На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Москва
Санкт-Петербург
Москва
Уфа
Чехов, Россия
Череповец
Энгельс
Северная Осетия
Санкт-Петербург
Армавир
Ляховичи
Камышин
Москва
Екатеринбург
Москва
Миасс
Благовещенск
Ulaanbaatar
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Москва
Москва
Махачкала
Санкт-петербург
Кривой рогог
Москва
Санкт-Петербург
Ялта-Москва
Москва
С. порожнее
Буденновск
Екатеринбург
Воронеж, Россия
Санкт-Петербург, Россия
Москва
Екатеринбург
Поздравляем!

Психология и религия

Страницы сообщений:  1  2
АвторСообщение
Геннеберг Наталья
Томск
Сообщений: 112
Воскресенье, 16.08.2009, 19:36 | Сообщение #21
Людмила, я согласна, конечно, зачем-то нужно :) Разве ж я отрицаю.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 16.08.2009, 20:29 | Сообщение #22
Думаю, что культура бывает сбалансированной лишь при наличии собственной психотерапевтической структуры - культа, который отражает и даёт легитимный выход создаваемые ею напряжения. Большевики отменив религию сразу начали её воссоздавать и воссоздали, но только на более низком уровне - уровне "культа мёртвых" - части Культа Великой Матери.
Лаванда Светлана
Москва
Сообщений: 156
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #23
[quote="Страуме Марина"] Мне представляется, что РЕЛИГИЯ как мировоззрение и ПСИХОЛОГИЯ как наука – два разных портала в одно и тоже пространство – пространство человеческой души, два разных подхода с одинаковым назначением: организация гармоничной душевной жизни человека и организация эффективного взаимодействия человека, как открытой системы, с окружающим миром с живой и неживой материей. Религия осуществляет свою функцию, в общем, через постулат, «дух первичен, материя вторична», психология через «материя первична, дух вторичен». Религия это мировоззрение, миропонимание человека и его бытия через его божественную природу, через Бога и с Богом. Она организует внутреннюю, душевную жизнь человека через партиципацию с Богом, Веру в Бога, Веру в его справедливость, освобождая его тем самым от душевных терзаний. Вера основана на постулате о безусловной любви Бога к человеку, человека к Богу. Внешняя жизнь религиозного человека регламентирована определенным поведением в соответствии с заповедями Христа (например, в православном христианстве), как свободное волеизъявление человека, чередованием постов и праздников задается ритм жизни гармоничный с природными циклами, внося порядок и размеренность. Цель жизни верующего приблизиться к Богу через очищение души. В большом круге архитипических мандал, как проекций индивидуальных стадий развития личности, именно седьмая мадала (расположенная на 12:00), крест или квадрат в круге, называется «оквадрачивание круга» и говорит о появлении зрелого центрированного сознания. К данной интерпретации этой мандалы с возрастом пришла сама. Крест: по горизонтальной линии справа – покаяние (попросить прощение), слева – простить, по вертикальной линии снизу – смирение (принятие), сверху милосердие (проявление милости к падшим, к обидчикам). В центре Бог, что соответствует изображению лика Христа. Крестясь сверху вниз и справа на лево человек как-бы произносит" принимаю милость твою Господи и дарую ее другим через смирение, покояние и прощение" . Через смирение, принятие, покаяние и проявление милосердия прощением, происходит очищение души человеческой, избавление от душевных мук, страданий и снисхождение божьей Благодати. Марина (Страуме), все-таки, попытаюсь описать это ощущение, когда, после обряда исповеди и причастия, воздух становится необыкновенно чистым и радость получаешь от каждого вздоха. Все звуки становятся мелодичными и приятными на слух, цвета насыщенными, с переливами оттенков ранее не замечаемых, самая простая постная еда необыкновенно вкусной и даже сладкой, а насыщение наступает очень быстро. Засыпаешь с улыбкой, сразу и спокойный, просыпаешься с улыбкой, полный сил, бодрости, энергии. А во сне ты был во дворце из каменных плит цветом мантии маленького Христа на руках у Богоматери, каменные плиты теплые, к ним приятно прикасаться босыми ногами и ладонями, в больших каменных чашах, в чистой прозрачной воде плавают золотые рыбы, свет мягкий, равномерный, и ты ощущаешь состояние покоя, гармонии, радости и чувствуешь проявляемую к тебе любовь Хозяина этого дворца. С ощущением Благодати человек живет какое-то время пока снова гордыня (агрессия, жертвенность, непрощение, непокаяние) проберется в душу. Однажды наблюдала диалог в храме между прихожанкой и батюшкой: «Батюшка, помоги, научи, как избавиться от гордыни?», ответ: «Я бы рад помочь, да не могу – сам ею грешен, молись, милая, молись…» :) Продолжу свои размышления в следующем сообщении…для тех кому это интересно, но в первую очередь для себя
Лаванда Светлана
Москва
Сообщений: 156
Вторник, 01.09.2009, 15:48 | Сообщение #24
ПСИХОЛОГИЯ помогает организовать внутреннюю, душевную жизнь человека, воздействуя на его мыслительные, волевые, эмоциональнее процессы с целью усиления структуры психики через открытие портала к той Самости (Self) как источнику неограниченной информации накопленного человечеством опыта и знаний, о родовых предрасположенностях, а собственных возможностях личности с целью гармонизации и саморегуляции, использования этого неисчерпаемого внутреннего ресурса для самовосстановления после травм, стрессов, обновления внутреннего содержимого, осознания причинно-следственных связей в своей судьбе, своих глубинных потребностей, самореализации и развития в целом. С точки зрения психологии, как науки, в центре креста (мандала7) – Self. Психическая зрелость личности проявляется в способности принимать себя, окружающую действительность такой, какая она есть, просить прощение, прощать, проявлять терпимость к несовершенству человеческой природы, милосердие, определение себя в пространственно-временной системе координат и ритма своего бытия, способность принимать решения и брать за них ответственность, способность выходить из жизненных кризисов, используя собственные ресурсы и говорит об открытом портале к Самости. С позиции рациональной парадигмы, экспериментальная, социальная, отраслевая психологии успешно справляются с функцией изучения, установления закономерностей психических процессов, организацией эффективного внешнего взаимодействия личности с социумом и т.д. Но… открытие портала к Самости и, тем более, собственно взаимодействия с Самостью личности (также как взаимодействие верующего с Богом), возможно только в иррациональной, в любом случае, другой теоретической парадигме. При этом используются методы и подходы глубинной психологии: психоанализ, экзистенциальноый, трансперсональный, гуманистический. Вот здесь и происходит пересечение парадигм, религии и психологии. Их дуальное взаимодействие происходит в одном пространстве человеческой души: они взаимно не исключают друг друга, а взаимно дополняют, одно без другого не существует (как материя и сознание, как мужское и женское, как волны и корпускулы, как микро и макромир). Войдя через портал психологии в глубины своей души, человек может выйти через портал Веры и наоборот.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Среда, 02.09.2009, 05:39 | Сообщение #25
Ваш подход верен для целосной (опирающейся на неразрывную связь времён Души) только такая Душа способна испытывать религиозный экстаз и входить в взаимодействие с Самостью. Думаю .что Сэлф на русский первдится как АЗ. а выход его из употребления как и последовавшие вслед за этим честь, мужественность, статность и пр. характеристики Зрелости... Но при разрушении пространственно - временных связей (внутри человеческого микрокосма) возникает парадокс Януса. то что рпц вовремя на него не среагировала - вклад её в октябрьский переворот.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Четверг, 03.09.2009, 21:23 | Сообщение #26
ТО что психологи называют "религиозный экстаз" возможно, в правослвии переводится "Христос есть любовь". Но разному уровню зрелости соответствует разная любовь. Как можно назвать любовь на пренатальном уровне? у плода и матери одна эмоциональная система. только на опасность она должна реагировать усилением сердцебиения, а он замиранием - их реакции на адреналовую атаку противоположны. я не знаю как назвать данную любовь. возможно человечество ещё не придумало эпитетов к любви плода и матери. ...................................................................................................... оральная стадия. Симбиотическая фаза развития. (но симбиоз предполагает ОБОЮДНУЮ ПОЛЕЗНОСТЬ, как (чем) младенец полезен матери? Любовь симбиотиков можно назвать только СЛИЯНИЕМ. СТАДИЯ овладения и контроля (анальная). Любовь - ОБЛАДАНИЕ. Эдипальная (фаллическая) Любовь - покорение (сама не знаю покорилась, покорена ль, покорена ль) - данный эпитет вымыт из оборота вместе с дворянской (служилой) культурой. Латент. Любовь - дружба. (именно в латенте появляется понимание значимости любви, именно здесь формируется НАСТОЯЩАЯ МУЖСКАЯ ЛЮБОВЬ,та о которой говорят не стесняясь: "брат Я тебя люблю, я за тебя готов жизнь положить" именно о этой любви говорил Глава Мужского Дома (атаман) - Тарас Бульба. о этой любви поётся в романсе "но наша верность и наша дружба сильнее страсти (орал) больше чем любовь!" Генитальность .............................................................................. Христос - есть ЛЮБОВЬ. К началу тысячелетий цивилизации Востока развились настолько, что прежняя система верований (богов,= культа) уже не соответствовала психической реальности. (возможно.что черезмерная регламентация Торой всех поступков человека уже стала оковами перед Реальностью, и введение таинства ПРОЩЕНИЯ. разрешало данный парадокс. НО Иисус принёс (выявил и узаконил) ещё одно НОВОЕ НА О год, - процедура прощения одновременн позволяет избвить Я от старых "либидозных" привязанностей - Христос принёс в МИР -печаль - эмоцию дезинтегрирующую привязанность к утерянному объекту (по З.Фрейду - освобождающую либидо от утеряного объекта), освобождённая валентность позволяет устанавливать новые либидозные связи. Христс - есть ЛЮБОВЬ. = переживание чувства ЛЮБВИ не связанное с конкретным объектом. Интересно. развитие Энергии ЦИ (в моей интерпретации потенциальной, потентной. энерги преддействия) естественным образом вплетено в культуру Востока (это примерно 3 млрд. человек) и абсолютно не принимается в культурах берущих начало в иудаизме (1 миллиард). при этом именно этот миллиард и впал в демографический кризис.
Лаванда Светлана
Москва
Сообщений: 156
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #27
[quote="Тявин Юрий"] В одном из ответов Валерию Мельникову Вы сообщили что соблюдаете пасхальный пост. Для чего Вам это нужно? Реигиозный экстаз это искаженное восприятие реальности через галюцинации ( психогенной этиологии), и к обновленному, свежему, обостренному восприятию мира отношения не имеет - первой зелени после долгой зимы, вкуса пищи голодного человека , жизни после выздоровления смертельно больного человека….( душой или телом). Любовь к Богу - это безусловная родительско-детская любовь неомраченная бытием. Потому она и Чистая. В реальности любовь ребенка к родителям омрачается: любят или выражают свою любовь не так как я хочу, не столько сколько я хочу, не тогда когда я хочу ( частичный блок на любовь). В определенных жизненных ситуациях она (безусловная любовь) блокируется сознанием полностью, т.к. родители оставили маленького ребенка ( на воспитание бабушек, в садик на 5-и дневку и т.д.), бросили, били, унижали- т.е. следствие психотравмы. В результате: Частичный или полный блок на любовь ОТ РОДИТЕЛЕЙ « МЕНЯ НЕ ЛЮБЯТ» при сохранении нормального течения любви К РОДИТЕЛЯМ «Я ЛЮБЛЮ» В этом случае, на бессознательном уровне – любовь есть ( общие гены, связаннае общим полем любят друг друга ), а на уровне сознания - блок на любовь от родителей. Вот и невроз. Выражается: - в невротическом замещении фигуры гендерного партнера ( чаще всего) на фигуру отца или матери из-за неудовлетворенной потребности в безусловной родительской любви - и осозноваемом или неосознаваемом, разрушающим отношения, требовании к партнеру «люби меня такой какой(ая) есть, на том основании что я люблю тебя» Если частичный или полный блок на любовь К РОДИТЕЛЯМ ввиде « Я НЕ ЛЮБЛЮ» при сохранении нормального течения любви ОТ РОДИТЕЛЕЙ «МЕНЯ ЛЮБЯТ» ( на уровне бессознательного – безусловная любовь к родителям, на уровне сознания нет), то, как следствие, невроз замещения, выражается в эмоциональной зависимости « люблю не смотря ни на что», как результат неудовлетворенной потребности в безусловной детской любви к родителям. Если частичный или полный блок на любовь в оба направления: и ОТ РОДИТЕЛЕЙ и К РОДИТЕЛЯМ в виде « МЕНЯ НЕ ЛЮБЯТ. Я НЕ ЛЮБЛЮ» - невроз одиночества (невозможность установить, выстроить близкие отношения, создать пару, и т.д.). В любви к Богу человек получает абсолютное удовлетворние в безусловной родительско-детской любви, абсолютное насыщение в глубинной потребности в приятии себя - отсюда и умиротворение, душевный покой, неомраченная радость бытия. Как у младенца в утробе матери. Тема интересная для меня...
Лаванда Светлана
Москва
Сообщений: 156
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #28
[quote="Тявин Юрий"] Симбиоз- это совместное взаимовыгодное существование двух разных видов, Плод и мать одного и вида и рода - а в психологическом симбиозе ( праме) суть не в выгоде. Бузусловная любовь матери и безусловная любовь отца разные. Материнская уверенная – либеральна ( люблю дитяти любым), а отца - требовательная ( прояви в успехах принадлежность к роду!), т.к. не носил дитя в чреве своем и доля сомнения есть-мое ли дитя? В их пропорцианальном сочетании - залог психологического здоровья ребенка. Иногда, один из родителей берет на себя функции и той и другой любви по причине отсутствия, устранения или деградации одного из родителей. И в этом случае важно соблюдать пропорции. Мать, воспитывающая ребенка одна, но пропорцианально сочетающая либеральную и требовательную любовь абсолютно обеспечит психологические комфорт и здоровье для ребенка. Богоматерь просто любила своего сына. А Бог – Отец провел Сына своего Христа через Голгофу любя его, веря, что Сын Его с этим справиться, во имя спасения грешных человеческих душ, выполняя свое предназначение. Ни разу не усомнился Христос в любви Бога-Отца и Матери к нему, даже распятый на Кресте. И, из-за любви к Богу-Отцу, черпая силы в Материнской любви, смиренно нес испытание, искупая непокаянные грехи человеческие, чтобы Милостью Божьей получить прощение людям, подавая им пример Веры и Любви. Воскресение Христа из мертвых это акт Прощения, открывающий будущее и проявление любви Бога – Отца к сыну своему. Иногда клиенты мне говорят: « Как я могу простить отца/мать за ….!?.» или « как я могу простить мать, она позволяла отцу …!?» и я привожу им этот пример и говорю: «Также как Христос простил своего Бога-Отца и свою Мать ». Чужих простить легче. Такой прием оказывается очень эффективным для снятия блока на любовь к близким и от близких, для запуска механизма прощения в принципе, снятия агрессии у людей верующих, верующих, но непрактикующих, у либерально-настроенных к религиозному мировоззрению, иногда даже у атеистов ( воспринимающих образ Христа как мифического, но очень авторитетного персоонажа ) Акт Прощения, на мой взгляд, и является тем лекарством, инструментом, феноменальным явлением, позволяющим восстановить неразрывность: прошлое-настоящее-будущее. Он носит инсайтный, катарсический характер. А каждый инсайт – это контакт с Самостью(Self) и есть. Согласна, Юрий, если неразрывность существует и удерживается внутренней работой, очищением души портал к Самости ( самовосстанавлювающейся и саморегулирующейся системе) личности, с т.з. науки и через Веру к Богу, с т.з. религии остается открытым. А сны собственные и клиентов – это фотоотчет о состоянии человека, о проделанной психикой внутренней работе и очень важны в экзистенциальном анализе для устранения разрыва в цепочке прошлое-настоящее-будущее Хотела бы поделиться своими мыслями о любви между мужчиной и женщиной... не знаю в какой теме. Подскажите :) :)
Лаванда Светлана
Москва
Сообщений: 156
Понедельник, 07.09.2009, 12:20 | Сообщение #29
[ техническая ошибка
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Понедельник, 07.09.2009, 20:32 | Сообщение #30
Про пост. мы все являемся частью христианской культуры. верим мы в неё или нет. но мы её часть. Культ отличен от психологии тем что он системен - включает в себя всего человека от рождения до смерти. как меня учил В.А.Медведев он состоит как из психотравмирующей части (создаёт культурально необходимое психическое напряжение) так и из психотерапевтической части ( предоставляет возможность разрядки накопившимся и не использованными культурой напряжениям). использование элементов культа в этом случае вполне оправдано, хотя и недостаточно. Фненоменология "поста" весьма интересна и прежде всего это испытание на ИСКУШЕНИЕ. (см. борьба с коррупцией). Я уже упоминал, что отношу христианскую культуру к Культу Зрелого Латента. в то время как иудаизм на начало летоисчисления регрессировал с Эдипальной (прежде всего миф о Давиде и Самсоне. пророки) на фазу овладения и сверхконтроля (Талмуд по объёму сравним с законодательством России). Поэтому её феноменология наиболее зрела, НО описанные вами отношения БОГ - Человек, БОГО-МАТЕРЬ - Человек, вне всякого сомнения прекрасны. но ИДЕАЛЬНЫ. Любить любовью БОГО-Матери в идеале может лишь Женщина с РАЗВИТЫМ и ОПИРАЮЩИМСЯ на опыт ВЕЛИКИХ Матерей женщина (см. Клариса Пинкола Эстес "Бегущая с волками") в образе БОГО-МАТЕРИ в христианство вошел языческий культ ВЕЛИКИХ МАТЕРЕЙ. В реале увы инстинкт материнства (в понимании как способность матери восстанавливать гомеостаз ребёнка и запрещающий ей использование симбиотического единства для восстановления собственного гомеостаза) обычно сильно деформирован. (вчера на участке у матери алкоголички умер здоровый младенец 4 мес. Младенческая смерть = думаю проявление обратного развития инстинкта развития = мама роди меня обратно = апное) Всё обычно происходит по описанной Г.С.Саливаном схеме формирования Я. (Я + поощрение = Яхороший, Я + тревога (часто несвязанная с реальной \видимой \ опасностью \тревога матери\ = Яплохой, Я + сверхтревога = дезинтеграция психики = НЕя. Самое печальное. что несвязанная тревога подавляет ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ = ИЗБЕГАНИЯ ОПАСНОСТИ. В реале мать использует ребёнка для снятия своей тревоги через механизм смещения, а также используя проективно-интроективные связи навязывает ребёнку чуждый ему ЭГО-Идеал. \ он начинает жить ЕЁ судьбой, при этом активно используется несвойственное оральной стадии развития понятие ДОЛГ. "ТЫ ДОЛЖЕН" = молоко матери из ВСЕБЛАГОГО превращается в золотое (анальное) - механизм возвратно - кредитного инвестирования. не удивительно. что столь велико в наше время НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ МОЛОКА. Молоко + тревога = ЗЛО = плохое молоко.= насильственное кормление ЗЛОМ. (это вам элементарно распишет любой спец по НЛП). Крушение Христианской Культуры в 19 веке произошло не под влиянием т.н. прогресса. а в результате дезинтеграции психики ЧЕЛОВЕКА ЕВРОПЕЙСКОГО материнской тревогой и формированием БЕСсознательной негативной субличности. с которой РПЦ продолжает бороться. = усиливает дезинтеграцию психического пространства. Д.Калшед. Дезинтегрированный человек не способен переживать религиозный (интегрирующий) экстаз.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Пятница, 18.09.2009, 18:35 | Сообщение #31
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Р.Р.Гатупов Нижнекамск, РТ Человек не может жить без веры. Но человек может жить без религии. В социуме принадлежность к той или иной религиозной конфессии считается признаком религиозного человека. Исполнение и отправление религиозных ритуалов является первейшей обязанностью и настоятельной необходимостью истинно религиозного человека, причём в такой степени, что это принимает характер невроза навязчивых состояний или фобического невроза. Мне посчастливилось работать с пациентами в двух ипостасях – и врача-аллерголога, который может вести врачебный приём и формализованный опрос, в том числе и религиозной принадлежности, и психолога-психоаналитика, который может, при необходимости, погрузиться и в мир верований и религиозных представлений пациента. И таким образом, я могу представить исследование, посвящённое религиозности и религиозной психотерапии. По поводу пыльцевой аллергии, которая по своей сути является наследственно предрасположенным психосоматическим аллергологическим заболеванием , обращались на приём в отделение аллергологии 3269 человек, 38,9% среди которых составляли мужчины, 61,1% - женщины. У них было проведено аллергологическое анкетирование, в рамках которого пациентам задавался вопрос о национальности и вероисповедовании. По национальности респонденты распределились следующим образом (анализируются только две титульные в Татарстане национальности): Всего: 51,4% - татар, 47,1% - русских. Среди женщин: 50,3% - татарок, 46,9% - русских. Среди мужчин: 50,7% - татар, 47,3% - русских. По вопросам вероисповедования получились следующие результаты: 19,9% респондентов отнесли себя к атеистам, 37,8% - к мусульманам, 42,3% - к христианам, 4 человека позиционировали себя как язычники. Среди женщин было 14% атеистов, 38,4% - мусульман, 47,3% христиан. У мужчин, соответственно, 30,6% атеистов, 36,7% - мусульман, 34,2% - христиан. Из вышеприведенных данных видно, что 24,8% татар отнесли себя к не мусульманам: к православным (6,4%) или атеистам (18,4%), и лишь 22,3% русских обозначили себя как атеисты. По данным диссертационного исследования И.Г.Ларионовой 36% респондентов русской национальности не упоминают ни веру, ни национальности при работе с тестом «Кто я?», т.е. на бессознательном уровне они не актуализируют данные категории. То же самое среди татар – 27%. Это так называемые космополиты, т.е. лица, отрицающие необходимость идентификации вследствие смешанного происхождения, колеблющиеся в выборе веры и национальности. Чаще всего они могут относить себя к атеистам и русским при анкетировании на приёме в аллергологическом кабинете. Можно предположить, что это лица, у которых преобладают примитивные виды психологической защиты в виде отрицания и вытеснения. То есть, существуют различные группы лиц, по отношению к вероисповедованию в зависимости от национальности и этнокультуральной идентичности. Есть люди, отрицающие её, и есть люди, акцентирующие на ней внимание. По результатам исследования И.Г. Ларионовой : «Татары достоверно чаще актуализируют категорию «национальность». В то же время, у группы лиц русской и татарской национальностей с выраженной этнокультуральной идентичностью (ВЭИ) не выявлено различий в структуре психологической защиты. Но, в то же время, было установлено, что мужчины имеют различия: «у русских чаще встречаются вытеснение и регрессия, а у татар – компенсация и реактивные образования». Отсюда вывод о том, что лица с ВЭИ обладают более зрелыми психологическими защитами . Что, в свою очередь, позволяет им отнести себя к той или иной религиозной конфессии. Можно предположить в виде гипотезы то, что развитие личностной и групповой идентичности, принятие определённой веры и религиозного её выражения имеет отношение к формированию тех или иных зрелых психологических защит, помогающих встроиться в социум, и найти своё место в жизни. Сублимация, как наиболее зрелая защита, помогает человеку творчески раскрыться и реализовать самого себя через религиозное мировоззрение и соответствующее поведение. Алишев Б.С. , рассматривая вопросы веры как психического феномена, делает акцент на том, что религиозная вера является частным случаем веры в широком смысле. И делает парадоксальное заключение о том, что «вера рациональна в том смысле, что в условиях неопределенности является единственно разумным основанием определения значений и выбора действий, но иррациональна, в том смысле, что не в состоянии этот выбор обосновать». Р.М.Грановская пишет о том, что «религиозная вера предполагает…: полагать своё сердце на Бога, доверять, почитать, любить, одобрять, стремиться к нравственности». Она же пишет о том, что «с помощью идеи Бога человек выносит часть себя за пределы своей индивидуальности и телесности». Грановская приводит этапы религиозного просветления по У. Кларку: 1) Духовный кризис 2) Озарение 3) Умиротворение. Исходя из опыта религиозной истории человечества, и настоящего положения вещей, можно добавить 4-й этап: 4) Прогрессорство. Любая религия и идеологическое учение, к сожалению, проходит через этот этап своего развития. А потом – начинается новый виток религиозно-духовного просветления. Это можно раскрыть на примере проективных психологических маркёров, бессознательно используемых людьми в быту: кольца и перстни, путешествующие по пальцам руки, при необходимости выразить имеющиеся у них психологические состояния. Регрессия, Любовь, Защита, Власть, Вседозволенность – это состояния, проживаемые человеком в той или иной степени. Они выражаются через желание: 1) быть ребёнком 2) быть любимым 3) быть защищённым 4) быть главным 5) быть всемогущим . Пережито на личном опыте, после малого и большого хаджа, когда кольцо, купленное в Мекке, после возвращения домой, проделало обратное путешествие от указательного пальца до мизинца. Т.е. от 4-го желания до 1-го, с проживанием соответствующих эмоций и ощущений. 5-й, большой палец, по сути своей антисоциален, психопатичен, и кольцо на нём встречается, большей частью у женщин. Исходя из этого, можно представить 5-й этап: 5) Агрессия, или инквизиция, борьба с ересью. Тогда выстраивается следующая спираль духовного развития: кризис, озарение, умиротворение, прогрессорство, агрессия… И так – до бесконечности. Существует несколько групп людей, отличающихся друг от друга по их отношению к религии и, соответственно, по их восприятию, как религиозных текстов, так и притч, метафор и образов, связанных с контекстом той или иной религиозной системы. 1. Воинствующие атеисты. 2. Атеисты. 3. Колеблющиеся («болото»). 4. Верующие. 5. Религиозные. 6. Ортодоксы. Воинствующие атеисты обладают знанием религиозных текстов, истории религии, но отвергают их как систему мироустановления и мировоззрения. Они чётко знают, что «Религия – опиум для народа», и пытаются этому противостоять. Это рационалисты и прагматики, способные использовать идеологию для управления массами, но находящиеся на другой стороне баррикады от религиозных институтов. Не нуждаются в психотерапии и психологическом пособии. Атеисты – лица, обладающие знанием ложности религиозных постулатов, отрицающие необходимость «религиозного дурмана» в межличностном общении, верящие в науку, прогресс человечества и не нуждающиеся в утешении. Не нуждаются в психотерапии, но пользующиеся услугами психологов. Колеблющиеся – люди, не имеющие целостного мировоззрения в силу инфантильности психики, не способные самостоятельно принимать решения, всегда следующие за явным большинством, идущим за наиболее активным на данный момент времени лидером. Нуждаются в психотерапии, пользуются услугами альтернативной медицины и неофицинальной психологии (экстрасенсы, бабки, колдуны, знахари). Верующие – лица, получившие зачатки светского и религиозного образования, признающие существование Бога, посмертного существования, Страшного Суда, Ада и Рая, оперирующие в быту обращением к богу, выполняющие отдельные религиозные ритуалы, но живущие в миру и мирскими интересами, понимающие и представляющие себе многоплановость, как мира, так и религиозных воззрений. Нуждаются в психотерапии в поддерживающем её варианте, обращающиеся к психологам и священнослужителям за помощью. Религиозные – люди, верящие в Бога и строго соблюдающие религиозные предписания и ритуалы, живущие в миру, обладающие религиозным мировоззрением и суженным коридором сознания, направленным в сторону одной религиозной концепции. Прибегающие изредка к помощи психологов, но получающие психологическое пособие и психотерапевтическую помощь в рамках общения со священнослужителями определённой конфессии. Ортодоксы – лица, принявшую определённую религиозную концепцию, обладающие определённым религиозным мировоззрением, способны использовать идеологию для управления массами, борющиеся с атеизмом и представителями других религиозных культов. Не нуждаются в психотерапии и психологическом пособии. Академик Виталий Гинзбург , лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года является в настоящее время самым главным представителем воинствующего атеизма, поднявшего знамёна современного «крестового похода» против религии и лженаук. Примером религиозного человека может явиться актриса Екатерина Васильева. Она отвечала в интервью о смысле жизни: «Основная наша цель на этой земле – спасение души… Нельзя жить беспечно. Бытовая суета, экономический кризис – это всё неважно. Важно только спасение души». На вопрос о религиозных ритуалах: «Общение с Богом должно происходить только через церковное таинство, которое создал сам Господь. Он пришёл за тем, чтобы установить церковь, оставив нам самое главное таинство – причащение. Если этого нет – нет ничего… Если человек не исповедуется, не причащается, он не имеет общения с Богом». Екатерина Сергеевна рассказала о своих представлениях, как религиозному человеку надо разрешать возникающие перед ним в жизни проблемы: «Без духовника жизнь человека развивается неправильно. Если серьезно браться за спасение, нужно иметь духовного отца, который будет тебя направлять… Посоветует, что надо делать, и благословит». О поведении в быту: «В человеке очень много страстей. Поэтому нужно следить за каждым своим словом, за каждым жестом. Всё время быть в сосредоточенном состоянии, потому что жизнь дана не для развлечений. Нужно строго относиться к своей жизни, молиться и жить по заповедям Божьим, а они трудновыполнимы» . Колеблющиеся люди – обращающиеся к альтернативной социализации и психотерапии : «У меня есть телефон одной женщины, которой я доверяю, как никому другому, она мне много раз в жизни помогала и тебе поможет, не сомневайся». У них есть доступная их пониманию мифология: «Ясновидящая сняла с мужа приворот, очистила всю нашу семью от негативных вибраций и провела обряд на укрепление семьи». И есть свои ориентиры: «У вас есть вероятная линия жизни, которую я вижу очень отчётливо…» Эти люди падки на всё новое, обещающее немедленный эффект и «псевдорелигиозную институализацию». Многие из них становятся адептами сект и нетрадиционных культов именно вследствие того, что нет базовой уверенности и понимания, что есть «хорошо», и что есть «плохо». Они-то как раз чаще всего прибегают к примитивным методам психологической защиты, таким, как изоляция, отрицание, всемогущество, идеализация и обесценивание, проекция, проективная идентификация, расщеплённое Эго и диссоциация . Таких людей в период Великой Французской революции, заседавших в Конвенте, не имевших своего мнения и реагировавших как флюгер на изменение ситуации, называли «болотом». Ортодоксы – в переводе на английский язык русская православная церковь представлена как ортодоксальная. Понятие православный, так же, как и правоверный – означает правильность, правое направление, соответственно, все остальные направления – неправильные… Правильное прославление, правильная вера. Отсюда один шаг до – идеологии ваххабизма и «чёрной сотни». Ортодоксия – это неуклонное следование догматам веры, основам вероучения и основным традициям. Людей религиозных, а тем более религиозных ортодоксов, разделяют религиозные ритуалы . Даже вера в одного Бога может разделить нации и народы по старшинству принятия информации, по способу её подачи и по её исполнению. Таухид – единобожие сближает между собой иудаизм и христианство, христианство и ислам. Тора – Ветхий завет почитается всеми конфессиями, Новый Завет признаётся двумя последними религиями, а Коран – признаётся лишь мусульманами, хотя на самом деле Тора является путевыми заметками, своеобразным детским дневником человечества, Евангелия – биографиями из серии «Жизнь Замечательных Людей», а Коран – поэтическим пересказом истории человечества и истории его взаимоотношения со своим Богом, Аллахом. Все три книги истинны и говорят об одном и том же – о необходимости поклонения Создателю, необходимости соблюдения его заповедей и пути необходимого нравственного самоусовершенствования. Различаются лишь формы исполнения религиозного культа. Скорее всего, первые евреи были кинестетиками и визуалами, людьми, желающими видеть и ощущать, прикасаться к своему божеству, поэтому Ваал, Золотой Телец был им ближе. Идолопоклонство, как вариант язычества было в истории всех народов. Вариации этих атавизмов проявляются в желании видеть бога и раскачиваться в молитвенном экстазе – чисто кинестетические, мышечные действия, как ощущение физического контакта с Богом. Первые христиане, скорее всего, так же были кинестетиками - визуалами – они видели живого Сына Божьего, чувствовали его, шли за ним. Ради них он пожертвовал своей земной жизнью, отказался от телесности и тем самым создал церковь своих последователей. Осталось желание видеть Бога, видеть его плоскостное изображение или объёмную скульптуру, что сейчас и отличает христианскую культуру. А физическое ощущение присутствия бога через звуки, через речь и музыку привлекло к вере аудиалов – слышать религиозное песнопение, чеканную латынь или витиеватый старославянский язык – есть главнейшее желание верующего в церкви или кирхе, костёле или соборе. Видеть и слышать, молиться и петь, и через всё это ощущать снисхождение Духа Божьего – привычно для христиан. Мусульмане – это аудиалы и дискреты. Им не надо видеть, им не надо слышать, им не надо ощущать. Им надо только верить и следовать. Прямая речь Аллаха и ангелов была обращена только пророку, а он, через Коран, донёс её до людей. Слышать религиозное песнопение – не божественное, но обращённое к Богу из священного Корана, не видеть, но верить, не ощущать снаружи, а чувствовать Аллаха внутри – это самое главное. Он не зрим, не ощутим, но он есть, и видны и ощутимы дела его. Это основные различия в системах презентации религиозных ритуалов, а соответственно и в разных системах репрезентации среди религиозных людей, приводят к разному выбору религии для отправления религиозных культов. Есть биологическая предопределённость в предрасположенности к выбору той или иной веры, которая вполне возможно, что обусловлена темпераментом, скоростью мыслительных процессов, особенностями репрезентатативной системы и просто особенностями жизненного уклада и способа приспособления к окружающей действительности. Кроме того, теория темпераментов также даёт нам основания для того понять те или иные предпочтения людей в отношении религии или атеизма . Меланхолики, предрасположенные к касте Браминов, более склонны к религиозному мировоззрению. Их можно отнести и к религиозным людям, и к ортодоксам, вспомнив Великого Инквизитора Торквемаду. Холерики, склонные к касте Вайшья, воинов и царей, больше относятся к верующим и к религиозным людям, потому что и правители, и воины – верят в судьбу, и в то, что есть провидение и Божий промысел, который ведёт их по жизни. Хотя среди них встречаются и атеисты, которые, как Вольтер, понимают, что если бы Бога не было, то его бы следовало выдумать. В большей степени для управления народными массами. Сангвиники – могут быть во всех группах, начиная с воинствующих атеистов до ортодоксов. Всё зависит от цены вопроса… Флегматики – это то самое болото, колеблющиеся, но в то же время, если ситуация жизни стабильна, то среди них может быть много верующих и религиозных. Почему бы и нет, - если это не мешает нормально жить… Также в психологической и психотерапевтической работе надо исходить из той общей установки, что религиозные воззрения, религиозная мифология нужны человеку как составляющая часть его рациональных и иррациональных убеждений, работающих на уровне кооперации Супер-Эго и рационального Я. Или, иначе говоря, исходя из теории трансакций , соединении родительско-взрослой позиции. Родитель – знает, Взрослый – понимает, Ребёнок – хочет. Ребёнок хочет быть защищённым в удовлетворении своих детских желаний, хочет спастись от своих иррациональных страхов. Бессознательное – оно всегда находится в раю вседозволенности и всемогущества, а сознание находится в аду физических и социальных ограничений. Сверх-сознание – воплощает иррациональные страхи и запреты в строгую и относительно логичную структуру сдерживаний и противовесов, олицетворённых общественными запретами, преобразованными в божественное руководство и управление… Таким образом, можно представить себе различные типажи, которые могут обратиться или никогда не обратиться за психологическим или психотерапевтическим пособием. Каждый из них, в силу своих психофизиологических особенностей восприятия событий реального мира, требует индивидуального похода и индивидуальных методов психокоррекции. Надо понимать ограниченность круга лиц, обращающихся к психологам. Если они истинно религиозные люди, то помощи они ждут от Бога – к нему и обращаются напрямую, через молитвы, или через общение со священнослужителями. Даже если религиозные люди придут на консультацию, то помощь им должна оказываться в рамках метафор и систем репрезентаций выбранной ими религии. Православного – не устроят мусульманские истории, а мусульманина может покоробить буддийская притча, или пример из истории конфуцианства, потому что он базируется на Коране и хадисах, а иудей – отторгнет всё, что не входит в хагаду и Тору. Это особенности сужения сознания при принятии той или иной религиозной платформы. Элементы психоанализа и гуманистической психологии будут более эффективны при работе с группой атеистов и верующих, так же, как и групповая терапия. В то же время психоанализ напрочь будет отвергаться религиозными людьми, потому адаптированный вариант глубинной терапии проводится священниками в виде исповеди, отпущения грехов или побуждения к самоанализу, рациональной психотерапии, и постоянного ощущения бытия здесь и теперь, под контролем ангелов, ведущих запись истории земной жизни человека. Психотерапия и психологическое консультирование присутствует в жизни религиозного человека, но светским психологам, в силу их не религиозности, притом, что они могут быть иногда глубоко верующими людьми, это не доступно. Хотя, они могут работать с колеблющимися людьми, оказывать помощь атеистам и верующим, помогая определиться с личностной и групповой идентификацией, стабилизируя неустойчивую психику, обучая стереотипии адекватного реагирования на невыносимый стресс реального бытия. И, тем самым, развивая способность к формированию зрелых психологических защит, в том числе и религиозному мировоззрению. Не зря же Зигмунд Фрейд сказал, что психоанализ заканчивается тогда, когда человек приходит к вере. Анализ психики, приводящий к принятию своего места в мире – это ли не путь религиозно-ориентированной психотерапии?
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Пятница, 18.09.2009, 18:40 | Сообщение #32
Мельникова Татьяна. Если не затруднит поместите статью в библиотеку. (согласие автора получено).
Белянин Валерий
Торонто
Сообщений: 17
Четверг, 24.07.2014, 16:53 | Сообщение #33

Со стороны церковных людей очень много наблюдается негативного отношения к вышеупомянутым техникам, в частности к НЛП

Это не только со стороны церковных людей, но и со стороны психологов. НЛП - это набор техник, а не методология.

И даже если к нему кто-то плохо относится, это не мешает НЛП работать.

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 31.07.2014, 10:44 | Сообщение #34

Марина привела цитату, что давать научное объяснение духовному - это все равно, что ловить руками воздух, но ведь психология как раз и изучает - ИДЕАЛЬНЫЙ (в противовес материальному) продукт деятельности мозга. В этом и сложность психологии. В этом и причина недоверия к психологии в России. Особенно в советские времена, когда "душа" - как религиозное понятие была под запретом. И до сих пор такое отношение к психологии сохраняется.

Страницы сообщений:  1  2

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!