На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Красный диплом»

Год назад я окончила университет по специальности «психолог». Продолжаю обучение на степень магистра по профилю «Психология управления образовательной средой». Изначальной целью поступления на факультет психологии являлась «помощь людям в решении их проблем», как бы банально это ни звучало.
 
Начну свой рассказ о профессиональном становлении с повествования об учебе в университете.
 
Первый курс прошёл незаметно. Будущие психологи – первокурсники притирались друг к другу, пытались погрузиться в многообразие психологических терминов и всё чаще старались блеснуть ими среди одногрупников и знакомых. Первые полгода имена З. Фрейда, Э.Эриксона и Л.С. Выготского и других зарубежных и отечественных авторов не вызывали ни малейшего понятия об их учениях и теориях. Лишь на старших курсах мы погрузились в изучение их философии. Обучение давалось мне легко и без особых сложностей. Впереди намечалось множество открытий, вера в успешное окончание Вуза и хороший заработок. Погружение в психологическую среду и студенческое сообщество приобретало в моей душе чувство принадлежности к группе. Новые знакомства и встречи давали силы развиваться дальше. Отметки и отношение учителей в университете заставили поверить в получение красного диплома. Четко для себя решив окончить учебное заведение с красным дипломом, я продолжала открывать новые горизонты психологии.
 
Приблизился второй курс обучения. Студенческая жизнь захватывала и уносила в непонятные, порой странные теории зарубежных авторов - психоаналитиков. Изучение возрастных периодов, кризисов личности заставляло задумываться о том, что все переломные моменты в жизни неслучайны, а закономерны и вполне преодолимы. Сидя на парах, я усердно пыталась вспомнить свои особенности подросткового возраста: конфликты и необдуманные поступки… Задумывалась над тем, как справиться с кризисом юношеского возраста. Тогда я точно поверила в утверждение: «в психологи идут те, кто, в первую очередь желает разобраться в себе». Из дня в день, небольшими шажками я познавала себя, развивалась…
 
Учебники, семинары, курсовые захватывали меня, практически не оставляя времени для общения с друзьями, однокурсниками. Ведь я по – прежнему шла к цели – красный диплом, ни смотря ни на что.
 
Третий курс. Вопросы: зачем я здесь, правильно ли я выбрала профессию? Все чаще стали появляться в моей голове. Меня не на шутку это пугало. Сомнения? Откуда они?
 
Несмотря на неуверенность в своем выборе я продолжала учиться на отлично. Перелом случился и в группе однокурсников. Появились новые студенты, которые, несомненно, привнесли ряд изменений в студенческую жизнь. Начались изменения в общении, интересах.
В конце третьего курса, стала замечать, что я – одна. Друзей среди одногрупников не было. Все считали меня «зубрилой», с которой не о чем поговорить, кроме учебы. Этот факт бил по моему самолюбию… И я с новыми силами пыталась доказать, что я лучшая – «бросалась» в учебу, успешно сдавала экзамены, была на хорошем счету у преподавателей в университете.
 
На третьем курсе заинтересовалась медиацией конфликтов, психологией стресса и психологией личности. Разброс интересов не позволял выявить узкую профессиональную сферу, не могла определиться «чего я хочу». Опять неуверенность и сомнения… Во многом помогла практика в органах вневедомственной охраны. Намечались более четкие ориентиры профессиональной деятельности. Психолог в полиции – достойная и почетная профессия. Моё решение было остановиться именно на этой сфере деятельности психолога, но сначала - красный диплом!
 
Четвертый год обучения, вызывает у меня смешанные чувства: во-первых, последний год учёбы, друзья, практика, красный диплом в руках… Во – вторых, через год новая взрослая жизнь, работа, новые возможности, заработок…
 
Психологическая наука требовала много времени и сил: понимания статистики, соотношения факторов, причин изучаемых явлений и процессов. Красный диплом для меня был мечтой. Я надеялась, что получив его докажу свою значимость, конкурентоспособность. Поэтому к написанию выпускной квалификационной работы подошла основательно. Постоянно общалась с куратором… Дипломную закончила раньше, чем требовалось. Считала, что красный диплом -вот он, в моих руках, но ошибалась. На защите работы поставили «тройку». От педагогов слышала в свой адрес: «позор», «ты могла бы и лучше»… И постоянно слышала шепот одногрупников за спиной. Мечта с треском провалилась! Моя цель не достигнута! Я никто.
 
Провал на защите выбил меня из колеи. Во всем виноват «красный диплом».
 
Изрядно переживая свой провал, после окончания университета устроилась работать в психологический центр специалистом по начальным классам. Поддержка близких и родных заставили поверить в себя. Наметились новые ориентиры. И хотя я в психологическом центре проработала чуть меньше года – поняла, что самое интересное – это работа с детьми!
 
Успешными в моей профессиональной деятельности, на мой взгляд, были индивидуальные консультации с ребятами. Родители обращались с запросом на исправление агрессивного и неуправляемого поведения детей. Общаясь на индивидуальных консультациях с моими маленькими клиентами, я видела проблему не в них самих, в их родителях. Основная проблема всех так называемых «агрессивных детей» - невнимание родителей к своему чаду. Своим поведением дети кричали взрослым «поговори со мной», «обрати на меня внимание!». Как оказалось, взрослые не хотят и не слышат собственных детей. Как психолог, я пыталась донести до родителей, что проблема не в детях, а в них самих. Дети – лишь зеркало. Но мои взрослые клиенты не слышали и меня.
 
Работая с детьми, старалась использовать различные приемы и методы, которых в моем опыте не так уж и много. Приходилось углубляться в литературу. Работая с детьми, у которых прослеживалось неуправляемое, агрессивное поведение, на индивидуальных занятиях старалась научить их «выключать чайник». Да, такое интересное выражение! Появилось оно следующим образом.
 
Моя коллега работала с мальчиком, у которого недавно умерла бабушка. В семье тема никак не обсуждалась и все проявления эмоций были под запретом. Мальчик держал негативные переживания в себе. Коллега привела аналогию с «закипающим чайником» Чайник постепенно закипает, начинает бурлить в конце концов выплёскивая кипяток наружу, принося ущерб окружающим. Через некоторое время они нашли приемлемый способ выплеска негативных эмоций. Мальчик начал рисовать на бумаге со словами: «Я так чайник выключаю…». Для нас это выражение стало крылатым. На консультациях со своими детками, старалась научить их правильно «выключать чайник».
 
В процессе работы, для себя я выявила несколько эффективных упражнений для работы с детьми, обидой, злостью. Вот некоторые из них.
 
1. «Мешочек крика» - приём работы с ребенком, в которой предлагается кричать в мешочек, либо обзывать кого- либо без ущерба для окружающих. Дети смущаются, выполняя это упражнение, но попробовав один раз, уже чувствуют себя раскрепощённей. Применяя этот прием, необходимо установить доверительные отношениях с ребенком, иначе не все дети решатся выполнять упражнение.
 
2. «Обзывалки». В детской среде зачастую присутствуют «прозвища» и обидные обзывательства. В этом случае, предлагаю ребенку нарисовать или написать свое прозвище на листе крупными буквами. Разместив его на стене, забрасываем его дротиками или закрашиваем краской. Затем рвем лист и выбрасываем в мусорное ведро, тем самым избавляясь от обзывательства. Ребенок должен самостоятельно отнести обрывки в мусорное ведро, чтобы почувствовать избавление от него.
 
3. Медиа – мультфильмы. Часто приходится рассказывать детишкам о моральных нормах и ценностях. Простое повествование о добре и зле - скучное и неэффективное занятие. В этом случае, я подбирала мультфильмы, с главным сюжетом про ценности и нормы: про добро и зло, любовь, дружбу… После просмотра мультфильма школьники более оживлённо включаются в беседу. Этот метод можно применять работая и индивидуально и с группой.
 
Эти и другие приёмы работы с детьми для меня оказались наиболее эффективными в работе… Вот он – успех! Успех для меня - даже если я помогла одному ребенку из пяти! –Каждый день работая с детьми, я вместе с ними учусь новому. Это тоже успех!
 
А красный диплом? Он мне совсем не нужен! Вспоминаю о нем с улыбкой. Осознаю, что стремление получить красный диплом – помогло с усердием освоить специальность «Психолог»…Главное, что я работаю сейчас по специальности и «помогаю людям в решении их проблем», как этого и хотела.
 
Я знаю - впереди целая жизнь. Я надеюсь, успешных моментов в моей профессиональной деятельности будет намного больше, чем неудач.
 
В скором времени я стану мамой. Надеюсь и в этой сфере добьюсь немалых успехов!
 
 
Ломаева Елена Олеговна, педагог-психолог МБУ ДО "Центр психолого -медико- социального сопровождения", г. Верещагино, Пермский край.
 


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.