На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Методика оценки эмоционального напряжения учащихся(архив)

АвторСообщение
Балыкин Александр
Москва
Сообщений: 251
Среда, 10.08.2016, 11:26 | Сообщение #1

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Балыкин Александр Иванович - генеральный директор ООО АРС, «Гармония», г. Москва
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна - психолог, ООО АРС, «Гармония», г. Москва

Актуальность. Быстроменяющиеся и нестабильные мировые политические и экономические процессы, отражающиеся на все Российские общественные институты, в том числе и на образование, создают у обучающейся молодежи и преподавательского состава замешательство в своём профессиональном будущем, и как следствие, повышенную психоэмоциональную напряженность и стресс. В связи с этим возникает необходимость мониторинга психоэмоционального напряжения, являющегося часто причиной неадекватных реакций, девиантного поведения и эмоциональных срывов субъектов образовательной деятельности во время образовательного процесса.

Психологический стресс, как состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера описывал В.А. Бодров [1]. Исследованиями психоэмоционального напряжения занимались с использованием субъективных и психофизиологических методов занимался различные авторы [2]. Так отечественный психолог В.Н.Мясищев, исследовав психологическое значение кожно-гальванической реакции человека, пришел к выводу, что «особое значение эмоций в психогальванической реакции представляется убедительно доказанным» [3, с.141]. И.В.Смирнов на базе кафедры психоэкологии РУДН разрабатывал методики изучения психических явлений основанных на принципе КГР и функциональной пробы, а также создавал акцентный локус латентной информации, затрагивающий еще и неосознаваемые сферы психики [5].

Необходимость мониторинга психоэмоционального напряжения и результаты вышеперечисленных исследований позволили сформулировать цель исследования - определение у субъектов образовательной де-ятельности степени психоэмоциональной напряженности, как фактора формирования безопасной образовательной среды.

Методами исследования являлись - наблюдение, беседа, экспертная оценка, психологическое тестирование эмоциональной напряженности, психосемантическая диагностика с использованием регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций (КГР) при помощи аппаратно-программного комплекса

Психосемантическая диагностика представляет модель выявления осознаваемых и неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на степень эмоциональной напряженности. Выявление стресс-факторов происходило посредством субъективной оценки показателей и регистрации амплитудных показаний фазических составляющих КГР на значимые семантические понятия образовательной деятельности. Графическое представление преобразованных единиц сопротивления в условные безразмерные единицы производилось программным обеспечением устройства по математической формуле: ПТ=10/(R1/R2/+1), где R1 – опорная сопротивление измерительной цепи устройства, R2 – измеряемая величина сопротивления от 0 до бесконечности (рис.1).

Изображение
Рис. 1 Модель и графическое представление преобразованных единиц сопротивления.

Используемые в образовательном процессе семантические понятия были разбиты на пять категорий: «одноклассники», «изучаемые предметы», «преподаватели», «мотивация», «успеваемость». В процессе структурированного интервью при регистрации на индикаторе прибора резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих определялась степень эмоциональной напряженности, а также определялся доминирующий стресс-фактор, вызывающий эмоциональную напряженность.

После проведения исследования на каждого субъекта образовательной деятельности были созданы индивидуальные Карты эмоциональной напряженности, и сводные таблицы эмоциональной напряженности группы. Степень эмоциональной напряженности вызываемой предъявленным стимулом (значимое семантическое понятие из образовательного процесса), регистрируемый прибором, отображена на Карте эмоциональной напряженности субъекта образовательной деятельности в цвете. Белый, светло-серый и темно-серый цвет отражает на диаграммах и таблицах Карты эмоциональной напряженности разный уровень напряжения и стресса. Субъективная оценка эмоциональной напряженности субъекта образовательной деятельности, обозначена синей линией, показания прибора – красной, а значимый пункт – красным кругом (рис. 2).

Изображение
Рис. 2 Цветовое обозначение степени эмоциональной напряженности вызываемой предъявленным стимулом, субъективной оценки и показаний прибора на Карте эмоциональной напряженности субъекта образовательной деятельности.

Рассмотрим полученные результаты. На рисунке 3 представлен блок Карты эмоциональной напряженности «Психоэмоциональная напряженность на изучаемые предметы».

Изображение
Рис. 3 Блок «Психоэмоциональная напряженность на изучаемые предметы» Карты эмоциональной напряженности субъекта образовательной деятельности.

Когда синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это интерпретируется как – субъект образовательной деятельности не осознает влияние предъявленного стимула на эмоциональную сферу. Именно данный стимул в образовательном процессе способствует появлению стресса и неадекватной реакции, или девиантного поведения. Анализируя данный блок можно сказать, что алгебра, геометрия, физика, химия и иностранный язык – являются стресс-факторами, повышающими эмоциональную напряженность, а музыка вызывает у учащегося большое эмоциональное напряжение. При этом учащийся не осознает то, что эти предметы вызывают у него эмоциональную напряженность.

На рисунке 4 представлен блок Карты эмоциональной напряженности «Эмоциональная напряженность в общении с преподавателями» (фамилии изменены).

Изображение
Рис. 4 Блок «Психоэмоциональная напряженность в общении с преподавателями» Карты эмоциональной напряженности.

На данной диаграмме видно, что ученик больше всего испытывает эмоциональное напряжение при общении с преподавателями Петровой П.В. и Козловой И.И., при этом эмоциональная напряженность в общении с Козловой И.И. не отслеживается и не осознается.

На рис. 5 отображаются общие показания психоэмоциональной напряженности учащегося по таким критериям, как: успеваемость, отношение с преподавателями, отношение с одноклассниками, отношение с родителями.

Изображение
Рис. 5 Блок «Общая психоэмоциональная напряженность» Карты эмоциональной напряженности субъекта образовательной деятельности.

Более подробную интерпретацию таблиц и результатов исследования - смотрите в видео докладе, который находится внизу статьи.

Выявленные в результате нашего исследования показатели психоэмоциональной напряженности учащегося в общении с одноклассниками и во время образовательного процесса по предметам предполагают, что скрытые конфликты с одноклассниками, и неосознаваемое эмоциональное напряжение на уроках может стать благоприятной средой для девиантного поведения и эмоциональных срывов. Для создания безопасной образовательной среды требуется обращения внимания классного руководителя, преподавателей-предметников и школьного психолога на выявленные стрессогенные факторы и проведение соответствующих мероприятий по улучшению социально-психологического климата в классе, а также индивидуальной работы психолога по проблеме снятия психоэмоциональной напряженности с выявленных областей образовательного процесса.

Литература.
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А.Бодров – М.: Изд-во "Институт психологии РАН". – 1995. – 136 с.
2. Инновационный метод психологического контроля спортивной деятельности гандболисток высокой квалификации/ Игнатьева В.А., Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И. // Журнал Спортивный психолог. – М. – 2012 №1 (25). – С.48.
3. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека /Труды ин-та мозга им. Бехтерева – Л. – 1935. – С.141.
4. Пат.107482 РФ Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека /А.И.Балыкин, Т.В.Балыкина-Милушкина, С.М. Качнов // Бюл.– 2011. –№ 23 – С.76
5. Смирнов И.В. Психоэкология / И.В. Смирнов – М. – 2003. – С.204.

_________________________________



Изображение
Изображение
Изображение

---
С уважением:
Балыкин Александр Иванович

Сообщение отредактировано модератором в соответствии с правилами
Земляков Корней
Москва
Сообщений: 26
Воскресенье, 14.08.2016, 13:17 | Сообщение #2

...не хватает статистики успеваемости по предметам в среднем на класс и её сравнения с учреждениями образования района, города, области, страны.

Ведь преподаватель Козлова(явно имеющая природные(или приобретенные)психологические навыки) вполне возможно выжимает из детей максимум по усвоению материала методами искусственного контролируемого психоэмоционального напряжения. И, возможно, благодаря вот этой её индивидуальности мир узнает очередное светило науки или нобелевского лауреата. А с "легкой руки" прибора вашего, она после тестирования в списке помеченных на выход окажется. И мнение родителей, узнавших результаты тестирования, вполне предсказуемо. Преподавателя Козлову ждет неименуемое линчевание. А следом "приговор серости" для своих отпрысков. Тоже и Петрова касается, но чуть иначе.

Не хочу принизить возможности прибора. Считаю его полезным в работе психолога. Но данная ситуация лишь подчеркивает важность подготовки и навыка использующего. Гребенка в парикмахерской общая, а мастер всегда один почему-то, остальные подстригалы.

Балыкин Александр
Москва
Сообщений: 251
Воскресенье, 14.08.2016, 18:55 | Сообщение #3

Для Землякова Корнея - в науке при написании научной статьи есть такое понятие, как "цель исследования". В моей научной статье целью исследования является определение у субъектов образовательной деятельности степени психоэмоциональной напряженности, как фактора формирования безопасной образовательной среды - следовательно в статье больше ничего кроме этого и не должно быть. Хотя людям, которые не занимаются наукой, кажется, что можно было бы и еще вот об этом и об этом... Но тогда это не научная, а публицистическая статья ;-)

Земляков Корней
Москва
Сообщений: 26
Воскресенье, 14.08.2016, 23:59 | Сообщение #4

Александр! Что это такое? Местоимение третьего лица? Надеюсь, на сознательном уровне там себе чего придумали...Быстрее приклеивайте к себе чудо-прибор и зовите жену. Пусть произносит "Корней  Земляков" пока прибор не утихнет...

Ну а если серьезно, вы уж простите меня-дурака, если зацепил чем. Я сам то не впитывающий, все мерещится, что и все люди вокруг такие, тем более на псифоруме.

Очень мечтаю я о чистоте в рядах желающих чужую личность поковырять. Верю, что идейные псипрофи над собой работают поболее, чем над другими. Ибо очень уж на тоненького там внутри. Ручная работа. Потому и к "инструментам"-облегчателям работы, приборам, общим методикам и системам, очень осторожно отношусь. А особую опасность эти штуки представляют, когда принудительны они. Потому и посетил я тему вашу. Вот Вы вроде как отпротоколились черным шрифтом лаконично...почти, а вопросительные знаки не закрылись.

Отбрасываю лишнее в черной фразе. Получаю. Определение степени безопасной напряженности. Ведь то, что в процессе обучения психоэмоциональная напряженность присутствует это априори. Приборы не нужны. Напряженность эта как во вред, так и на пользу может идти, зависит от конкретной ситуации, и дело даже не в степени. Тоже, наверно, как бывший спортсмен, согласны. Понятно, прибор открыл систематику, спасибо. Но определил ли он степень окончания безопасного напряжения и превращения его в опасное?  Где то место, когда пора действовать точно не во вред кому-то?

Балыкин Александр
Москва
Сообщений: 251
Понедельник, 15.08.2016, 01:16 | Сообщение #5

Корней, видимо Вы увидели меня в чем-то очень лучше себя, раз так утонченно пытаетесь меня задеть или обесценить. Уверяю Вас, это не самый лучший способ потратить время своей жизни...

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 406
Понедельник, 15.08.2016, 02:42 | Сообщение #6

Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что реклама на форуме не приветствуется. Создателю темы отправлено сообщение с предупреждением, тему закрываю.

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!