наиболее часто определяют мотивы суицидального поведения, но характер этих конфликтов различен у разных людей.

Пример:

Ученица десятого класса после тяжелого развода родителей решила проживать с отцом. Мама девочки  уехала жить к своей матери в другой микрорайон города. Папа и дочь сначала почувствовали облегчение, избавившись от матери - невротической личности. Но однажды, что-то не очень качественно приготовив на завтрак, дочь услышала неприятные обвинения в свой адрес и сравнение с неумехой-матерью. Разгорелся скандал, напоминающий скандалы отца с матерью.

Как только отец отошел взять сигареты, дочка схватила бутылку уксуса, выпивает ее, затем начинает лихорадочно глотать все лекарства, имеющиеся в настенном шкафчике. У нее начинается рвота и спазмы горла, она хрипит и на глазах у отца теряет сознание. «Воспитательная работа» прекращается, отец вызывает «скорую помощь». После оказания помощи в токсикологическом центре больная никак не может объяснить, с какой целью она нанесла себе «преднамеренное самоотравление». Ее переводят в психиатрическую больницу. В условиях больницы пациентка, несмотря на стремление врачей выяснить мотивы ее действий, сообщает только, что перед глазами пронеслись картинки из жизни ее родителей, каждодневные скандалы. Она почувствовала отчаяние, ей стало нечем дышать… Хотела ли она умереть или  нет, она не знает.

Врач, оценивающий характер аутоагрессивных действий пациентки, испытывает затруднения в плане их оценки как покушение на самоубийство. Ситуация, в которой девочка выпивает сначала уксус (к счастью, сильно разбавленный), а затем множество самых различных лекарств, включая и сильнодействующие, может в данном случае привести и к суициду, и к его демонстрации с целью прекращения обвинений и сравнения с «доставшей всех» матерью, изменения жизненной ситуации. В любом случае это преднамеренное самоотравление. Однако в данном примере характер «намерения» вряд ли вообще когда-либо может быть выяснен до конца.

Не вызывает сомнений наличие у пациентки во время совершения действий, которые могли вызвать ее смерть, состояния аффективно суженного сознания. Исключительная быстрота перехода к самоповреждающим действиям (по скорости формирования это так называемый «молниеносный суицид») говорит об автоматических действиях, протекающих вне осознанной мотивации поступков и без четко определяемого намерения ухода из жизни или демонстрации этого с целью изменения ситуации.

В соответствии с приведенными выше определениями суицида (Дюркгейма, Farber M., ВОЗ), в   представленном наблюдении у больной нет основных критериев суицида в строгом значении этого термина. Вместе с тем поведение пациентки несет реальную угрозу для ее жизни и может быть названо суицидальным.

Согласно данным С. В. Бородина и А. С. Михлина, в ряду обширной группы суицидальных мотивов, семейные конфликты занимают первое место и составляют 37 % от общего числа суицидов.

Лично-семейные отношения и переживания нередко надо рассматривать в контексте более широкого взаимодействия суицидента с его окружением. Только в этом контексте семейные конфликты и отношения со «значимым другим» получают адекватную оценку. Это вовсе не исключает, что лично-семейные конфликты могут быть непосредственными детерминантами суицидального поведения, но возможен и вариант, когда ближайшее окружение - это только повод и мотивировка суицидальных тенденций, формирующихся в других «ситуационных зонах».

3. Конфликты со сверстниками и друзьями.

Пример:

Десятиклассница в аффективном состоянии после ссоры с одноклассниками на перемене сделала себе надрез в области внутренней стороны запястья, набрала кровь в чернильную авторучку и начала писать кровью стихи.

Резюме: Девочка совершила аутоагрессивное действие по отношению к себе в состоянии аффекта. В данном примере субъект, нанесший себе повреждение, не мог в дальнейшем осознать, хотела ли она умереть или нет, хотя присутствовало самоповреждение, до вены оставался  миллиметр.

4. Неуспехи в учебе, низкий уровень адаптации в учебном заведении.

5. Мотив «Душевные страдания» - безразличие окружающих, черствость. Хорошо известно, что подростки наиболее часто совершают покушения на самоубийство по мотивам несправедливого и черствого отношения со стороны окружающих. Иногда решение о прекращении суицидальных действий принимается под влиянием причин, малозначимых с точки зрения важнейшего для человека намерения добровольного прекращения дальнейшей жизни.

Пример:

Спасатели пытаются предотвратить самоубийство молодого человека, собирающегося броситься с крыши высотного дома. По его словам, он страдает от того, что он никому не нужен. Поэтому  жизнь ему не мила…

Уговоры не помогают, и как последнее средство самоубийце предлагают выпить перед смертью пива. Человек заявляет, что он передумал кончать жизнь самоубийством и спускается вниз.

6. Демонстративное поведение с суицидальными намерениями, повлекшие за собой смерть (демонстративный суицид).

7. Бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями.

8. Боязнь ЕГЭ, низкий уровень сдачи ЕГЭ.

9. Аддиктивное поведение (алкоголь, наркотики и пр.).

10. Суицид в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Однако не всегда такое состояние является причиной принятия ребенком решения свести счеты с жизнью.

11. Жестокое обращение и насилие в семье.

В письме Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2000 №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывалось, что «жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству».

12. Суициды по религиозным мотивам.

При этом число лиц, привлеченных к ответственности за доведение несовершеннолетнего до самоубийства  в 2009 г. составляло 305 человек, в 2010 г. – 302. В том числе: привлеченных к уголовной ответственности (по ст. 110, 156 УК РФ) в 2009 г. составляло 238 чел., в 2010 г. – 228, т.е. снизилось на 4,2%. А привлеченных к дисциплинарной ответственности в 2009 г. составляло 67 чел., в 2010 г. – 74, т.е. увеличилось на 10,4%.

13. Мотив «Утомление жизнью»: достаточно специфическая причина самоубийства - «утомление жизнью» (А. В. Лихачев, П. Г. Розанов). А. В. Лихачев пишет, что отвращение к жизни (состояние, когда жизнь становится в тягость) приводит человека к самоуничтожению и может быть принято за расстройство психической деятельности. Но автор ссылается на работу Бриера де Буамона, считавшего, что подобный мотив самоубийства может наблюдаться и при отсутствии каких бы то ни было признаков душевного расстройства. По мнению автора, желание смерти, доходящее до самоубийства, «не может не характеризовать болезненной слабости воли». Подтверждение наличия душевной болезни у лиц с «утомлением жизнью» П. Г. Розанов видит в факте наследования этого болезненного состояния, но только у некоторых самоубийц.

П. Г. Розанов анализирует  состояние аффективно суженного сознания в момент суицидальной попытки. Выдающийся суицидолог современности Э. Шнейдман (2001) для описания этого состояния также употреблял термин - сужение сознания. П. Г. Розанов пишет: «Освети, блесни ему идея противоположного свойства в виде луча надежды, возможности лучшего - и человек, нередко, излечен, спасен, возвращен к жизни». (NB! Мишень коррекции– смыслы жизни).

14. Все более существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет безнаказанное размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующие ребенка или подростка на лишение жизни. В Интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти.

15. Среди других причин суицида встречаются:

  • нежелание жить в связи со смертью близких родственников;
  • переживания из-за тяжелой болезни родителей;
  • антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм и безработица);
  • лишение родителей родительских прав;
  • недостаток внимания со стороны матери;
  • боязнь наказания со стороны родителей;
  •  боязнь уголовной ответственности за совершение преступления;
  • нежелание попасть в места лишения свободы;
  • уголовное осуждение;
  • осознание собственного виновного поведения;
  • физические недостатки ребенка;
  • низкий уровень жизни.

Этот список может быть продолжен и другими неблагоприятными ситуациями.

Врач Э. Морселли, опираясь на данные статистики самоубийств в различных странах Европы, основной акцент в изучении самоубийств переносит с индивида на окружающее его общество. В результате изучения статистических показателей так называемых «моральных действий» (брак, рождение, преступление, и в первую очередь самоубийство) автор отметил статистическое постоянство самоубийств на протяжении многих лет. При этом обнаруживается большая закономерность данных, относящихся к суицидам, нежели к таким явлениям, как рождение, брак и смерть.

Десять общих черт суицида (по Э. Шнейдману)

1. Общей целью суицида является нахождение решения.

2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.

3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.

8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия).

9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.

10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории психологического сопровождения образовательного процесса проведены исследования и подготовлено основное методическое пособие «Профилактика суицидов учащихся».

Одной из задач методического пособия является анализ  мотивов и характеристик суицидального поведения с целью выявления при помощи психодиагностических методик предполагаемой «группы риска» по проявлению суицидального (аутоагрессивного)  поведения и суицидальных тенденций в среде учащейся молодежи.

Подчеркивая недостаточную корректность сравнения данных разных исследований, все же надо отметить, что ориентировочные данные по аспекту суицидального поведения, безусловно, важны для понимания и оценки даже отдельно взятого покушения на самоубийство.

Исследования проводились по классической методике «ПДО» А.Е. Личко. По результатам диагностики возможно выявление предполагаемой «группы риска», в которую попадают несовершеннолетние, склонные к проявлению аддиктивного и суицидального (аутоагрессивного) поведения.

Для более корректного анализа полученных данных применялись дополнительные методики, а именно:

1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Авторы: Е. П. Ильин и П. А. Ковалев)

Цель: диагностика уровня выраженности позитивной и негативной агрессивности субъекта, обобщенного показателя конфликтности.

2. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»*

Цель: выявление того, насколько человек корректен по отношению к окружающим и легко ли с ним общаться.

3. Диагностика состояния агрессии - «Опросник Басса-Дарки»*

Цель: диагностика выраженности разных видов агрессии и их уровня.

4. Методика самооценки личностной тревожности,  фрустрированности, агрессивности  и ригидности*

Цель: самооценка степени выраженности личностной тревож­ности, фрустрированности, агрессивности и ригидности.

Рекомендуем также применить методику экспресс-диагностики и профилактики суицидального риска и выявления мотивов для жизни – «Сигнал» (ИПП «ИМАТОН», г. Санкт-Петербург, сайт института: www.imaton.com). Возрастной диапазон – с 16 лет. Время тестирования – 10 минут. Форма проведения: индивидуальная для методики «Сигнал» и для «Опросника причин для жизни». Обработка результатов компьютерная и ручная для «Опросника причин для жизни». Методика предназначена для работы с посттравматическими расстройствами и кризисными состояниями для профилактики суицидов, психотерапии и реабилитации лиц, склонных к самоубийству. Для коррекционной работы в комплект входит «Опросник антисуицидальных мотивов».

Методику разработали М.В. Зотов и В.М. Петрукович, под руководством доктора медицинских наук В.Н. Сысоева на кафедре психофизиологии Российской Военно-медицинской академии, где она прошла апробацию на представительных выборках. Методика выполнена в виде компьютерной программы и дает возможность отличить готовность к истинно-суицидальному поведению от поведения демонстративно-шантажного и самоповреждающего.

В комплект поставки входит оригинальный «Опросник причин для жизни»,разработанный американским суицидологом М. Лайхен. Опросник позволяет выделить наиболее значимые антисуицидальные мотивы человека.

С целью коррекции в Приложении комплекта приводится «Коммуникативный тренинг» для подростков, как пример работы со смыслами жизни.

Разработанное нами методическое пособие «Профилактика суицидов учащихся» посвящено вопросам оценки суицидального поведения, анализу различных феноменов, включаемых в это понятие, и, самое главное, анализу мотивов ухода из жизни. В практической части сделана попытка с помощью психодиагностических методик выявления предполагаемой группы «суицидального риска», а также представлена программа тренинговых занятий,  мишенью воздействия которых являются «смыслы жизни».

Тренинги по разрешению конфликтов, по выработке стрессоустойчивого поведения и по работе с негативными эмоциями представлены в прикладном блоке всех опубликованных методических пособий, а именно:

  • 2006 г., переиздание 2008 г. - «Психолого-педагогическая помощь в организации профилактики наркозависимости, алкоголизации и табакокурения в учреждениях системы образования», методическое пособие, общий тираж - 1500 экз.
  • 2007 г., переиздание 2009 г. - «Организация работы с родителями подростков из «группы риска», методическое пособие,  общий тираж - 1050 экз.
  • 2008 г. - «Формирование положительных установок в тренинге самопознания личности с одаренными детьми», методическое пособие.
  • 2009 г. - «Психологические аспекты скрытой профилактики наркомании», методическое пособие, тираж – 1000 экз.
  • 2010 г. - «Выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями», методическое пособие, тираж - 700 экз.
  • 2010 г. - «Профилактика аддиктивного поведения подростков» (I часть), методическое пособие, тираж - 500 экз.
  • 2011 г. - «Профилактика аддиктивного поведения подростков» (II часть), методическое пособие, тираж - 500 экз.
  • 2011 г. - «Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» педагогов и старшеклассников», методическое пособие.
  • 2011 г. - «Профилактика суицидов учащихся», методическое пособие.
  • 2012 г. - «Профилактика наркозависимости в раннем возрасте» (I часть) (Психологические особенности работы с семьей в условиях ДОУ), методическое пособие, тираж – 1500 экз.
  • 2012 г. - «Профилактика наркозависимости в раннем возрасте» (II часть)

(Программа работы по профилактике ПАВ и формированию здорового образа жизни с семьями детей предполагаемой «группы риска»), методическое пособие, тираж – 1500 экз.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Лебедев П. О самоубийстве в нормальном и болезненном состоянии. – М., 2008.
  • Литвак М.Е., Мирович М.О., Золотухина-Аболина Е.В. Бинтование душевных ран или психотерапия? - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  • Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  • Литвак М.Е. Психологический вампиризм. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  • Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2005.
  • Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: 2 т. - М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2003.
  • Рыбников В. Ю., Рыбникова И. Л. Сб. Клинические Павловские чтения. - Вып. 5: Кризисные состояния. Суицидальное поведение. - СПб., 2002.
  • Берн Эрик. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003.
  • Берн Эрик. Групповое лечение. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003.
  • Елисеев О. П. Практикум по психо­логии личности, - СПб.: Питер, 2001.
  • Ефремов В.С. основы суицидологии. - СПб., 2005.
  • Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

 

ФОМИНА Ольга Васильевна, ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования», зав. НИЛ психологического сопровождения образовательного процесса, г. Рязань.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»