На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«О Психее с благодарностью»

Если выразить своё отношение к психологии на языке чувств, то самым главным будет чувство благодарности. И чём больше проходит времени от момента первого знакомства с этой наукой, тем сильнее оно становится. Нет, психология не даёт мне дополнительного заработка, она не ведёт меня по карьерной лестнице, не дарит особых связей, но она постепенно открывает свои потаённые дверцы в самой жизни. Это удивительно и просто, это удивительно и прекрасно.

Иногда мы шутим и говорим, что во время Великой Отечественной Войны тыл нашей страны, фактически, лёг на плечи женщин и детей. Так вот, в образовании война, видимо, ещё не закончилась. Оно лежит на тех же женских плечах. И психологическая служба в школе не стала исключением. Несомненно, в психологии огромное количество трудов создано именитыми мужчинами, но начинающим педагогам-психологам эти работы преподносились, да и сейчас преподносятся, в большинстве своём, женщинами.

Так и состоялась моя встреча с Психеей в начале девяностых годов, теперь уже прошлого столетия. Почему-то прошла мысленная параллель с тем, что наши СМИ окрестили девяностые годы «лихими». Тогда уровень разрушительной силы, действительно, зашкаливал. Но в образовании начинался новый виток созидания, выстраивалась школьная психологическая служба. Словно Психея ткала новую нить жизни, подготавливала людей к более глубокому ценностному, осмысленному пониманию жизни. Её созидательная сила незаметно начинала противостоять разрушению.

Психея для меня, конечно, это собирательный образ, напоминающий светлую, яркую мозаику, в которой высвечиваются разные характеры, разные душевные тональности, разные внешние образы. Но каждый из этих образов нёс знания, пытался чему-то научить, давал возможность увидеть что-то в новом свете, незаметно закладывал зёрна мудрости самой науки психологии. Кажется, Карл Юнг в одной из своих работ писал о том, что ему было бы интересно сравнить тонкость понимания каких-то жизненных вопросов профессором психологии и женщиной. Исход этой психологической баталии далеко не сразу был бы ясен. И ещё неизвестно, за кем бы из них осталось первенство. Чуткость понимания, глубина проницательности и какой-то природной нравственности, думается, остаётся за женщиной. Не случайно один мудрец утверждал, что женщина в своём внутреннем мире сохранила гораздо больше нравственных жемчужин потому, что на её судьбу  в истории человечества выпало гораздо больше испытаний и страданий.

Практическая психология должна была стать жизненной наукой. Она должна была улучшать жизнь не где-нибудь, а в суете нашего бытия. Зачем наука, если она не может улучшить жизнь?! Психология не была и не является наукой о морали и нравственности, но она почему-то оживляла эту мораль. Психология позволяла лучше осмыслить значение этической стороны в наших взаимоотношениях. Психология не позволяла ограничиться только стенами кабинета, где я как профессионал должен был выполнять свой долг. Она расширяла пространство  и значимость каждого контакта с другим человеком, потому что жизнь была везде.

Психея, будучи разнообразной и многогранной, развивала в нас наблюдательность, будила творческие основы. В то время мы задумали  и начали издавать в городском методическом объединении психологов свой журнал. Мы назвали его  так: «Начиная путь, не планируй погоду…». Это была возможность для самостоятельного поиска своих направлений в новой службе, возможность для обсуждений и дискуссий, для саморазвития и более глубокого знакомства с мастерами психологии.

Психея и природа позволили открыть ещё одну очень интересную особенность. Выходя с ребятами на занятия в лес, находился всегда, хотя бы один ребёнок, который открывал свои проблемы или потаённые страхи, о которых нельзя было услышать в стенах школы. И так было каждый раз, когда мы шли наблюдать и размышлять на природе. Причём ребята не стеснялись рассказывать о своих проблемах при одноклассниках, а иногда это выливалось в последовательность рассказов и другими детьми. И дети после этого преображались в лучшую сторону. Они, словно деревья по осени, сбрасывали с себя груз печалей, как старые листья, которые хороши были теперь только для земли. Этот феномен откровений на природе повторится и в другой школе. Что это? Пока ответа нет. Но маленькая дверца чего-то нового приоткрылась.

Психея и природа дарили нам возможность творческого воображения. Мы пытались придумывать истории, загадки или сказки. Одна из них помнится и сейчас. Во дворе одного многоэтажного дома росло дерево. Все живущие в этом дворе к нему уже давно привыкли и, честно говоря, престали его замечать. А у дерева была потаённая мечта. Оно хотело стать солнышком. Ему нравился этот волшебный свет, который дарило солнышко всему живущему. А ещё потому, что оно могло быть так высоко, что у дерева захватывало дух. Оно тянулось к солнышку всеми своими силами, каждым своим листиком, но земля крепко держало его в своих объятиях. Время шло, но ничего не менялось в жизни этого мечтательного дерева.

И вот однажды утром, когда дерево только пробуждалось ото сна, оно вдруг услышало весёлый детский крик: «Мама, смотри солнышко!». «Кому-то оно тоже очень нравится», - подумало дерево. Но солнышко не было видно, так как погода была пасмурной. Дерево услышало ещё раз крики ребёнка: «Солнышко! Солнышко! У нас во дворе солнышко!». При этом ребёнок показывал пальчиком на него. Дерево взглянуло на свои листья и увидело, что солнце щедро поделилось своим светом с ним. Одеяние дерева дарило яркий жёлтый цвет всему живущему во дворе. Его главная мечта сбылась! Дерево стало солнышком!

После таких рассказов и сказок дети начинали искать похожие деревья, а кто-то вспоминал, что такое дерево видел у себя во дворе. Психея дарила нам красоту. Возможность её подмечать и впускать в своё сердце.

Эта красота незаметно усиливала два важных качества в работе с людьми: наблюдательность и терпение, которые открывали путь доброжелательности и уважительному отношению к человеку. Этого не даёт диплом психолога, это невозможно открыть в себе никакими тестами. Это врастание в культуру, которое питается созидательными истоками. Без каких-либо дополнительных усилий меняется отношение к слову. Нецензурная речь становится противна сама по себе, а не потому, что существуют какие-то нормативные запреты. Более остро начинает чувствоваться родной язык, его утончённость, его сила выражения многообразия оттенков чувств. И мысль о том, что русская литература содержит в себе глубинную психологию, приобретает живое существование в твоем сердце, а не только как умная цитата. Не случайно Шаламов полагал, что появление такого языка отвечало сокровенным помыслам человеческой души.

Психея учила тому, что внешние проблемы можно решить или хотя бы чуть-чуть преобразовать не раньше того, как это произойдёт во внутреннем мире. Иногда встречаются люди, которые вроде бы ничего не сделали тебе плохого, а между тобой и им уже пробежала какая-то тёмная тень, появилось раздражение. А что делать, если это ребёнок? К тому же он тоже явно демонстрирует свою неприязнь вплоть до того, что проходя рядом, не здоровается и отворачивает в сторону лицо. Что-то внутри настойчиво подсказывало, что нужно сделать шаг навстречу. Надо не бояться сделать это. Надо преодолеть в себе стену негативных чувств и дать путь хотя бы простому вниманию. И первый шаг - это призыв добросердечного отношения к ребёнку, признание его прав быть естественным в выражении своих чувств по отношению ко мне. А затем открытое и искреннее слово: «Здравствуй!». В ответ – тишина. Но за ним ещё один шаг и снова: «Здравствуй!», с тем же акцентом открытости. А потом его первое ответное: «Здравствуйте!». А потом взаимные улыбки.

Мы не совершили ничего сверхъестественного. Просто упали незримые занавеси бессознательной темноты, и появилась тропинка светлой надежды. Психея подарила ещё один урок мудрости в простоте своего явления.

Психея незаметно учила правильному пониманию свободы. Она удивительным образом заново открывала банальные вещи, те, которые, практически, у всех на слуху. Предположим мысль о том, что свобода заканчивается возле кончика твоего носа, известна всем давно. Но ведь это не самоограничение. Это возможность услышать и увидеть красоту окружающего многообразия. Это умение вбирать в себя краски мира, чтобы научиться быть самому разнообразным, а значит обогатить себя новыми возможностями.

А этот великолепный урок полного бессилия перед глазами и сердцем ребёнка. Вот кто настоящий «жизненный тест». Перед чувствами ребёнка к тебе улетучиваются все твои знания и технологии, все твои звания и награды превращаются просто в мусор. Его отношение к тебе – это раскрытие твоего истинного внутреннего мира. И это ярко проявляется во взаимоотношениях, как с неблагополучными детьми, так и с благополучными. Мир Детства гораздо тоньше в своём восприятии, но от этого и гораздо более хрупкий. Прав мыслитель, говорящий о том, что ребёнок не растущая личность, а уже личность. И Януш Корчак писал, что нет маленьких и взрослых, а есть люди.

Мы очень часто с лёгкостью говорим о том, что нужно развивать и формировать у ребёнка. Но ведь во внутреннем мире только он сам является хозяином. И без его ведома и участия не зазвучит ни одна струна. А насколько это длительная и сложная работа показывает собственный опыт. Попробуйте изменить у себя хотя бы один недостаток. Если вы честны сами с собой, вы почувствуете насколько это непросто. Как много времени уходит на то, чтобы хотя бы «подредактировать» его. А сколько раз этот недостаток готов вновь возвращаться, хотя тебе уже казалось, что ты смог его изменить. И это при осознанном подходе. Что же говорить о детях, которые даже не задумывались об этом. И тут Психея очень мудро напоминает лишь о создании условий для растущей души, но никак не о насильственном вмешательстве, пусть даже и с благими намерениями.

Сейчас новая форма аттестации позволяет побывать в разных школах и детских садах. И там, где есть практический психолог, Психея продолжает ткать своё покрывало новой жизни. Если человек неравнодушен в своей профессии, то он привносит в жизнь учреждения новые возможности в самой важной работе – в помощи другому человеку. Когда практическая служба только входила в образовательные учреждения, то никто не знал точно, что будет делать психолог и нужен ли он вообще. За эти годы существования, думается, что Психея на практике доказала свою жизнеспособность и открыла новые возможности для образовательного процесса. Теперь уже сложно представить учебные заведения без психолога. Только вот жаль, что наша «оптимизация» слепа и глуха, чтобы узреть Психею, ткущую новую нить жизни…

Назин Константин Иванович - педагог-психолог МОУ СОШ «Веста» города Черноголовка Московской области.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.