На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Напомнить пароль
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток
Сегодня родились:
Мурманск
ижевск
Узбекистан
Ташкент
Краснодар
Житомир
Москва
Санкт-Петербург
Москва
Ставрополь
Красноярск
Ачинск
Зерноград
Калуга
Омск
Балашиха
Москва
Москва
Липецк
Краснодар
Москва
Москва
Ереван
Москва
Москва
Шарья
Москва
Санкт-Петербург
Краснодар
Барнаул, Россия
Томск, Россия
Шушенское
Алматы
Данилов
Москва
Ярославль
Поздравляем!

Методология пс. диагностики: главн. системообразующ. факторы(архив)

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19
АвторСообщение
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 28.03.2009, 22:01 | Сообщение #121
Древнекитайская таблица соответствий (6 столбцов) 1. Элементы: дерево\ огонь\ земля\ металл\ вода\ 2. Цвета:зелёный\красный\желтый\ белый\ чёрный\ 3. Вкус: кислы\ горький\ сладкий\ острый\ солёный\ 4. Прцесс:возрастание\ кульминация\центр\ упадок\ покой\ 5. Сезон : весна\ лето\ к.лета\ осень\ зима\ 6. Орган\печень\сердце\селезёнка-подж.жел\лёгкие\почки\ 7. Секрет: слёзы\пот\ слюна\мокрота\ моча\ 8. Ткань: мышцы\ сосуды\ соед.ткань\ кожа\ кость\ 9. Чувства: глаза\язык\ рот\ нос\ уши\ 10. Модальности: кинестет\ вкусовая\ осязание\обоняние\ аудиальная\ 11. Эмоции: гнев\радость\ размышления-грусть\ тоска\ страх\ 12. Астрол:Юпитер\Марс\ Сатурн\ Венера\ Меркурий\ 13. Гр.Боги:Зевс\ Арес\ Посейдон\Афродита\ Гермес\ Татьяна Мельникова если вам удалось бы данный текст преобразовать в таблицу, то мы могли бы продолжить.
Вознюк Александр
Сообщений: 63
Среда, 16.11.2011, 11:48 | Сообщение #122
Татьяна Мельникова если вам удалось бы данный текст преобразовать в таблицу, то мы могли бы продолжить.[/quote] что ж, даю некоторый материал по интересующей Вас проблеме МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ГАРМОНИИ Приходит срок и вместе с ним Озноб и страх, и тайный жар, восторг и власть. И боль и смех, и тень и свет В один костер, в один пожар... Что за напасть!? Ю.Михайлов Истина как "единство противоположностей" "санкционирует" фундаментальный способ существования человека и мира. Данное существование реализуется как дуальная сущность, стремящаяся стать целостностью. Всякая целостость как единство противоположностей есть чудо, которое встречается везде, где фиксируется слияние двух несовместимых вещей. Так чудо булатной стали, секрет изготовления которой утерян, заключается в совмещение двух в целом несовместимых для металла свойств – необычайной гибкости и твердости. Нужно сказать, что всякое творчество стретится достичь состояния недуальности посредством столкновения полярных вещей. Создание художественного мира предполагает состояние, о котором А.Блок писал: "В мелодии одной сплелись печаль и радость". В специфическом виде единство противоположностей можно понимать как единство полушарныъ стратегий обработки информации. Левое полушарие воспринимает мир как научную реальность и выражат при этом скептико-аналитический однозначный (а поэтому догматический) способ познания мира, присущий научному сознанию. Как писал Б. Рассел, "научное состояние ума является или скептическим, или догматическим" [см. Колесников, 1978], что полностью согласуется с исследованиями в области асимметрии мозга человека [Деглин, 1989], показывающими, что доминирование левого полушария делает человека догматиком, оторванным от реальности и воспринимающего мир через силлогизм и анализ, в то время как доминирование правого полушария наделяет человека способностью воспринимать мир таким, каков он есть, опираясь при этом на свой опыт. Правое полушарие дает человеку наивно-реалистическое, актуально-действительное, а левое – абстрактно-теоретическое, потенциально-возможное миропонимание. Слияние действительного и потенциального дает парадоксальное мировосприятие, в котором фактическое и фиктивное и дифференцируются и не дифференцируются, когда мир представляет собой единый поток жизни, где живое и неживое, материальное и идеальное, физическое и психическое представлены как с одной стороны несомненные противоположности, а с другой – как проекции единой сущности, как одно и то же. Здесь с одной стороны наличествует мистическое отношение к миру, в котором часть и целое способны переходить друг во друга, а с другой – мы встречаемся со способностью к тонкому различению мельчайших оттенков и деталей целого. Здесь с одной стороны мир понимается как величайшая иллюзия, в которой все принципиально условно и относительно. С другой – мир воспринимается с полным доверием, когда ко всему относятся чрезвычайно серьезно и буквально-конкретно. Знаково-символическая природа левого полушария предполагает мышление строго однозначное в плане манипуляции знаками и относительное, многозначное в плане соотношения знака и вещи: левое полушарие осознает произвольность такого соотношения. Отсюда внешний мир воспринимается как иллюзия, а внутренний – знаково-вербальный – как единственно действительный мир символических форм. Эмоционально-образная природа правого полушария предполагает однозначное восприятие мира в плане магической манипуляции вещами и многозначное в плане соотношения вещей в процессе манипуляции, когда стирается различие между естественным и сверхестественным, когда, как писал Л.Леви-Брюль, сознание не чувствительно к противоречиям, и вместо направленности на установление логических отношений между предметами подчиняется закону сопричастности или партиципации, что предполагает признание существования различных форм передачи свойств от одного предмета к другому путем соприкостовения, заражения, заговора и т.д. Отсюда внешняя срада воспринимается как единственно действительный мир, а все внутренние индивидуальные проявления человеческой психики нивелируются и низводятся до иллюзии. Функциональное слияние полушарий предполагает интеграцию полушарных "идеологий", когда грань между внутренним индивидуально-личностным и внешним социоприродным (воплощающимся в понятиях "коллективных представлений", по Э.Дюркгейму, или "коллективного бессознательного", по К. Юнгу) стирается. Вымысел и реальность больше не противостоят друг другу. Данное состояние удивительно тем, что оно рождает величайшее снисхождение ко всем существам, а человек осознает себя как нечто неповторимое и одновременно воспринимает мир во всем его многообразии как манифестацию самого себя. На Востоке это состояние называется просветленностью, когда человек открывает в себе Будду. На Западе христианство также подводит человека к мысли о его богоизбранничестве. "Бог содеялся человеком, дабы человек смог стать богом", читаем мы у св. Иринея, в трудах святых Афанасия, Григория Богослова, Григория Нисского [см. Лосский, 1967]. "Я столь же велик, как Бог, Он столь же мал, как я... Я сам есть Вечность: освобожденный от действия времени, я сливаюсь с богом и Бога сливаю с собой", – читаем мы у Ангелуса Силезиуса [Свет на пути...]. "Я царь – я раб, я Бог – я червь", – читаем мы у Державина. Данное состояние есть состояние креативности, творчества. Творчество это создание новых смыслов, это синтез понятий, вещей, явлений, категорий, положений, приведение их к единству. Поэтому творчество предполагает интеграцию активного и пассивного, открытого и закрытого подходов к освоению мира. С одной стороны творчество есть правополушарная деятельность, характерной чертой которой есть синтетическое, целостное восприятие действительности. С другой, для творчества как процесса построения новых смыслов, необходима множественно–аналитическая, левополушарная среда, изобилующая множеством понятий и концептульиных схем. Творчество как раз и предполагает единство правого и левого принципов жизнедеятельности человека, когда единство и множественность сливаются воедино, когда оперенный правополушарным стремленим к единству человек способен оперировать левополушарными атомарными категориями, соединяя их воедино и созидая новые смыслы. То есть творчество предполагает построение синергии (характеризующейся феноменами антиэнтропийности, то есть способностью порождать энергии) как в плане гносеологии, так и онтологии, что предпоалагет актуализацию двух полярных аспектов культуры – духовного и материального. Нужно сказать, что творчество как процесс построения целостностей, как единство правополушарного и левополушарного аспектов активности индивида, все же есть приемущественно правополушарный процесс, который, однако, немыслим без левополушарного "наполнения". Однако нужно знать, что развитие приемущественно левополушарных схем восприятия и освоения действительности, препятствует актуализации творческих актов. При этом дети как существа приемущественно правополушарные оказываются более способными к творчеству, чем взрослые. Что подтверждается стремлением детей к построению новых смыслов, то есть к потребности в нахождении объяснения явлений окружающего мира, а не простой их констатации, что свойственно взрослому населению, которое хотя и восторгается детской непосредственностью и "гениальностью", способностью задавать вопросы и удивляться, однако воспринимает эти качества во многом как реализацию наивно-примитивного подхода к освоению мира. То есть человеку взрослому, отягощенному фактологической эрудицией и зачастую отратившему правополушарную способность к генерации смыслов, отчень трудно творить. Об этом пишет профессор Вяч. Вс. Иванов, рассказывая о том, что школьники, с которыми он занимается, лучше справляются с решением научныз задач, чем аспиранты [Лит. газ., 1996, 25 декабря, с. 1]. Методы развития парадоксального мышления, парадоксального мировоззрения. Парадокс как форма несоответствия формально-логического и предметно-конкретного имеет множество проекций. Он может быть реализован в виде формально-логического противоречия (апории), в виде парадоксальности самого логического движения мысли, ибо логика как доказательная сущность покоится на аксиомах логики, обладающих "логическим иммунитетом". Именно поэтому полное логическое обоснование всех без исключения положений любой теории невозможно в рамках данной теории. Данное положение о том, что в достаточно богатом формализованном языке имеются истинные утверждения, доказать которые принципиально невозможно при помози средств,формализованных в данном языке, доказанное в теореме К. Геделя, приводит к тому, что даже вопрос о реальности нашего мира не может быть положительно решенным в рамках материалистичекой теории, а тезис материалистической теории об объективном существовании внешнего мира принимается ею в качестве очевидной, а не логически доказуемой истины [Бычко, 1969], когда вопрос о реальности нашего мира не является прерогативой чистой теории [Карнап, 1959]. Наиболее наглядная форма парадокса все же обнаруживается там, где он может быть проиллюстрирован конкретным примером. Так, например, противоречие между единым и множественным может быть представлено как парадоксальная сущность при помощи средств аналитической геометрии. Здесь "один и тот же предмет, спроецировнный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отражается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу" [Франкл, 1990, с. 49]. Так, например, если стакан спроецировать из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, то в одном случае получаеттся круг, а в другом – прямоугольник. Получается, что единое – стакан, и множественное – его проекции, не совпадают, при этом множественно различные сущности оказываются проявлениями единой сущности и по сути являются тождественными формами, однако, эта тождественность наблюдается в более высокой "онтологической плоскости". Поговорим о пустоте, “нейтральном состоянии” Вселенной как источнике гармонии. Пустота в нашей концепции универсального гороскопа занимает место нуля функции в структуре волнового континуума (конфигурации синусоиды). Существует наблюдение: в конденсаторе наибольшее количество тока протекает в моменты его включения и выключения. Кроме того, человек лучше всего запоминает из предъявляемого массива информации начало и конец. Таким образом, память актуализируется на границах разделов процессов. Да и вообще, жизнь, существование как феномен динамический актуализируется именно в моменты перехода одного в другое. Рассмотрим феномен перехода одного динамического состояния в другое. Данный феномен можно с полным правом назвать феноменом целостности, о котором С. Л. Рубинштейн писал следующее: "Человек включен в бытие своими действиями, преобразующими наличное бытие. Этом процесс – непрерывная серия цепных взрывных реакций. Каждая данность – наличное бытие – взрывается очередным действием, порождающим новую данность нового наличного бытия, которое взрывается следующим действием человека... Значит, в человеке, включенном в ситуацию, есть что–то такое, что его выводит за пределы ситуации, в которую он включен... Становление есть нахождение в ситуации, затем выход за пределы этой ситуации в сознании и действии" [Рубинштейн, 1973, c. 341]. Стремление к тотальности выражается в поиске принципиально нового субъекта науки [Библер, 1975] как "причины самого себя", в рамках которого человек и Вселенная, бытие и сознание, предметное и символическое, сущность и явление, причина и следствие, энтропийное и негэнтропийное сосуществуют в парадоксальном синтезе, обнаруживая некую изначальную нейтральную сущность, пустоту, откуда бытие исходит и куда возвращается. Категория нейтральность (целостности) может по разному интерпретироваться как в виде некоего допричинного сигнулятного состояния материи, так и в виде математического нуля "Как граница между положительными и отрицательными величинами, как единственно действительно нейтральное число... он не только представляет собой весьма определенное число, но и по своей природе важнее всех других, ограничиваемых им чисел. Действительно, нуль богаче содержанием, чем всякое иное число. Прибавленный в любому числу справа, он в нашей системе счисления удесятиряет данное число... Нуль уничтожает всякое дургое число, на которое его умножают; если его сделать делителем или делимым по отношению к любому другому числу, то это число превращается в первом случае в бесконечно большое, а во втором – в бескнечно малое; нуль есть единственное число, находящееся в бесконечном отношении к любому другому числу. Дробь 0/0 может выражать любое число между минус бесконечностью и плюс бесконечностью и представляет в каждом случае некую действительную величину... Итак, где бы мы не встречались с нулем, он повсюду представляет нечто весьма определенное, и его практическое применение в геометрии, механике и т.д. доказывает, что в качестве границы он важнее, чем все действительные, ограничиваемые им величины" [Маркс, Энгельс, т. 20] В биологии, биохимии пустота как основополагающий принцип координации форм жизни, выступает в виде "морфогенетических полей", создаваемых, как полагают, формой и поведением животных организмов и выступающих фактором "формирующей причинности", связывающих несиловым образом воедино веновены живой материи посредством "морфогенетического резонанса" [Sheldrake, 1981]. В данном случае это предполагает взаимодействие не вещества, но форм вещественных образований, которые, как научная реальность, игнорируются естествознанием [Пушкин, 1981; Фомин, 1990; Дубров, Пушкин, 1990]. Здесь можно привести и явление "биогравитации" [Дубров, 1973], парапсихологические эффекты [Дубров, Пушкин, 1990], идею о голографической энерго-информационной картине и диалектико-монистическом логосе мира [Урманцев, 1993], понятия "предельной реальности" [John, Dunne, 1987], "реальностью невероятного" [Фомин, 1990] и т.д. Можно констатировать, что пустота фиксируется как целостность, являющаяся с одной стороны организующим началом для каждого входящего в него элемента (присутствующих в пустоте в потенциально-виртуальном, взаимнокомпенсированном виде, подобно тому, как Ничто в космологическом сценарии возникновении Вселенной заключает в себе нечто и антинечто [Наан, 1966]. С другой стороны пустота представляет собой завершающий этап взаимодействия, процесса взаимосогласования этих элементов, которые формируют состояние целостности (пустоты) только через определенный процесс взаимосоединения. Пустоту можно понимать как начало и одновременно конец эволюции сущего, как единство потенциального и актуального. Пустота может представать как самодостаточная система в единсте вв актуальных и потенциальны моментов существования, что было понятно древним мистикам. Как гласит один из законов магии, для того, чтобы система находилась в равновесии, необходимо и достаточно, чтобы каждый ее член уже носит в себе все те последствия, которые могут возникнуть при вхождении этого члена во взаимодействие с другим. Поэтому и само осуществление взаимодействия становится бесцельным [Шмаков, 1916]. Пустота, как видим, проистекает, формируется процессом синергетической слитности предметов (или их частей), как и каждый из этих предметов формируется пустотой. Этот тезис отражается в астрофизике, где Пустота есть физический вакуум, свойства которого "во многом определяют характер взаимодействия между частицами и телами", как и данные взаимодействия во многом определяются свойствами вакуума [Подольный, 1983]. Физическая наука приходит к осознанию универсального координатота – Пустоты, Ничто, о котором Леонардо да Винчи сказал: "среди великих вещей, которые находятся вне нас, существование "ничто" – величайшее" [Подольный, 1983, с. 14]. Данный координатор у древних, а также во времена Эйнштейна выступает в виде эфира. Эйнштейн в своих статьях не раз повторял, что эфир существует, что согласно общей теории относительности пространство немыслимо без эфира, то есть континуума, наделенного физическими свойствами [там же, с. 56]. А. Б.Мигдал писал, что по существу физики вернулись к понятию эфира, которое не было взято из архива, но возникло заново в процессе развития науки [там же, с. 57]. Поль Дирак полагал, что проблема описания вакуума является основной, стоящей перед современной физикой. Я. Б.Зельдович считал, что именно теория вакуума может решить задачу космологии [Зельдович, 1981]. Пустота – краеугольное понятие буддизма и Даосизма: "тридцать спиц соединяются в одной ступице (образуя колесо), но употребление колеса зависит от пустоты между (спицами). Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них" [Литература древнего Востока, 1984, c. 228]. Кранмер-Бинг в книге "Видение Азии" приводит слова Лао-цзы: "Лао-цзы заявил, что только в вакууме лежит подлинная истина. Например, реальность комнаты обнаруживается через незанятое пространство, охватываемое крышей и стенами. Вакуум всемогущ, потому что содержит в себе все. Лишь в вакууме становится возможным движение. Тот, кто смог бы создать внутри себя вакуум, в который могли бы войти другие, стал бы господином всех ситуаций" [Хемфрейс, 1994]. В рамках Хинаяны пустота может пониматься как универсуум, а в рамках Махаяны – как Вселенная, взатая как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует только Шунья – универсальная пустота, которая утверждает пустотность (абсолют-шуньяту) и выражает отсутствие независимого начала во всем, состояние страдания и неценности, неподлинности, иллюзорности всего сущего. Этот абсолют может отождествляться с религиозной реальностью Махаяны – дхармакайей, тождественной с нирваной (истинным бытием). Махаяна утверждает эквивалентность эмпирического бытия и Абсолюта, тождество проявленного и непроявленного бытия, нирваны и мира в пустоте как отсутствии различий, которую принципиально невозможно выразить [Kimura, 1927]. Таким образом, в буддийской философской традиции пустота одновременно означает и бесконечность, неисчисляемость, то, что наделено способностью к порождению неисчислимого множества вещей. Человеческий организм в процессе жизнедеятельности, сменяя один режим функционирования на другой в пределах того или иного органа или системы, а также в рамках всего организма, изменяясь волнообразным, ритмичным образом [Биологические ритмы, 1984], необходимо проходит нейтральную точку нулевое состояние "всеобщего знаменателя", одинаково близкое по своим функциональным особенностям (сущность которого – нейтральность) абсолютно всем системам и элементам организма, а поэтому выступающее в качестве всеобщего координатора и управителя (обнаруживая явление синергетической целостности), в качестве "кнопки управления" человеческого организма, ибо придает ему свойство целостности и устойчивости, актуализируя качество, которое делает организм живой сущностью, способной реагировать на окружающую среду целостно-интегральным образом. Целостно-интегральное реагирование организма доказывается реакцией организма на стресс. Как показал Г. Селье, любое специфическое стрессорное воздействие на организм вызывает у него единую реакцию, которую можно определить как "симптомы болезни вообще" [Селье, 1979]. То есть в критическом состоянии, обнаруживаемом посредством стресса, организм предстает как целостная система, единство которой реализуется за счет гипотетического нейтрального состояния, являющегося "срединной" точкой саморазворачивания любого волнового явления (солитона), в котором (точке) эта волна претерпевает коренную функциональную перестройку (как показывает биоритмология в течение суток организмы проходят фазы – точки бифуркации, в которых они коренным образом изменяются [Дубров, 1987]. Данная точка "равноудалена" по отношению ко всем "участкам" волны, ибо по отношению к нулю все числовые выражения являются одинаково неопределенными. Нуль при этом выражает покойную фазу развития, в которой совершаются все преобразования, все виды преображений и трансформаций. Можно сказать, что всякое изменение сопровождается фиксированием определенных точек на континууме изменения наблюдаемого явления, в которых изменяющаяся система пересекает парадоксальное состояние "тождества" предыдущей и последующей фаз на континууме изменения. Это состояние тождества – своеобразное нулевое состояние, которое может быть нарушено благодаря незначительному флуктуационному воздействию. Именно поэтому в системе эзотеризма существует положение, что слабые воздействия "поднимают силы", а сильные – разрушают [Макашев, Эдилян, 1991]. В рефлексологии замечена следующая закономерность, касающаяся точечтого массажа: "сильное надавливание оказывает седативное действие, среднее – нейтральное, слабое – тонизирующее" [Фомберштейн, 1991]. Данный факт согласуется с данными экспериментальной психологии, фиксирующей "превосходство слабого стимула над сильным в условиях низкой способности к реагированию" [Ниеми, 1986]. К этому же смысловому ряду относится информация о том, что "еще в 1931 году было высказано положение о том, что чем выше состояние возбуждения симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, тем (при прочих равных условиях) слабее они реагируют на тонизирующее раздражение и тем сильнее – не седативное" [Кандыба, Кандыба, 1993]. Нужно скузать, что существуют две противоположные терапевтические идеологии – аллопатия (лечение противным) и гомеопатия – лечение подобным. Гомеоптическое воздействие (в отличие от аллопатического) требует использование сверхмалых доз лекарств, при этом считается, что такое воздействие оказывает целостное воздействие на организм, особенно на его глубинные процессы, что обнаруживает континуально-волновой эффект такого воздействия [Лупичев, 1990]. Таким образом, для того, чтобы "достучаться" к уровню функциональной целостности организма следует использовать сверхслабые раздражители, что указывает на наличие некого минимального энергетического уровня функционирования организма, обеспечивающего целостность. Явление иррадиации и концентрации нервных процессов также вписывается в вышеприведенную схему, ибо "как правило иррадиация (распостранение) нервных процессов проявляется при слабой интенсивности возбуждения и торможения, т.е. на стадии слабых неупроченных временных связей. При достаточной силе нервных процессов они концентрируются" [Данилова, Kрылова, 1989]. Получается, что распостранение нервных процессов, их "континуализация" (развитие симметрического состояния) наблюдается в состоянии слабой напряженности нервных "потенциалов", то есть в состоянии их равновесия, "нуля", который, таким образом, выступает в качестве "фона единства" систем, связи их элементов воедино за счет эффекта континуальности и одновременно служит точкой их преобразований ибо в ней системы чувствительны в малейшим флуктуационным воздействиям и способны изменяться, трансформируясь в сторону развития новых режимов устойчивости и сложности. В человеческом организме данная нулевая фаза выступает в виде базового состояния. Именно благодаря своей универсальной, абсолютной соотнесенности со всеми организменными структурами и фукциями ( в нуле нет различия между структурой и ее фукциями, между актуальным и потенциальным) это состояние выполняет роль "функционального органа", хотя и не имеющего физического воплощения (в системе китайсокй акупунктурики такими функциональными органами являются перикард и тройной обогреватель [Лувсан, 1992], но осуществляющего регуляцию всех его систем, поддерживающего гомеостаз, придающего организму свойство целостности и функционально– морфологического единства. Нуль (пустота, ничто, абсолют) – важнейшая нравственно-мировоззренческая категория. Состояние нуля, как мы писали, достигается в специфическом виде посредством полушарного синтеза, в рамках которого актуальне и потенциальное, внутреннее и внешнее не дифференцируются. Поэтому, коль скоро мы все рано или поздно в своем поступательном развитии достигнем состояния нуля (на Востоке нуль как цель существования воплощается в возрастных целях человека, который после 60 лет, выполнив свои социальные функции, традиционно становится отшельником, искателем святости и истины) то данное состояние наличествует в нас в потенции, в зародыше. Но, принимая во внимание мысль о недифференциировании возможного и действительного в нуле, мы можем сказать, что каждый из нас обладает состоянием нуля в действительности. В буддизме данная мысль воплощена в положении о том, что каждый человек несет в себе вечную неуничтожимую совершенную природу Будды. В христианстве мы также встречаем нечто подобное, когда слышим, что "Царствие Божие внутри" (Лк. 17, 21). Осознание нуля как имманентно присущего состояния (свойства( есть осознание себя в универсальной связи со всей Вселенной в целом и каждым ее элементом в отдельности, есть понимание того, что Я есть мир, есть все, что меня окружает, ибо Я есть нуль, а последний "растворен" везде. Отсюда принципы космической нравственности и тотальной незаинтересованности, неполучения плодов деятельности, тотального приятия мира, состояние завершенности и самодостаточности человека просветленного, соединенного со своим вечным смыслом и предназначением. Отсюда и корни принципа возмездия, кармического воздаяния за добро и зло, которые получили разработку в трудах С. Н.Лазарева [Лазарев, 1994–1997]. Он отмечает, что каждая агрессивная мысль, каждое разрушительное деяние человека, каждая негативная эмоция, проистекающая из мотивационной установки на уничтожение (или изменение, ибо изменение, как учит синергетика предполагает уничтожение) того или иного объекта внешней среды включает механизмы собственного уничтожения, которое реализуется на "причинно-кармическом" уровне бытия, то есть на его нейтрально-нулевом уровне, где внутреннее и внешнее не дифференцируются. Данный вывод в целом подтверждается психологическими исследованиями, которые показывают, что повышенный уровень травматизма человека вытекает из его агрессивности и подсознательном чувстве вины, которое подсознательно же подвигает человека к актам самоуничтожения. Данный принцип может быть выражен при помощи так называемого "комплекса Епиходова", заключающегося в том, что жертва несет свою долю вины (участия) за то, что с ней произошло, происходит или произойдет [Таранов, 1997]. Юристы отмечают, что есть люди, которые значительно чаще других людей становятся жертвами преступления или загадочных случайностей. Среди водителей не менее 14 % попадают в различные дорожно-транспортыне происшествия чаще, чем в среднем вся остальные водители. Сиднейца Джона Малнеса называют в Австралии самым несчастным человеком: дважды его кусали гадюки, трижды збивали машины, четырежды – мотоциклы, семь раз он попадал под велосипеды. Весьма необычно погиб японский служащий страховой компании О.Сатака, который из чувства патриотизма оформил на себя все виды страховых полисов, предлагаемых его фиромой. Самоубийца, выбросившийся из верхнего этажа местного универмага, упал ему на голову. Страховка от подобного вида смерти компанией предусмотрена не бала. Психолог Фландерса Данбар длительное время проводила исследования в травматологическом отделении одной нью-йорксокй больницы, в результате чего подтвердила наличие феномена, на который обратили внимание сотрудники страховых компаний: люди, по вине которых когда-либо произошел несчастный случай на дороге, снова попадали в аварию с гораздо большей вероятностью, чем те, кто никогда не переживал автомобильных катастроф. Она установила, что большинство "типов, предрасположенных к авариям" неосмотрительной ездой высвобождают свою агрессивность. Но еще важнее было ее открытие, что некоторые водители подсознательно стремились причинить себе боль. Причины этого лежат в неосознаваемом, подавляемом чувстве вины и потребности быть наказанным. Получается, что человек сам провоцирует, предопределяет множество поведенческих и причинно-следственных отклонений в окружающей действительности. Нуль находит свое воплощение в феноменах социокультурной жизни и в психофизиологии, обнаруживаясь в моменты перехода одного в другое. На уровне психофизиологии нуль может пониматься как состояние суперактивации, то есть состояние сверхвозможностей, когда наблюдается синтез всех фукнций организма в одно целое, что синергетически усиливает "функциональную можность" организма во много раз [Дмитрук, 1989]. Это и иные состояния, которые обнаруживаются в точке перехода противоположных режимов жизнедеятельности (сна и бодрствования, возбуждения и торможения, право- и левополушарной активности мозга и т.д.) и получают разные проекции в сфере нашего осмысления действительности. Это и гипнотический транс, в котором наблюдается своеобразный баланс нервных процессов возбуждения и торможения (явления ригидности членов тела [Шерток, 1992], а также эриксонианский гипноз (актуализация бессознательных импульсов в сфере сознательной активности [Спаркс, 1991], измененные состояния сознания, обнаруженные в трансперсональной психологией, которая показала, что в особых состояния человек способен онтологическую преодолеть пропасть между настоящим и прошедшим и будущим [Гроф, 1993]. В восточной традиции с этим состоянием связаны такие понятия, как кеншо, сатори, просфетление, медитация, самадхи, нирвикальпасамадхи, "срединный путь" между удовольствием и страданием [Кацуки, 1993; Вишнудевананда, 1992]... В христианстве это состояние молитвенно-созерцательное, вводящее в благовейное восхищение и стяжающее дары Святого Духа [Палладий, 1992]. Это и античных "философский экстаз" платоников и неоплатоников, состояние постижения "недуальности" буддистов, экзальтация мусульман-суфиев, это христианская "пустота, при которой ничто внешнее не соответствует внутреннему напряжению", как говорит Симона Вейль [Клеман, 1994, с. 180–182], это "экзерциии" (духовные испытания) иезуитов, состояние "нисхождения Святого Духа" у пятидесятников, а также когнитивное состояние признания единства созерцания и мышления в акте познания у современных философов [Смирнов, 1995]. Как бы мы не характеризовали "нулевую реальность", суть остается одной: она, выражаясь метафорически, является вратами к бессмертию и вечной подлинной жизни, цель и смысл всякого существования. каждое мгновение, минуту, час, год мы "пересекаем" эту реальность, долго в ней не задерживаясь и одновременно пребывая с ней вечно (как показали некоторые исследователи, мгновение и вечность имеют много общего). Оно дает нам чувство освобожденности, покоя, высшего блаженства. Занимаясь различными делами, вовлекаясь в те или иные формы жизнедеятельности, мы, не отдавая себе отчета, "генерируем", "добываем", актуализируем это состояние, ибо всякая активность как движение осуществляется волнообразно, колебательным образом, а любая волна в процессе саморазворачивания фиксирует нейтральные нулевые фазы. Приведем некоторые ситуации, где обнаруживается реальность нуля. Можно сказать, что нуль фиксируется в двух случаясь: в состоянии перехода одного в другое и в состоянии целостного функционирования той или иной системы, когда все ее элементы обнаруживают синергетическое слияние, единство, которое обеспечивается "механизмом" нулевого нейтрального состояния. Можно сказать, что чем больше амплитуда колебания психофизиологических состояний, тем глубже и устойчивее мы приобщаемся к нулю. Это прежде всего половое возбуждение, где мы наблюдаем достаточно резкую смену состояний после полового "насыщения", в котором фиксируются гипнотические фазы [Долин, Долина, 1972; Кастанеда, 1993, c. 46], как и парадоксальная фаза сна (сна со сновидениями), актуализирующаяся под знаком полового возбуждения [Psychology: The Science of Behaviour]. Интересно, что есть все основания утверждать, что в состоянии гипнотического транса и быстрого сна активно правое, континуально целостное полушарие головного мозга человека. Таким образом, можно предположить, что целостность организма, его саморегуляция, самонастрой реализуется на уровне правого континуального аспекта человека и одновременно на уровне нулевых (бифуркарционных) трансформацией организмов и сред. То есть волны жизнедеятельности организма как результат процесса удовлетворения многочисленных потребностей, фиксирующего фазы подъема и спада тех или иных специфических форм активности, имеют функцию самонастроя организма посредством обретения им статуса целостной биологической системы, все элементы которой сплавляются в одно симфоническое целое. При этом существование предполагает целостность (как феномен антиэнтропийный), а эта последняя достигается через постоянное изменение (движение) живых организмов. Мы видим, что целостность как стабильно-устойчивое состояние достигается за счет нестабильности, как и состояния нестабильности, перехода одного в другое связываются в границах конкретных организменных систем посредством состояния целостности, вне которого существование дискретных, морфологически определенных форм жизни было бы невозможно. Здесь единое и дискретное, статическое и динамическое оказываются переходящими друг во друга диалектическим образом. Состояние нуля ("нуль-перехода") свободно от каких-либо физических "условностей", что отражается в феномене непричинного импликативного согласования квантовых процессов и в других явлениях, обнаруживаемых наукой как формой общественного сознания. Отсюда проистекают паранормальные явления, когда, например, человек внезапно переходит от относительно спокойного состояния к сильнейшему возбуждению, пересекая "нуль-переход", приобретая при этом сверхвозможности: тщедушная старушка при пожаре вытаскивает из дому сундук, которые потом с трудом перемещают несколько человек, мать, на ребенка которой наехал пятитонный грузовик, приподнимает его и освобождает ребенка, люди, которые оказались в горящем составе, выбираются "из перевернувшихся на бок вагонов с заклинившимися выхожами из купе, в прямом смысле раздирая руками перегородки крыши" (Решетников и др., 1990]. При переходе к эпилепсическому припадку (серии сильных двигательных конвульсий, обычно сопровождающихся выключением сознания) человек переживает нуль-переход как состояние тотальности бытия, которое может при этом восприниматься как подлинно-гармоническое. Так Ф. М. Достоевский в одном из своих писем пишет следующее: "За несколько мгновений до припадка я испытываю чувство счастья, которое совершенно невозможно вообразить в нормальном состоянии и о котором другие люди не имеют никакого понятия. Я чувствую себя в полной гармонии с собой и целым миром, и чувство это до того сильно, до того восхитительно, что за несколько секунд такого блаженства с радостью отдашь десять лет жизни, если не всю жизнь" (см. Кацуки, 1993, с. 12). Всякое мистическое или иное посвящение эксплуатирует и культивирует это состояние, прорыв к которому совершается в условиях мощного эмоционального всплеска, выполняющего кроме этого и задачу отвлечения человека от тех или иных земных привязанностей, а также закладывающего базу для формирования психологической установки, и актуализации "нуль-перехода" – точки бифуркации, через которую организм устремляется в новое русло эволюции. Так при крещении новорожденного его обязаны опускать в водную купель, что вызывает мощный стресс, сравнимый разве со стрессом рождения. Обряд обрезания также заставляет ребенка пережить еще не испытанный опыт сильнейшего эмоционального возбуждения. Индийская тантрическая секта в акте посвящения использует культ оживления мертвеца, что, понятно, ошеломляет посвящающегося до высшего предела. К.Кастанеда пишет, что для смещения у человека "точки сборки" (в результате чего он переходит на качественно новый уровень существования) учителя используют ситуации, которые провоцируют сильнейшее эмоциональное потрясение у их подопечных. Будда испытал просветление после того, как он внезапно прервал свои аскетические подвиги и принял еду. Иисус Христос также пережит решающий момент в своей земной эволюции, когда в течение сорокодневного поста был искушаем в пустыне. Можно приводить множество подобных примеров различных мистерий, посвящений, шабашей, служений, которые эксплуатируют "нуль-переход". В связи с этим можно упомянуть и некоторые психотерапевтические техники излечения от последствий жизненный потрясений посредством направленного психического шока. Многие глубоко укоренившиеся отрицательные психологические установки формируются именно в состоянии переживания эмоционального потрясения, болевого шока и т.д. Катарсическое действие искусства связано с состоянием "психического резонанса", который заставляет человека заново пережить, осмыслить и отработать жизненные обстоятельства, вызвавшие у него ту или иную психическую травму. Здесь состояние целостности достигается за счет совмещения переживания, имеющего правополушарную эмоционально-эмпатическую природу, с рефлексией переживания, имеющей левополушарную логико-аналитическую природу, то есть имеет место то, что классифицируется З. Фрейдом в виде формулы: там где было Оно, должно стать Я. Реальность "нуль перехода" как гаранта и условия целостности бытия позволяет сформулировать четыре закона диалектики, соотносящихся с основными философскими и естественнонаучными категориями бытия: 1) закон единства и борьбы противоположностей проистекает из реальности поля как сущности, которая одновременно объединяет в одно целое взаимодействующие объекты и фиксирует противоречиво–контрастный характер их отношений, за счет чего они вообще способны взаимдействовать и изменяться, приводиться в движение; 2) закон отрицания отрицания соотносим с движением; 3) закон перехода количественных изменений в качественные соотносим со временем; 4) закон целостности и парадоксальности бытия, который мы постулируем, соотносим с веществом, которое, являясь дискретно-структурной сущностью, тем не менее представлено как целостность за счет реальности "нуль-перехода". Таким образом, все "свершения" человеческого духа осуществляются за счет нейтральной нулевой фазы, синхронизирующей несовместимые процессы организма, приводящей к единству разнокалиберные аспекты нашего бытия. Это срединной нейтральное состояние, которое в силу своей "беспристрастности" оказывается причастным абсолютно всему и вся во Вселенной (что делает его инструментом и источником целостного интуитивного познания мира: "интуиция – это познание Истины, посзнание сущности вещей не умом, а сердцем и всем существом нашим" [Журнал Московской патриархии, 1977], получило многобразное преломление в народных традициях, укоренилось в нормах поведения. Как мы уже отмечали, всякий раз, когда имеет место резкая смена модальностей жизнедеятельности, переход из сферы одного ее полюса в сферу другого полюса, наблюдается переход через нуль, что имеет место не только на уровне человеческого организма, но и на уровне других сред [Иванов, 1991]. Так колдуны древности, как отмечает К.Кастанеда, называли время захода солнца "щелью между двумя мирами" [Кастанеда, 1992]. В условиях такого перехода значительно повышаются возможности суггестивного воздействия. В связи с этим интерес представляет изречение из Нового Завета: "При захождении же солнца все, имевшие больных... приводили их к Нему; и Он возлагая на каждого из них руки, исцелял их" (Лк. 4, 40; Марк. 1, 32). Можно привести еще один пример, который не только иллюстрирует положение психологии о том, что гипнобельные фазы возникают во время заката и восхода солнца, но и показывает, что Истина беспристрастна к тому, кто и как использует ее принципы. Гитлер в свой книге "Майн кампф" писал о том, что высший ораторский талант власной апостольской натуры заключатся в том, что именно в это время (вечером) ему удается легче всего и наиболее естественным образом покорить новой воле людей [Hitler, 1939]. Е.И.Рерих писала, что подключение к "вибрациям космоса" легче происходит именно на "границе сна" [Рерих, 1992]. О.Клеман верно отмечает, что "в состоянии между сном и бодрствованием, когда отделяющая сознательное от бессознательного граница становится размытой и внутри человека раскрывается иная телесность,– наслаждение охватывает всего человека", обретающего "предвкушение Царствия Небесного". Это наслаждение Иссак Сирин называет особым особым откровением, преходящим нам "когда спим без сна и добрствуем, не пробудясь до конца" [Клеман, 1994, с. 250]. Интересен вывод, сделанный физиологами: "максимум делящихся клеток приходится на предрассветные часы, когда ночь сменяется световым периодом" [Рыбаков, 1979]. Интересно, что период от трех до пяти утра многими эзотерическими источниками полагается моментом "Х", когда макрокосм и микрокосм (космос и человек) "соприкасаются". Состояние "нуль-перехода" помимо культовых моментов (например, "триумфальной церемонии" древних, состоящей в отработанных проявлениях массового "героического энтузиазма" (ритуальный приумфальный крик) который был связан, как пишет В. П. Казначеев, в большими психофизическими затратами, что приводило к активизации полевой (целостной) организации раннего человека [Казначеев, Спирин, 1991, с. 120–124] используется и на чисто бытовом уровне. Так при чихании, когда имеет место переход от состояния относительного возбуждения к состоянию торможения нервных процессов, традиционно желается доброе здравие, так как данное состояние выступает в роли суггестивной установки. На Востоке полагают, что в процессе чихания происходит стимуляция "третьего глаза" – центра ясновидения человека. По этой же причине широко эксплуатируется состояние перехода к опьянению, которое О.Хайям определил так: Когда бываю трезв – нет радости ни в чем, Когда бываю трезв – ум затемнен вином. Но между трезвостью и хмелем есть мгновенье, Которое люблю за то, что жизнь есть в нем. Перед тем, как поднять рюмку, особенно первую, произносится тост, имеющий обычно форму пожелания, внушения. Интересно, что состояние опьянения, несущее в себе возможность приобзения к Высшему через "нуль-переход", может служить символом богопознания, называясь "реальностью высшего опьянения", вводящего нас в "область Божественной силы, ломающей все ограничения, опрокидывающей все преграды, наполняющей нас Духом Святым" [Клеман, 1994, с. 249]. Нужно сказать и то, что для наркоманов особенно ценна первая волна "кайфа" после принятия наркотика, длящаяся считанные минуты. По этой же причине так важны в момент перехода ко сну и пробуждения молитва для взрослого, если он религиозен, либо психологическая установка, если таковой религиозности не наблюдается, а также колыбельная, сказка для ребенка. Вот почему дети любят слушать страшные истории (которые некоторые исследователи считают важнейшим компонентом детского развития), а взрослые – рисковать, играть в азартные игры и т.д. Именно поэтому переход к состоянию насыщения пищей (музыкой, зрелищами) широко используется человечеством и приобретает культурологическое значение, преломляясь как на примитивном уровне ("хлеба и зрелищь"), так и в формах изысканно-уточненных. Именно это обстоятельство является фокусом, в котором цементируются воедино две стороны культуры – духовная и материальная, где черпют свое основание прагматические и иррациональные культы человечества. Именно поэтому имеют такую странно-притягательную силу похороны, ведь они фиксируют явление перехода-переходов – из жизни в смерть. В связи с этим можно привести как пример обряд сати – сжигания (самосожжения) вдов в Индии [Трегубов, Вагин, 1993; Хьюман, Ван, 1993]. В предверии акта самосожжения женщина обычно входит в состояние мистического экстаза и, как считают, должна быть предметом поклонения. Кроме того, как верят индийцы, женщина в последние минуты перед сожжением приобретает способность к ясновидению, пророчеству [Амбелен, 1993]. Если это действительно имеет место, то данный феномем можно было бы объяснить эффектом "нуля-перехода", в сфере которого достигается слияние потенциального и актуального, все получает качество преобразования (и одновременно целостности). Состояние "нуля-перехода" достигается достаточно просто: необходимо волевым усилием поменять знаки своих психофизиологических режимов. Войти в "третье состояние". Так, находясь в состоянии глубокой медитативной релаксации на фоне активного бодрственного ожидания возбуждающего стимула (медитативные практики предусматривают в этом момент поддержания состояния удивления, ожидания, словом – бодрствования духа [Каптен, 1993], мы как бы "повисаем в воздухе", то есть выходим из состояния торможения, но не входим в состояние возбуждения, "задерживаясь" в "нуль-переходе". Пафос данного состояния выразил бл. Августин, который, выразил основную проблему человеческой экзистенции следующими словами: "Всякое прошедшее уже не есть существующее, а всякое будущее еще не есть существующее, следовательно, рошедшее и будущее есть недостатки в бытии" [Опыт прав. догм. богосл.]. Самый же мощный процесс смены состояний есть переход из жизни в смерть, о чем пишем Р. Муди в книге "Жизнь после жизни" [Moody, 1977], где исследуются феномены клинической смерти [Гроф, Галифакс, 1981; О часе смертном; Моуди, 1990]. Австралийский врач П. Калиновский в книге "Переход" описывает многочисленные случаи, когда умирающие люди получают возможность воспринимать реальность одновременно нашего и "потустороннего" мира [Калиновский, 1991; Osis, 1961; Царева, 1993]. Интересно, что многие древние посвящения, инициации оперируют системой понятий, в которой рождение и смерть называются одним и тем же словом. С этим же обстоятельством связан идин из трех столпов христианской этики (Вера, Надежда, Любовь) – Надежда. Христианин, для того, чтобы стяжать себе Царствие Небесное должен постоянно предывать в состоянии "предвкушения" смерти [Клеман, 1994, с. 136], ибо смерть в большинстве случаев происходит неожтданно. Постоянное ожидание смерти, "ношение" ее в себе может дать человеку возможность оборвать все привязанности к земному и погрузиться в пограничное, "чемоданное", промежуточное между жизнью и сметью состояние. Именно поэтому М.Монтель в книге "Опыты" писал, что "размышлять о смерти – это значит размышлять о свободе. Кто научисля умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения. И нет в жизни зла для того, что постиг, что потерять жизь – не зло". "Пойми о смерти", учили древние. Как писал Гете, "И доколь ты не моймешь Смерть для жизни новой, Хмурым гостем ты живешь На земле суровой". В связи с этим можно привести христианское учение о "смертнобожничестве" (обожествлении смерти", констатируёщем: наше спасение зиждется в смерти и страдании [Ивкин, Нагорная, 1994]. Феномен смерти эксплуатируется некоторыми культурами в виде ритуала жертвоприношения, выступающего средством "сношения" с "потусторонними" сферами, причем, как считается, чем значительнее жертва, тем "шире" канал связи с ними. При этом в жертву могут приноситься не только растения и животные (а также отдельные аспекты жизнедеятельности человека, например, его дыхание), но и целые народы. Жертвой может выступать и Божественная Сущность. На Востоке полагают, что бытие, мир актуализируются как единство жертвы, приносящего жертву и места, где жертва приносится [Роллан, 1991]. То есть мир, актуализирующийся на счет жертвоприношения, обнаруживающего реальность двух полярных взаимодействующих сущностей – жертвоприношения, поддерживается за счет акта жертвоприношения, генерирующего "нуль-переход" как стабилизирующее начало мира. Интересно, что в момент умирания любого организма, как показали опыты Кирлиан, у него значительно повышается энергетический тонус [Шишина, 1974; Кирлиан, Кирлиан, 1964], что позволяет, поднявшись на энергетическую "горку", "упасть" вниз – в смерть, пройдя канал преображения. Нечто подобное мы наблюдаем в жизни элементарных частиц: электрон, падающий с высшей электронной орбиты на низшую, излучает энергию. Нужно сказать, что с точки вышеприведенного рассмотрения явлений социального и индивидуального порядка можно анализировать все без исключения реалии нашего бытия. При этом не будет вещей, от которых мы могли бы высокомерно отмахнуться как от какой-то глупости, которую невесть зачем изобрели дикари. То есть ни один феномен нашей жизни не останется без рационального анализа, что подводит нас к выводу, что в обществе нет вещей абсурдных и нелепых, что все существующее имеет под собой рациональную основу, что мы существуем в единственно лучшем, по определению Лейбница, мире. Даннный вывод подтверждается так называемыми антропными космологическими аргументами [Балашов, 1988] Так гадание на Рождество совершается в период перехода к увеличению продолжительности светового дня (в период зимнего солнцестояния), а "изобилующая чудесами" ночь на Ивана Купалу имеет место в период летнего солнцестояния, когда совершается переход к уменьшению светового дня. Иисус Христос по преданию родился в период зимнего, а Будда Гаутама (как и Иоанн Креститель) – в период летнего солнцестояния. Механизм колдовства" укладывается в схему "нуль-перехода". Представим себе ведьму, колдующую над кипящим котлом, бросающую в него особые возбуждающие травы, постепенно вводящую себя во все большее возбуждение, которое может закончиться отключением сознание и впадением в беспамятство. Быстрый переход от состояния возбуждения в торможение "освобождает" импульс, оперенный определенным желанием и действующий в условиях "туннельного эффекта""нуль-перехода". Нечто подобное мы имеем в ритуалах кружения дервишей и шаманов, в танцах-мистериях, длившихся несколько суток кряду. Нужно сказать и то, что симпатическая магия, основной принцип которой – часть равняется целому, эксплуатирует эффект синергии нуля, в сфере которого простое и сложное, часть и целое, причина и следствие не дифференцируются. Состояние "нуль-перехода" В. Л.Леви анализирует в форме явления, называемого им "эхо-магнитом", когда человек сначала вводит себя в состояние квиетизма, полного безволия и отсутствия желаний, предварительно дав себе установку на тот или иной поступок [Леви, 1991]. Переход от суженого к обычному сознанию порождает феномен воли. Явление "эхо-магнита" В. Л.Леви характеризует как триединый процесс: заклинание – пустота – действие. Перед тем как выпить бокал шампанского в новом году в него по традиции могут бросить пепел сожженной бумажки, на которой записали желание. Отсюда проистекает и традиция загадывать желание в момент, когда человек видит падающую "звезду": быстрое переключение внимания за чрезвычайно короткое время падения светящего объекта предполагает резкое изменение психического состояния человека, что мало кому удается сделать. Состояние "нуль-перехода" притягательно для человека тем, что оно несет в себе отблеск фундаментального единства Вселенной – сферы гармонии, покоя и самодостаточности, в которой нет раздирающих человека противоречий (там они постоянно "снимаются"). Именно поэтому покой, статика может восприниматься человеком как воплощение красоты, а динамика, заключающая в себе взаимодействие противоположных начал бытия, воспринимается часто как отход от принципа красоты. Данное положение иллюстрируется наблюдениями К.-Ф. Флегеля: "у камчадалов Бог Кулка принимает свои собственные замерзшие испражнения за богиню крастоы, пока те еще не оттаяли" [Жан-Поль, 1981]. Достижение "нуль-перехода" возможно не только при смене знаков в режиме жизнедеятельности, но и тогда, когда сталкиваются два противоположных состояния или сущности, достигая при этом взаимной компенсации. Так при совмещении состояний мышечного напряжения и расслабления (что характерно для гипнотического состояния, характеризующегося мышечной ригидностью), эмоций страха и гнева, логического и образного мышления, влечений к жизни и смерти и т.д. мы "генерируем" "нуль-переход". Или, как пишет С. Н.Лазарев, "высшее счастье... не в земном и не в духовном, а в момент перехода от одного к другому, в момент внутреннего объединения этих двух противоположностей" [Лазарев, 1994, с. 344]. У А. Блока это состояние называется "радость-страданье одно". Всякий раз, когда мы совмещаем несовместимые, взаимоисключающиеся сущности мы обнаруживаем реальность Нуля, что воспринимается как чудо, ибо в нем "все возможно". С этой позиции анализа бытия становятся ясными выводы католического теолога А.Курно о понятии чуда как "встречи" двух независимых причинных рядов, что "открывает простор для всякой третьей силы" [Зеньковский, 1964]. Становится понятной и телеологическая теория "параллельных плоскостей" знания и веры, находящихся в дополнительном отношении друг к другу [Габинский, 1978]. Чудо булатной стали заключается в совмещении ею двух несовместных для металла свойств – твердости и гибкости. Медитация как способ погружения в нуль может быть успешна, когда мы при этом совмещаем несединимое. Так на Востоке используется медитативная карточка: круг небесно-голубого цвета, на котором в красно-золотом цвете выполнено изображение санскритского слова АУМ [Игнатенко, Годованец, 1991]. При визуализации этой карточки происходит совмещение противоположностей на нескольких уровнях. На уровне формы, когда совмещается круг (плавная, континуально-симметричная, переходящая в себя, линия) и знак АУМ (ОМ) – ряд изогнутых дискретно-асимметричных линий. На уровне цвета происходит совмещение холодной и горячей части цветового спектра (небесно-голубой и красно-золотой), которые воспринимаются соответственно левым и правым полушариями головного мозга [Николаенко, 1985]. При этом наблюдается функциональное совмещение полушарий. На уровне мышления совмещаются абстрактно-логическое мышление, оперирующее знаковой символикой (знак АУМ) и предметно-конкретное мышление, оперирующее в данном случае образом первичной вибрации (АУМ), "породившей мир". При этом может произноситься определенная мантра, фоноспектрограмма которой обнаруживает совмещение континуальной и дискретной сущностей (то есть мелодии и ритма, обрабатывающимися разными полушариями). На уровне эмоциональный переживаний может наблюдаться совмещение состояния мистического ужаса перед всепоглощающей бездной первичной вибрации (неведомого, неопределенного) и состояния твердой решимости при осознании себя центром мира, своей абсолютной слитности с ним.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 04.04.2009, 19:15 | Сообщение #123
Александр. Если попытаться сжать до формулы. Волновые свойства и квантовость общее свойство материального мира. Нуль переход является общим свойством текущей во времени материи. именно в состоянии обнуления наиболее эффективны (и единственно возможны) сверхмалые воздействия изменяющие судьбу данного кванта (сколько бы их в сумме не набиралось) материи. вопрос. нуль = состояние полного гомеостатического равновесия, вся энергия в этот момент ПОТЕНЦИАЛЬНА. 0 = предполагает наличие как + так и -. как выйти на онкологический сдвиг. онко это всегда избыток на фоне недостатка? т.е. недостаточность порождающая избыточность,но уже другого уровня?
Вознюк Александр
Сообщений: 63
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #124
[quote="Исхаков Вячеслав"]Юрий, у меня есть что обсудить на этом форуме, но сейчас речь идет о методологии психодиагностики как средстве достижения цели - правильной помощи клиенту. Вам будет интерсно такое заечание:В книге Смирнова "Психология образа" (с. 205) есть такое: "При оценке квалификации врачей-диагностов, работающих с рентгеновскими снимками, было обнаружено, что особенности визуализации очагов патологии не позволяют дифференцировать опытных врачей-рентгенологов от специалистов, работающих в других областей медицины. ЗАто уровень квалификации и соответственно успешность поиска таких очагов были прямо связаны с числом выдвигавшихся диагноастических предположений" По-моему, информация архиинтереская и выводы из нее следуют ошеломляющие
Вознюк Александр
Сообщений: 63
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #125
Тявин Юрий:
Александр. как выйти на онкологический сдвиг. онко это всегда избыток на фоне недостатка? т.е. недостаточность порождающая избыточность,но уже другого уровня?
причина рака (объяснительная модель) - реализуется именно в контексте нулевой объяснительной модели. Если говорить об избытке или недостатке в контексте онко, то неплохо было бы учесть такие факты: клин вышибается клином (гомеопатия), когда раковые крысы избавлялись от рака. если им приживляли кожу других крыс (включался механизм отторжения). Другой факт (взят из книг Мизунов): живой организм не может долго существовать изолированно от геомагнитного поля: крысы, жившие в частично изолированной от геомагн. полей среде обнаруживали такое: агрессивность, каннибализм, пансексуализм, перерождение внутренних органов по типу ян - их многокамерность. И, наконец, массовые раковые метастазы. Интересно, что за последние 2 тыс лет геомагнитнвй фон Земли понизился на 10-20 %. По-моему, эти факты заслуживают, чтобы их обсудили
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 05.04.2009, 10:09 | Сообщение #126
ТО что человек - часть КОСМОСА, НЕСОМНЕННО. МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННОЕ В НАБЛЮДЕНИЯХ = те же водолеи, козероги и пр. Астропсихология. увы. тесно связанна и с архетипологией. То, какими будут твои характерные способы адаптации и взаимодействия с средой, зависит от момента рождения (на востоке его переносят на момент зачатия, что. в принципе. однозначно). Все эти эидемии начиная с гриппа и кончая гипертоническими кризами все очень Гелио (?) зависимы. кто работал на скорой знает,- есть дни когда не присядешь за сутки, а есть когда и выспаться можно. Но в ваших рассуждениях интересен именно 0, тот момент в который чуть толкни и изменится судьба. В НЛП .думаю. это момент взаимной нейтрализации якорей. в цикле у-син ночь? медленная фаза сна ? переход доминирования ЯН в Инь. Онко = это взрыв иной витальности.
Вознюк Александр
Сообщений: 63
Воскресенье, 05.04.2009, 11:31 | Сообщение #127
Действительно, в нуле совершается перепрофилирование организма, а Бог "разговаривает" с человеком (и миром) в этом канале. Ибо в нуле все многообразие континууумов бытия - временных слоев(изменяющихся по синусоидальному закону и обнаружэивающих нулевые фенкции) совпадает, то есть в нуле бытие предстает в единстве. все существующее постоянно добывает это состояние, регулярно погружаясь в него и обретая в нем свою подлинность (если подлинность понимать как единство сущего). Онко, повторимся. возникает в состоянии енергонедостатка (челвоек утрачивает единство с миром). Ну а в нуле этот недостаток и устранятеся. В нуле вообще просиходитт слияние противоположных функциональных процессов, что приводит к их гармонизации - в нашем случае к излечению от болезней
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 05.04.2009, 14:07 | Сообщение #128
снова уточним. в таблице соответствия есть два нейтральных цвета - белый (печаль. металл) - он содержит в себе все цвета и чёрный (страх-ужас. вода) - потенциально может быть любым. какой из них обнуляент? страх вызывает регрессию? избыток связывающих либидо объектов (неизбывная печаль) приводит к возникновению у них способности к самоактуализации?
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 18.04.2009, 23:57 | Сообщение #129
Случайно наткнулся на китайское пособие (типа для нашего среднего медперсонала), без места и имени, но, думаю достойное внимания, там есть ещё методики коррекции, но это "дубовая" для среднего м.перс. иглотерапия. Первоисточник. Первый из пяти цзан – сердце. Сердце Функция - контролирует кровообращение, настроение. Орган глашатай (активности\пассивности) - язык. Состояние сердца (как энергетического органа) можно узнать по лицу, а его активность проявляется в настроении – «радость». Жидкость - пот. Второй из пяти цзан – лёгкие. Легкие Функция - контролируют движение «ци» и отвечают за: дыхание, движение жидкостей (крови и лимфы) и энергии по меридианам, состояние кожи. Органом глашатаем является – нос. Уравновешенность энергии лёгких проявляется на волосяном покрове тела. Настроение – печаль. Жидкость – сопли. Третий из пяти цзан - селезёнка. Селезёнка контролирует всасывание организмом питательных веществ, движение крови, силу мышц и состояние конечностей. Глашатай – рот. Дисбаланс виден по состоянию губ. Настроение – размышление. Жидкость – слюна. Четвёртый из пяти цзан - печень. Печень Функция – контроль (создание) за движением всей ЦИ организма, стимулирует всасывание питательных веществ, сохраняет (оберегает) кровь, сохраняет суставы, и подвижность связок. Глашатай – глаза. Уравновешенность заметна по состоянию ногтей. Настроение - гнев. Жидкость – слёзы. Пятый из пяти цзан – почки. Почки. Функция – контроль за ростом, физическим развитием и размножением, всасыванием и выделением жидкости, поступление «ци» из среды. Глашатай – уши, анальное отверстие, органы мочевыделения. Уравновешенность заметна по состоянию волос головы. Настроение – страх. Жидкость – сперма. Меридиан лёгких. (1) Инь. Эмоция – тоска, хандра. Макс. суточная активность – 3-5 часов астрономического времени. Месяц активности – ноябрь. Признаки: Недостаток энергии: озноб, покашливание, насморк. Избыток энергии: пневмонии, снижение жизненной ёмкости,болезненный кашель, обильная мокрота. Дисбаланс проявляется в системах: толстого кишечника, сердца, мочевого пузыря, печени. Меридиан толстой кишки. (2) Ян. Эмоция – печаль. Активен с 5 до 7 часов а.в. Месяц активности – апрель. Недостаток энергии: боль и неподвижность в плечах и руках, головокружение, понос (редко – запор). Избыток энергии: шум в шах и урчание в пищеварительном тракте, сухость губ, сухость во рту, запоры. Дисбаланс проявляется в системах: лёгких, тонкого кишечника, почек, желчного пузыря. Меридиан желудка. (3) Ян. Эмоция – размышления, раздумья. Суточная активность 7-9 часов а.в. Месяц активности – март. Недостаток энергии: потеря аппетита вплоть до полного отказа от пищи, слабость ног и их зябкость. Избыток энергии: переедание, жар в теле, боли и судорги по внешней поверхности ног. Дисбаланс проявляется в системах: селезёнки – поджелудочной железы, желчного пузыря, перикарда, мочевого пузыря. Меридиан селезёнки – поджелудочной железы. (4) Инь. Эмоция – интуиции, медитации. Суточная активность 9 – 11 часов а.в. Месяц активности – август. Недостаток энергии: страсть к сладкому, слабая память и сонливость днём, метеоризм. Избыток энергии: неустойчивый апетит, чувство тяжести и онемение в теле, стремление к частым паузам (перерывам в работе) и желание полежать. Дисбаланс проявится в системах: желудка, печени, тройного обогревателя и почек. Меридиан сердца. (5) Инь. Эмоция – любовь. Активен с 11 до 13 часов а.в. Месяц активности – декабрь. Недостаток энергии: нерешительность, субдепрессивное состояние, чувство страха, волнение, тахикардия, одышка, головокружение. Избыток энергии: боли в сердце, левом плече, лёгкая возбудимость, тяжесть в груди, иногда повышенная температура, сухость во рту. Дисбаланс проявится в системах: тонкой кишки, лёгких, желчного пузыря, перикарда. Меридиан тонкой кишки (6) Ян. Эмоция – радость. Активность с 13 до 15 часов а.в. Месяц активности – май. Недостаток энергии: боль в висках, боковой поверхности шеи, предплечье, похолодание конечностей. Избыток энергии: боль вокруг шеи или в половине головы, шум в ушах, снижение слуха. Дисбаланс проявляется в системах: сердца, толстого кишечника, печени, тройного обогревателя. Меридиан мочевого пузыря. (7) Ян. Эмоция – страх, опасение. Активен с 15 до 17 часов а.в. Месяц активности – февраль. Недостаток энергии: редкое обильное мочеиспускание, боли в позвоночнике, тяжесть в ногах и спине, головокружение, снижение зрения. Избыток энергии: боли в пояснице и нижних конечностях, частое болезненное мочеиспускание с малым количеством мочи, боль в глазах, судорги в икроножных мышцах. Дисбаланс проявляется в системах: сердца, толстого кишечника, печени, тройного обогревателя. Меридиан почек. (8) Инь. Эмоция – ужас, эмоциональный эквивалент инстинкта самосохранения. Активность с 17 до 19 часов а.в. Месяц активности – июль. Недостаток энергии: снижение силы воли, полового влечения, нетерпеливость, неуверенность, холодные ноги, напряжённая шея. Избыток энергии: нобычный прилив энергии, стремление работать без перерыва (энтузиазм), шум в ушах, тёмнокоричневый цвет мочи. Дисбаланс проявляется в системах: мочевого пузыря, перикарда, толстого кишечника, поджелудочной железы-селезёнки. Меридиан перикарда. (9) Инь. Эмоция – нежность. Активность с 19 до 21 часа а.в. Месяц активности – октябрь. Находится в дисбалансе при заболеваниях: сердца, лёгких, психики, болях по передней поверхности руки. Рекомендации по нормализации функции: снизить на 1\3 количество употребляемой пищи, избегать физических и умственных перегрузок, стимулировать системы желудка и тонкого кишечника. Меридиан трёх обогревателей. (10) Ян. Эмоция – веселье. Активность – 21 – 23 час.а.в. Месяц активности – июнь. Избыток энергии: боль в висках, озноб, слабость. Недостаток энергии: ослабление слуха, боль в шее, плечах, лопатках, верхних конечностях, ушах, плохая переносимость жары, раздражительность, бессонница. Дисбаланс проявляется в системах: мочевого пузыря, сердца, тонкого кишечника, желчного пузыря. Меридиан желчного пузыря. (11) Ян. Эмоция – гнев, ярость, изменение среды под себя. Активность с 23 до 1 часа а.в. Месяц активности – январь. Недостаток энергии: упадок сил, плаксивость, озноб, головокружение, затруднённое дыхание, тяжелые и глубокие вздохи, нетвёрдая походка. Избыток энергии: чувство полноты в желудке, тяжесть и боль в голове, боли и судорги в подреберьях. Дисбаланс проявляется в системах: печени, желудка, сердца, тонкого кишечника. Меридиан печени. (12) Инь. Эмоция – злость, изменение себя под требование среды. Суточная активность с 1 до 3 час.а.в. Месяц активности – сентябрь. Недостаток энергии: неуклюжесть, нетвёрдая походка, головокружение, быстрая утомляемость. Избыток энергии: плаксивость, раздражительность, вспыльчивость. Болезненность, импульсивность, стремление работать без перерыва до окончания работы. Дисбаланс проявится в системах: желчного пузыря, поджелудочной железы, тонкого кишечника, лёгких. Заднесрединный меридиан. (13) Ян. Суточная активность – все 24 часа. Круглый год. Управитель ЦНС. При неблагополучии – в опасности все системы. Переднесрединный меридиан. (14) Инь. Активность – 24 часа. Круглый год. Управитель мочеполовой системы. Неблагополучие - в опасности все системы. По правилу полдень – полночь активность сменяется пассивностью через 12 часов. Пример. Меридиан желчного пузыря имеет максимальную активность с 11 до 1 часа ночи, соответственно он будет в состоянии максимального угнетения с 11 до 1 дня. То же самое относится и к периодам года с поправкой на 1\2 года. Человек рождённый в июне будет наиболее мирным. \Близнецы\ Преобразования первоисточника Сердце относится к первоэлементу – огонь, в который входят 4 меридианальные системы: 2 инь -сердца и перикарда, 2 ян - трех обогревателей и тонкого кишечника. Лёгкие относятся к первоэлементу – металл, в который входит также и ян-система толстой кишки. Селезёнка относится к первоэлементу – земля в который входит также и ян-система желудка. Печень Первоэлемент – дерево, в него входит ян-система желчного пузыря. Почки Первоэлемент – вода, в него входит также ян-система мочевого пузыря. Эмоции контролируемые данными элементами можно тоже разложить на инь (векторально направленные во внутрь) и ян (векторально направленные кнаружи). Огонь будет контролировать эмоции: м. сердца – любовь, м. перикарда – нежность, м. тройного обогревателя – веселье, м. тонкого кишечника – радость; Элемент металл: эмоция (м.толстого кишечника)идущая кнаружи (предназначенная для других) – печаль, во внутрь (м.лёгких) – тоска. Элемент – земля: эмоция направленная кнаружи (м.желудка) - мысли, эмоция направленная во внутрь (м.поджелудочной железы) – размышление. Элемент вода: Кнаружи (м.мочевого пузыря) – страх, во внутрь (м.почек) – ужас. чем интересна данная таблица - она позволяет провести параллели между архетипами и астропсихотипами (разными там близнецами и раками) которыми больно непсихологическое сообщество вот уже 20 лет. Оно подводит под неё базу. Вопрос. Какой из архетипов Иуда из Кариот?
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 25.04.2009, 21:56 | Сообщение #130
В конце 19 века великий немецкий врач Георг Гродек высказал такую мысль. "Как только я понимаю, что заболевание ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЕНИЕМ САМОГО ПАЦИЕНТА, оно тут же перестаёт отличаться от его походки, манеры разговаривать, выражения лица, движений рук, картинки которую он нарисовал, дома, который он построил, дел, которые он уладил или его мышления: все они СИМВОЛЫ СИЛ, которые правят им и на которые япытаюсь повлиять, ЕСЛИ СЧИТАЮ, ЧТО СТОИТ ЭТО ДЕЛАТЬ." Китайская медицина изначально не разделяла тело на психе и сому. поэтому она не стеснялась, для излечения: коррегировать походку, изменять ДОМ (фен-шуй), заниматься гимнастикой и арттерапией. Трудности применения в Европе знаний Китая заключается прежде всего в их избыточности и отсутствии наработанных приёмов их реализации. одновремено нужно помнить, что меридианальная система возникает не сразу. а формируется во времени. Три великих Бога, три изначальных доша. возможно это метафоры доминирования в личности одной из ртдельно существующих нервных систем: адренэргической, ацетилхолиновой и никотин-мускарин чувствительной? тогда мы можем выразить Богов в физиологических терминах. Зевс - ацетилхолиновая доминанта, Посейдон - адреналин-норадреналиновая доминанта, Аид - никотин-мускарин чувствительная доминанта. Далее всё несколько усложняется. поколение ДЕТЕЙ.= СОЧЕТАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРИЗНАКОВ. разделённых на пары = крест. (темпераменты Гипократа) веселье-страх, слово-дело. Арес= гневный=Холерик=делатель= Бог Войны. Апполон = мыслитель=меланхолик=Бог Раздумий и повелитель Муз= и Сублимаций. Гермес=всепроникающий=сангвиник=радостный=Бог пути и разбоя. Гефест = флегматик = Бог ремесла Боги внуки = Боги рождённые от смертных женщин и Зевса. Дионис, Геракл, Ахилл. всего должно быть их пять. но тут разразилась катастрофа = Римское владычество и Христианизация. (возможно есть и дополняющие мифы,но мне они не известны)
Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 16.11.2011, 13:02 | Сообщение #131
Исхаков Вячеслав:
В медицине, врачей учат (следуя Г. Бургаву), - "Кто хорошо диагностирует, тот и хорошо лечит". А как это делается нами?
Уажаемый Исхаков Вячеслав, посмотрел темку и понял, что эклектики увели нас далеко. Предлагаю посмотреть мой материал на эту тему: http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=108743&tmpl=Thread&BoardId=108746&ThreadId=99199&page=1 Обсуждение документа "Чупров Л.Ф. Азбука психодиагностики (консультация в «Сетевом методическом объединении психологов образования»)". Я тоже считаю, что наступило время вспомнить А.Бернштейна (тогда он первый обратил на это внимание и даже кое-что описал) и начать систематизировать все о семиотике в психологической диагностике.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 17.05.2009, 20:34 | Сообщение #132
В медицине зашедшей в тупик врач не отличен от фельдшера - симптоматическая терапия - скоро нас можно будет заменить машиной - к тому же идет - введены стандарты терапии. осталось добавить стандартный опросник + лаб. анализатор и терапевт уйдёт в прошлое. Это лишь дело времени.
Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #133
Тявин Юрий:
В медицине зашедшей в тупик врач не отличен от фельдшера - симптоматическая терапия - скоро нас можно будет заменить машиной - к тому же идет - введены стандарты терапии. осталось добавить стандартный опросник + лаб. анализатор и терапевт уйдёт в прошлое. Это лишь дело времени.
Старая песня середины-конца 50-х гг. "Смотреть мы будем на электробегемотов, Летать мы будем на электросамолетах, Избавим женщин от мучительных родов, Нажал на кнопочку, и человек готов". В начале 90-х поячвился компьютер и тысячи психологов и программистов кинулись изобретать компьютерные психодиагностические варианты методик и целые АРМы. Только практика показала, что это чушь, а зарубежом, где компьютеры были раньше - даже не стали такого предпринимать. Я тоже прошел эту "пору детства". Привез как-то в Москву свои варианты компьютерных вариантов методик. Посмотрели коллеги, оценили работу моих программистов. После выступил профессор В.И.Лубовский и поведал свой опыт общения с зарубежными коллегами, сказал, что "Непонятно, почему это там не делают?". Позднее и я, сопоставляя методом тест/ретест понял, что данные-то существенно расходятся. Не все можно доверить компьютеру. Даже широко распространенный тест Дж.Равена. Ну, кажется, что такого. Черно-белые картинки - воспроизвели на экране и дело в шляпе. Только передо мной лежит лицензионный Равен. Прислали в подарок мои зарубежные друзья. Толстенный буклет, на плотном картоне и все матрицы не только черно-белые, но и рельефные. Вот и воспроизведи на компьютере. А если сделал, то сначала получи разрешение от правообладателей на этот инструментарий и проведи исследование по сопоставлению вариантов стимульного материала. Да на комппьютере можно некоторые опросники и анкеты пустить, но арсенал психодиагностики этими анкетами/опросниками не ограничивается. Хотя и сегодня многие фирмы предлагают компьютерные Равены и т.п. Цклая армия частнопрактикующих психологов предоставляет услуги по компьютерной психодиагностике. Не знаю, как в других регионах, но по роду своей деятельности, как независимый судебный психолог, я частенько встречаюсь с такими "заключениями-клише", которые ничего общего с реальным состоянием клиента не имеют.
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #134
. А ведь есть и такие! МЦВ, т. Сонди и т.п.!
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Понедельник, 18.05.2009, 05:07 | Сообщение #135
Детки я вам говорю о практике к которой ведёт современное зуперконтрольное руководство, за 10 отведдённых минут нужно написать кучу бумаг (в среднем на эо уходит мин. 15) и назначить то . что разрешено и рекомендованно. = с этим может справиться только комп. Я говрю о реальной тенденции к которой приводит Апполоническое руководство.
Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #136
Тявин Юрий:
Детки я вам говорю о практике к которой ведёт современное зуперконтрольное руководство... Я говрю о реальной тенденции к которой приводит Апполоническое руководство.
Юрий, не будите во мне зверя! Я далеко не "детка". Будьте корректны в общении. Ситуация с параноидальными менеджерами мне тоже знакома. Почему Вы их называете "апполонистами" - это только делает им честь. Не проще ли без лести назвать их элементарными некомпетентными менеджерами. Мне до сих пор не понятно, какими критериями руководствуются в высших кругах, составляя списки "элиты" и так по вертикали в низ, когда к управлению допускаются субъекты совершенно некомпетентные в конкрентой вверенной им области практической деятельности, а после этого дожидаются результативности в экономике и других сферах общественной жизни. Но это опять к кратологии, а не к диагностике (психодиагностике). Да, любая деятельность протекает в определенных условиях. Эти условия могут и способствовать выполнению этой деятельности, и затруднять ее. Но это условия, а не сама деятельность.
Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 16.11.2011, 11:48 | Сообщение #137
Захарова Людмила:
Я категорически против комп. вариантов . А ведь есть и такие! МЦВ, т. Сонди и т.п.!
Уважаемая Людмила, здравствуйте! Вр-первых, и Сонди и МЦВ (вероятно Вы имеете ввиду тест Люшера) - методики проективные. Во-вторых. Что касается Сонди, то я его иногда использую, но в первоначальном варианте раскладывания фотокарточек. Каких либо сведений по его адаптации как компьютерного варианта я не имею и поэтому за результаты такой диагностики ручаться не стану. В этом случае проще распечатать на принтере фотки (тем более что от долгого употребления оригиналы все равно портятся) и проводить, как "доктор прописал", точнее сам Сонди. Что касается Люшера, то у меня есть достоверная информация ри коллег из "Экспертного сообщества психологов" http://cabinet1.ht.ru/infolane/index.php?act=bloggers , что при последнем приезде в Россию он привозил руководства полного варианта теста (а не того восьмицветового, что в хвост и в гриву эксплуатируется шаманами от психодиагностики) не бумажном носителе. В-третьих - таже проблема лицензионности-контрафактности. Если ни правоприемники Дж.Равена (и его сына), ни Люшер не давали разрешений на компьютерные варианты тестов, то это до поры до времени ходить по острию ножа. Причем пострадают не те, кто ворует и распространяет, а практики-психодиагносты. Любой адвокат лекго опротестует любой вариант компьютерного тестирования только по формальным основаниям, а если еще привлечет специалиста и тот докажет, что результаты не верны... Спасает только юридическая безграмотность потребителя психологических услуг.
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Понедельник, 18.05.2009, 11:33 | Сообщение #138
Здравствуйте, уважаемый Леонид! Да, Вы правильно поняли меня, я действительно привожу пример проективных методик, которые есть у меня в наличии, в том числе и в компьютерном варианте - метод цветоых выборов (угадали, - восьмицветовой) М. Люшера и методику портретных выборов Сонди. Так вот, даже если отбросить законность использования и проч. тонкости, использование компьютерного варианта этих методик на мой взгляд просто кощунство и даже самый-самый дилетант может буквально "на глазок" "почувствовать разницу" к примеру в цветопередаче, восприятии информации с монитора и проч. Какой уж тут результат! Увы. Многие применяют "на-ура" и абсолютно серьезно воспринимают и используют интерпретации-клише, полученные таким путем. Кстати, кто-то в нашей стране централизованно контролирует (или должен?) выпуск, применение, работу подобных "продуктов"? (приношу извинения за некоторое отклонение от изначально обсуждаемой темы)
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Понедельник, 18.05.2009, 11:33 | Сообщение #139
Здесь был дубль сообщения 8)
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Понедельник, 18.05.2009, 11:36 | Сообщение #140
Извиняюсь извиняюсь извиняюсь. А критерий в назначении м.б. только одним - способность в восстановлению (удовлетворению растущих потребностей) гомеостаза вышестоящего, удовлетворение его бредовых заморочек. (стуация сейчас, по кретинизму рукой водящих, мне всё больше напоминает конец 70х - эпоху "малоземья").
Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!