На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Усть-Илимск, Иркутская область
Ташкент
Санкт-Петербург
Волгоград
Санкт Петербург
Грозный
Москва
Куеда
Мурманск
Татарстан, Тукаевский район, село Бетьки
Тула
Ставрополь
Армавир
Запорожье
Чебоксары
Петропавловск
Сочи
Москва
Санкт-петербург
Новошахтинск
Москва
Уфа
Красноярск
Красноярск
Москва
Калининград, Россия
Нижневартовск
Находка
Поздравляем!

«Мир Души в пространстве гуманитарного знания»

Автор: Швалева Нина Михайловна

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.

Тема конкурса «История успеха» побудила меня к ретроспективному анализу многолетней инновационной деятельности, направленной на создание системы непрерывного психологического образования как пространства формирования гуманитарной позиции и соответствующего способа мышления личности.

Девяностые годы прошлого века были временем обнадёживающих изменений в области образования, главным из которых представлялась тогда общая направленность на гуманитаризацию и гуманизацию школы. Именно на этой волне возникла в те годы идея создать на базе пятигорской школы №15 лицей как вариант гуманитарного учебного заведения, сами учебные программы которого будут «работать» на гуманизацию личности школьника. В работу с энтузиазм включились преподаватели кафедры практической психологии (в настоящее время кафедра психологического консультирования) Пятигорского государственного лингвистического университета, сотрудники Института развития образования г. Ставрополя, преподаватели школы. Идея создания Школы гуманитарной культуры и достоинства с 1993г. объединила тех, кто ориентировался на индивидуальность личности, ее достоинство, уважение и доверие к ней; кто использовал достижения психологической науки и практики в создании развивающей личностно-ориентированной среды, основнымb компонентами которой является «пространство духовности», личностного роста и развития.

Психологическое знание формирует у субъектов образовательного процесса гуманитарную позицию, которая представляет собой систему личностных качеств и способностей, обеспечивающих человеку возможность включаться во все виды межличностных, культурных и межкультурных отношений, а также целенаправленно и оптимально выстраивать такие отношения. Проблема формирования гуманитарной позиции не теряет своей важности, поскольку в настоящее время социально востребованными оказались творческие личности, со сформированной способностью быть субъектом процесса личностного и социального развития.

Гуманитарная позиция личности – это актуализация и реализация во внешних межличностных и деятельностных отношениях системы индивидуально-психологических качеств, которые во внутреннем мире человека представлены как его субъектность.

Психологическая культура, являясь одной из фундаментальных составляющих духовной культуры личности, призвана решать задачи совершенствования человека, с тем, чтобы оптимизировать его психологический статус в соответствии с нравственными, философскими и cоциально-психологическими нормами, принятыми в человеческом обществе.

Целенаправленное формирование психологической культуры  в лицее наиболее адекватно осуществляется через введение психологии как учебного предмета, что позволяет решить важные задачи в развитии школьников. В соответствии с принципами гуманизации образования, важнейшей целью учебно-воспитательного процесса должна стать заинтересованность учащихся в получении знаний о себе, о своих возможностях, о своих желаниях и реализация этих знаний при выборе своего образа жизни. Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Цикл психологических дисциплин является важнейшим элементом не только в развитии общей культуры учащихся, но и в формировании и коррекции Я-образа ребенка.

Психологическое образование дает практические результаты, которые используются в работе педагогов-новаторов, школьных психологов, объединенных гуманистической целью – создать новую школу – школу психологического роста и достоинства. С 1993 года  в лицее успешно осуществляется  психологическое образование, внедряется  авторская программа Н.М.Швалевой «Я  в мире; мир во  мне».

Мир души лицеистки Елены Карповой во многом отражает чувства и настроения воспитанников лицея, которые она проявляет в эссе «Главная профессия ХХ1 века («Психология и школа», 2009, № 2. стр.9 ). Выражая уверенность, что в 21 веке психология обязательно станет главной профессией, ученица лицея приводит слова Канта:  «"Есть две по-настоящему великие тайны бытия: тайна бездны звездного неба над нами и тайна бездны человеческой души внутри нас". Тайнами звездного неба человечество занимается давно и успешно: в ХХIоно научилось даже поближе летать к этим звездам. Так что с первой частью мысли Канта все в порядке. Но, может, наступило, наконец, время заняться и второй ее частью? Потому что цель человеческой жизни – не создание сногсшибательной техники и не овладение природными богатствами с задачей «нахапать» побольше «благ» из окружающего мира. Рождается человек все же не для этого, а для того, чтобы реализовать себя, то есть свою душу, свой интеллект, а чтобы реализовать все это в полной мере, хорошо бы сначала это познать. А именно этим и занимаются профессиональные психологи.

Я всегда буду помнить притчу, которую услышала в прошлом году на уроке психологии и с которой началась моя любовь к психологии. Притча такая: "По улицам древних Афин в ясный солнечный день ходил человек с факелом в руке и что-то упорно искал. Когда сограждане спрашивали его, чем он занимается, он отвечал: "Ищу человека! ".

Наверное, этот забавный и мудрый человек и был первым психологом, который искал Человека в человеке. Я убеждена, что это и станет главным делом граждан ХХIвека: найти Человека в каждом человеке и показать этого Человека человеку и удивиться его величию и порадоваться этому вместе с ним.

Вот такая она, моя будущая профессия, главная профессия ХХ1 века – профессия психолога.»

Стратегическая программа развития кафедры психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета на 2010-2015 гг.: «Психологическое образование – Психологическая культура – Психологическое здоровье: Гуманитарные психологические технологии личностного развития» включает задачи диверсификации полученного опыта формирования и развития гуманитарной  позиции в пространстве психологического образования в сферу образования и социальной практики.

Недаром символом кафедры психологического консультирования является человек на фоне психологического знака, летящий в безграничном пространстве развития.

Нина Михайловна Швалева – кандидат психол. наук, профессор, зав.кафедрой психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета, научный руководитель Краевой экспериментальной площадки МКОУ Лицей №15 г. Пятигорск. 

За эту историю проголосовало: 151 человек
Тырсикова Анастасия Дмитриевна, Абаева Мариям Алимовна, Полобок Василиса Юрьевна, Дедюрин Антон Борисович, Полынов Егор Валерьевич, Обломасов Алексей Афанасьевич, Нерсесян Алла Мамиковна, Пелипенко Татьяна Алексеевна, Крас С В, Калоерова Александра Георгиевна, Васильева Виктория Вадимовна, Бэла , Власова Анна Викторовна, Власова Елена Михайловна, Гартвич Ольга Викторовна, Некрасов Дмитрий Сергеевич, Караева Марина Владимировна, Стунжан Виолетта Вячеславовна, Скрипник Наталья Михайловна, Бородина Анастасия , Сехпосян Наталья Альбертовна, Науменко Татьяна , Кузьмичев Юрий Александрович, Джагарян Кристина , Рымарь Кристина Евгеньевна, Даниелян Гаяна Яшевна, Абрамян Роберт Робертович, Литвинова Юлия Анатольевна, Москаленкр Тамара Георгиевна, Арустамян Арина Александровна, Матанцева Лариса Викторовна, Захаров Михаил Степанович, Cоколовский Сергей Ростиславович, Колодяжная Елена Владимировна, Кульбеков Евгений Файзулович, Фурсова Юлия Владимировна, Крепышева Варвара Викторовна, Головко Николай Михайлович, Головко Владимир Михайлович, Тедеева Асият Игоревна, Игнатова Елена Валерьевна, Фомина Ольга Сергеевна, Руденко Татьяна Алексеевна, Кривоносова Анна Владимировна, Бушина Вероника Юрьевна, Гончаренко Евгений Владимирович, Маликова Анна Викторовна, Черноиванова Людмила Владимировна, Громак Дарья Николаевна, Мухортова Анастасия Сергеевна, Сафарян Валентина Артуровна, Тоцких Яна Викторовна, Чебанова Гаянэ Владимировна, Полякова Елена Александровна, Кравцова Надежда Федоровна, Кравцова Евгения , Сапрыкина Лиза , Кравченко Елизавета , Глинянная Нина , Лысенко Алёна Вячеславовна, Кравцов Владислав Анатольевич, Шогенова Жанна Алиевна, Мешаак Елена Викторовна, Погорова Райшат Исмаиловна, Якименко Мария Алексеевна, Элькина Мария Борисовна, Воронкина Любовь Борисовна, Труфанова Светлана Юрьевна, Костенко Марина , Решетняк Ольга Александровна, Кича Людмила Павловна, Кича Людмила Павловна, Неёлова Наталья Александровна, Точиева Лейла Ибрагимовна, Зюзина Елена Алексеевна, Артеменко Мартин Юрьевич, Стригун Лина Михайловна, Саркисян Карина , Мясоедова Ангелина Викторовна, Воронин Михаил , Ахильгова Мапуся , Мартиросов Борис Николаевич, Гадаборшева Зарина Исраиловна, Парамонова Елена Ивановна, Пимонова Светлана Владимировна, Федорова Марьяна Борисовна, Федоров Родион , Бенслиман Реда , Жерештиева Дана Аслановна, Клейменова Оксана Владимировна, Пономаренко Карина Геворговна, Михайлов Виктор Сергеевич, Михайлян Софья Артемовна, Танашева Анжела Мартиновна, Калинина Маргарита Валериевна, Димова Лариса , Сафаров Арман Владимирович, Александрова Марина Ивановна, Мишин Владислав , Ашуров Изра Ашурович, Косинцева Юлия Феоктистовна, Вилюрова Екатерина Сергеевна, Ашурова Зоя Израевна, Ашурова Анна Израевна, Пищулина Любовь Викторовна, Кадышева Елена , Евлоева Ася , Аушева Лида , Семенова Лия , Вардашев Гоча , Набиуллина Лира Фарвазовна, Халиуллина Зильбар Мухарамовна, Иргалина Ляйсан Басировна, Щебетун Полина Сергеевна, Умаев Шамиль Хамидович, Байсуева Мутаба , Гайтукаев Умар Заурович, Перова Галина , Демакова Лариса Тимофеевна, Назаренко Ирина , Вайсберг Михаил Фроимович, Семихатская Кристина Витальевна, Саркисян Арсен , Спиряева Жанна , Цукер Александр , Рудько Ирина Викторовна, Селезнева Таиса Сергеевна, Подорова Лариса Фёдоровна, Назарько Юлия Викторовна, Кухарская Наталия Александровна, Белевцева Любовь Викторовна, Ужахова Мадина , Николаев Андрей , Кузнецова Оксана Николаевна, Игнатьев Сергей , Соловьев Максим , Петрова София , Ужахова Лейла , Кусиева Рамзия , Ефимова Наталья , Еремин Антон Владимирович, Еремина Оксана Юрьевна, Паркаули Анна Сергеевна, Песоцкая Татьяна Николаевна, Богославцев Григорий Владимирович, Бабич Дарья Андреевна, Арвеладзе Георгий Шалвович, Тищенко Светлана Владимировна, Федотов Алексей Юрьевич, Шубина Варвара Ивановна


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.