На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Липецк
Москва
Магнитогорск
Челябинск
Москва
Санкт-Петербург
Краснодар
Blagoevgrad
Ростов
Калининград
Санкт-Петербург
Запорожье
Москва
Павлодар
Батецкий (поселок)
Москва
Тверь
Москва
Осиповичи
Москва
Одесса
Москва
Ульяновск
Екатеринбург
Самара
Тверь
Сочи
Москва
Поселок глубокий
Аксай
Санкт-петербург
Калуга
Москва
Псков
Москва
Поздравляем!

Урок психологии в школе(архив)

АвторСообщение
Гизитдинова Жанна
Новокузнецк
Сообщений: 50
Понедельник, 17.11.2008, 08:08 | Сообщение #1
Уважаемые коллеги, относительно недавно в школьное расписание был введен новый предмет - психология (у нас он именно так и назывался). Неоднозначные мнения в разное время прозвучали на этот счет в СМИ. Весной 2004г. я была участником 1 всероссийского семинара-совещания(г.Омск) школьных психологов, где обсуждался именно этот вопрос. Было очень интересно, главное для меня - своевременно, я тогда взялась за это дело с большим энтузиазмом. Прошло время, и у меня теперь вопросов ещё больше. Давайте поговорим об этом?
Петров Михаил
Ижевск
Сообщений: 45
Понедельник, 17.11.2008, 10:53 | Сообщение #2
очень интересно я считаю что это должен быть обязательным предметом но не перегруженным и без оценок желательно
Дмитриева Наталья
Владимир
Сообщений: 17
Среда, 19.11.2008, 18:47 | Сообщение #3
Преподаванием психологии (параллельно с работой школьным психологом) в школе занималась с 1995 по 2002 год. В школе был разработан сквозной курс психологии - с 1-го по 11 классы. В начальной школе - занятия игрового характера, в основном нацеленные на социализацию-адаптацию. В средней школе - тренинги эмоционального развития, коммуникативных навыков/общения/самопознания. Это все, соответственно было без оценок. В 9-м классе - курс профориентации. Там частично диагностика, частично теория, частично тренинг. Там, где теория - оценки. В 10-м классе "Общая психология" по учебнику Немова для школы; в 11-м классе "Социальная психология". Соответственно теория и тренинг. Там, где теория - там оценки. Более того, по выбору учащиеся могли писать по психологии исследовательские работы (по желанию) и даже сдавать экзамены (опять-таки по желанию). К сожалению, в данный момент, насколько мне известно, курс этот значительно свернули.
Гизитдинова Жанна
Новокузнецк
Сообщений: 50
Среда, 19.11.2008, 19:32 | Сообщение #4
Всем добрый вечер. Да, Михаил, я тоже так считаю. Наталья, мне было бы интересно вот что - ваши личные ощущения от своей работы учителем психологии. :roll: Не мешало ли вам учительство в работе собственно психологом. А как вам учебные планы? Как заполнение журналов? как домашние задания и оценки? и т.п. И, конечно, все ли учащиеся считали данный предмет обязательным в школе?
Дмитриева Наталья
Владимир
Сообщений: 17
Среда, 19.11.2008, 23:06 | Сообщение #5
Дело в том, Жанна, что отчетность есть в любой работе. По сему журналы, разумеется, заполнялись, планы, конечно же, писались... Удовольствия от этого, безусловно, мало. Однако, это правила игры - и обойти их нельзя. К тому же если наладить определенную систему поготовки и ведения занятий, то времени все это требует не очень много. Хуже, во всяком случае мне, было разбираться с оценками. Ибо психологом я стала все-таки раньше, чем педагогом, и безоценочность как жизненная установка уже была сформирована. Пришлось придумывать для себя систему оценок - какая за что ставится. Именно поэтому оценки ставились лишь за теорию - это обыкновенный труд обыкновенного учителя. Я к этому отнеслась как к опыту, позволяющему в том числе лучше понимать этого самого учителя, по отношению к которому довольно часто приходилось занимать довольно жесткую позицию, отстаивая интересы учеников. Лучше понимать - и значит, меньше осуждать, больше помогая и ученикам и учителям. И вот с кем не возникало проблем - так это с учениками. Безусловно мало кто из них считал предмет основным и обязательным. Тем не менее занятия посещали все, даже отпетые двоечники, и, как правило, не без удовольствия. Возможно, в силу того, что кроме непосредственной работы психолога я достаточно активно участвовала во внешкольной работе: и пели с ними, и на природу выходили, и сборы проводили и много чего интересного делали. Извиняюсь за длинный пост.
Петров Михаил
Ижевск
Сообщений: 45
Четверг, 20.11.2008, 07:50 | Сообщение #6
я прослезился так рад что не все потеряно в этой жизни БАЛЬШОЕ вам спасибо я вам зовидуюююю не отказался бы от такого опыта
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Четверг, 20.11.2008, 10:36 | Сообщение #7
А я сразу снова посмотрела, откуда Наталья :!: - интересно, во Владимире все школы по такой системе? Детям хорошо было (может, и сейчас)
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Четверг, 20.11.2008, 10:41 | Сообщение #8
Жанна, Наталья, не подскажете ли что-нибудь Вере, вот здесь: http://club.imaton.ru/forum/viewtopic.php?t=247
Дмитриева Наталья
Владимир
Сообщений: 17
Четверг, 20.11.2008, 12:31 | Сообщение #9
К сожалению не все школы во Владимире так работают, а в те времена мы вообще единственными были: у нас целая психологическая служба была аж из 3 психологов примерно на 1000 школьников. Сейчас, насколько я в курсе, все значительно менее объемно. А по части хорошо ли было детям... Я думаю, что как минимум им было интересно. Есть вот такая информация. Со многими нашими выпускниками мы отношения поддерживаем. Одна из девочек, выпустившаяся из школы в конце 90-х, сейчас уже довольно солидная тетенька, сказала мне следующую вещь: "Тогда мне, конечно, было интересно, но иногда я недоумевала - зачем все это нужно: игры, тренинги, говорить что-то надо, открываться... А вот сейчас я понимаю как много это нам дало." Для меня результат уже то, что они не шарахаются от психолога ("к ним только психи ходят"), могут обратиться за психологической помощью, почти никто из них не стал психологом, но они пытаются развиваться в этом направлении сами - насколько мне известно и книги грамотные читают, и тренинги посещают... Мне кажется, это уже неплохо - возможно у их детей меньше будет проблем?
Петров Михаил
Ижевск
Сообщений: 45
Четверг, 20.11.2008, 13:17 | Сообщение #10
только так и можно поднять матушку россию с колен!!!!!!! конечно у них будет меньше проблем, проблема в том что не все тренинги одинаково полезны, и некоторые секты прикрываются психологией, был бы автомат :gans: :sniper: и курпатова бы тоже :sniper: :sniper: только все портят негодяи
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Четверг, 20.11.2008, 13:50 | Сообщение #11
Михаил, ну у Вас эмоций на (сколько?) человек! :smile: Может, психологам нужно пойти в 2009 году всем в школы - и за дело... Кстати, интересно, есть какое-то место, где собираются случаи сектантства в школах (и детских домах)? И куда можно обращаться при таких случаях?.. Я не слышала... И кто пойдет разбираться - тоже не знаю...
Кравчук Ольга
Киев
Сообщений: 713
Пятница, 21.11.2008, 14:11 | Сообщение #12
Добрый день! Проблем с некомпетентностью и популизмом хватает не только в психологии (мне это видно, так как я и учитель, и географ, и исследователь и ...). Действительно, все что касается человека - это должно быть святым. Не уверена, что курс психологии должен быть с первого класса (слишком амбициозно на мой взгляд). Но то что художественная литература - это первый ключик к психологии (так сказать пропедевтический период) - в этом убеждена. Дл того, чтобы "поднять с колен" (как сказал Михаил) человечество необходимо научить человека жить содержательно, вдумчиво и ответственно и при всем этом уметь ВЫЖИВАТЬ. За первую часть отвечает не только психология, а вот с выживанием - первейшая функция психологии (конечно, очень субъективно).
Кравчук Ольга
Киев
Сообщений: 713
Пятница, 21.11.2008, 14:15 | Сообщение #13
По поводу сектанства (шаманизма, всяких обществ нечистой силы) ... Тоже ищу инструменты и пути выявления и препятсвия (искоренения) опухоли в воспитательных иституциях. Возможно, если будум мысли у Вас, дорогие собеседники, озвучте их, пожалуйста. Я уже знаю несколько школ Киева, где это явление есть. Все занют и все якобы терпимо относятся к проявлению совести учителей. Чудовищно!!!
Дмитриева Наталья
Владимир
Сообщений: 17
Пятница, 21.11.2008, 16:29 | Сообщение #14
Сейчас работаю с детьми раннего возраста, поэтому думаю, что психология в 1 классе - уже поздно. Нужно, чтобы занятия по эмоциональному развитию начинались в саду. При этом я отлично понимаю, что очень многое зависит от специалистов, которые эти занятия будут вести, от программ, по которым будут работать эти специалисты и что любую самую замечательную идею можно опошлить. Художественная литература - это замечательно, но ее тоже нужно уметь понимать, и сочувствовать героям, и разбираться в тонкостях сюжета и т.д. Почему-то считается, что учиться считать, читать и писать - это важно, последнее время также считается, что растить здорового ребенка - это тоже важно. Совершенно согласна и с тем и с другим. Однако, учить детей психогигиене, на мой взгляд, не менее важно, чем учить ребенка чистить зубы и умываться.
Дмитриева Наталья
Владимир
Сообщений: 17
Пятница, 21.11.2008, 17:47 | Сообщение #15
А по поводу сект (а заодно и наркотиков и криминала) - в нашем курсе социальной психологии для 11-го класса была такая тема, не помню точно как она звучала, что-то типа "методы и приемы манипулирования и вербовки", где обсуждалось то, как это обычно делают, а также способы корректного ухода из таких ситуаций. Там же обсуждались мехинизмы действия рекламы на человека. Предупрежден - вооружен.
Гизитдинова Жанна
Новокузнецк
Сообщений: 50
Среда, 16.11.2011, 11:48 | Сообщение #16
Лично у меня не вызывает сомнения необходимость введения особого курса психологии – и не только в старших классах, но и во всех классах школы, начиная с первого. Мне представляется, что психологические знания должны быть доступны детям и в буквальном смысле пропитывать собой образовательную среду и всю жизнь ребят. Подобные идеи не новы. Другой вопрос как эти знания, с какой целью и, что для меня особенно важно. - кем будут преподноситься детям и внедряться в школьную программу. Понимают ли школы, включающие урок психологии в свои учебные планы, какие цели они преследуют (не на бумаге, а не деле) и какую ответственность берут на себя? Если основными целями и задачами психологии как школьного предмета будет являться усвоение определенного объема знаний и формирование некоторого набора навыков и умений, то возникает вопрос - а нужен ли такой урок в школе. А если учитель ставит ученику «3» за «неправильное», с точки зрения эстетики, ведение тетради или обещает за четверть «5», если тот оформит тематическую стенгазету? Кому нужен такой урок психологии? Кстати, одна из наших известнейших исследовательниц, доктор психологических наук, автор многих книг, постоянно работающая психологом в школе, на одном из семинаров призналась, что никогда не сможет выставлять отметки по психологии... ...Вспомним о том, что процесс обучения всегда есть процесс передачи от учителя ученику смыслов и ценностей. Именно учитель (психолог), способный повести с детьми откровенный (интимный) разговор об их внутреннем мире, о душе, неизбежно привнесет в процесс взаимодействия свои собственные ценности и смыслы, через призму которых рассматриваются конкретные психологические знания. Здесь еще раз хочется напомнить об ответственности школ (а конкретно, ее административного блока) при приеме на работу учителя психологии - ведь именно через принятие ценностей психолога и ценностей психологии (к сожалению, не всегда эти ценности совпадают) будет формироваться особая психологическая культура учащихся, которая поможет им жить среди людей. Через уроки психологии нужно подвести ученика к осознанию содержания собственного внутреннего мира. Целью психологии в школе должна стать помощь в становлении и в саморазвитии детей… И самого учителя психологии! На упомянутом мною всероссийском семинар-совещание школьных психологов был озвучен опыт работы школ, внедряющих предмет «Психология» (кстати, из 60 омских школ, желающих ввести предмет «Психология», всего 15-и было дано разрешение !!!). Семинар-совещание включал в себя пленарные доклады докторов наук г.г. Москва, Омск, Новосибирск, выступления практиков образовательных учреждений, преподавателей ВУЗов, ИПК, открытые уроки, деловые игры. Так вот, к окончанию совещания все участники были единодушны в при включении уроков психологии в учебный план школы. Так, например, было признано бесспорным то, что в среднем и старшем звене этот предмет должен вести преподаватель психологии, имеющий соответствующий диплом или удостоверение. «Совмещение деятельности школьного педагога-психолога и преподавание им предмета «Психология» нецелесообразно, исходя из выполнения им его функциональных обязанностей» (Т.Ю. Федотова, главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования РФ). Также предлагалось на местах создавать так называемые «проблемные» лаборатории, на заседаниях которых обсуждались бы проблемы преподавания психологии (а их и в каждом российском городе. я думаю, накопилось немало), разрабатывались бы критерии эффективности ОЭР; осуществлять тщательный подбор кадров из лиц, профпригодных и прошедших спецподготовку; обеспечивать постоянное методическое сопровождение учителей психологии и др. Хочется верить, что сегодня еще многим подросткам и старшеклассникам психология интересна. Меня, как практика, волнует вопорос - не произойдет ли с уроком психологии то, что происходит с другими школьными предметами – когда он начнет восприниматься ребятами как ненужный в школе предмет, нудный и неинтересный. У нас в городе уроки психологии ведутся не во всех школах. это пока так называемый эксперимент, участником которого я являлась. В одной школе было 6 психологов, у каждого - своя параллель и каждый на своей параллели вел уроки психологии. Специалисты были с разным уровнем проф. подготовки и разным опытом работы. И результаты работы были разные, не всегда такими, как описывается на форуме. Школы не всегда предоставляют условия для работы - не выделяются спец. классы (урок проходит каждый раз на новом месте), не закупается метод. оборудование, учебники, в расписание урок ставится либо "нулевым" (а это 7.30). либо 8-ым....Обидно. что хорошая идея в очередной раз превратилась в пунктик для отчета. Убеждена, что не должна становиться психология – самая увлекательная из наук – очередным обязательным уроком, на котором строгий педагог будет жестко спрашивать за невыученный параграф учебника. Нельзя превращать знания о внутреннем мире человека в материал, подлежащий обязательному усвоению.

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!