На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Напомнить пароль
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Работа с семьей умственно отсталого ребенка(архив)

АвторСообщение
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Вторник, 01.04.2008, 14:34 | Сообщение #1
Я психолог реабилитационного центра для незрячих. У меня есть клиент - 18-летний юноша, слабовидящий и умственно отсталый. Не работать вообще с ним я не могу. Но дело в том, что идет сильное сопротивление семьи (в особенности, со стороны мамы) на какое-либо развивающее влияние специалистов. Он обучаем, способен запоминать иностранные слова, умеет читать, считать, что-то написать. Очень эмоционален. Но дальше его развитие в буквальном смысле слова тормозится его семьей. Мать очень боится его самостоятельности, Внушает ему и всем остальным, что он - инвалид по зрению, а его инвалидность умственную - словно не замечает. она водит его за руку на улице. Не желает его определять в наш городской цетр реабилитации и развития детей с умственной отсталостью. Говорит, что там ведь дураки, ее сын - не такой. И он посещает вспомогательную школу. Ему внушают, что он слепой (хотя он видит) для ВТЭКа. Мама в общении очень напряжена. Каких-либо встреч со специалистами старается под разными предлогами избежать. По словам бабушки (похоже, что так и есть), ребенок этот "вырос на диване". Если не вмешиваться совсем, то так оно и будет дальше. он - как "домашний питомец" в семье - покормлен, помыт, одет и все. Он и сам себя считает маленьким ребенком. КАК ПОДСТУПИТЬСЯ К МАТЕРИ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Суббота, 05.04.2008, 23:19 | Сообщение #2
Марина, думала я, думала, и вот такая только позиция у меня лично: можно обойти ее сопротивление, сделав ключевыми аргументы, не страшные для нее, не задевающие ее столь тщательно оберегаемый смысл, не вызывающее у нее мысль, что она "столько лет зря мучалась". Посещение любых мест, где есть другие люди, к тому же безопасных мест, - это новые впечатления, дополнительные стимулы для роста юноши, это новые занятия, новые люди - в основном, преподаватели (поскольку, стоит акцентировать, основное общение происходит с преподавателями), давайте спросим его самого, хотел бы он заняться чем-нибудь еще, давайте сходим туда два-три раза, если ему не понравится - он всегда может перестать туда ходить... Или Вы это уже пробовали и не помогает? Расскажите. Вдруг у кого еще мелькнет какая мысль - та самая.
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Воскресенье, 06.04.2008, 23:51 | Сообщение #3
Не могу не ответить. Попытаюсь обозначить ситуацию динамическим подходом. Отправныя точка - развитие, причем, развитие малой группы группы (в нее включен пациент). Сложились НОРМЫ, которые мешают развитию. Обычно, основным препятствием изменений является СТРАХ членов группы жить при других нормах. В крупных городах созданы школы для детей с задержкой развития. По мнению педагогов этих школ, их количества недостаточно в разы. И их потенциальные ученики учатся в обычных школах - родители "стесняются" самой необходимости перевода в школы со специальным обучением. В результате - серьезные последствия, прежде всего для ребенка (до физических истязаний самими родителями своего "ленивого", с их точки зрения, ребенка и т.д.) Это проблема не только для данного случая. А дети любят эту свою школу,друзей и учителей, приходят после окончания. У мамы сложилось свое психологическое пространство, которое она боится разрушить. Значит его необходимо расширить, т.е. добавить на когнитивном уровне необходимую иныормацию. Если исходить из того, что умственно отсталых детей не бывает, но для разного уровня нужен свой подход, чтобы достичь следующего, как в спорте - не сразу мастер. Хорошо бы иметь док. фильм о достижениях в этих школах. Посмотреть бы как английский профессор Хоккинг (выдающиися физик), прикованный болезнью к инвалидной коляске читает лекции с помошником, который улавливает звуки и превращает их в уникальные умозаключения и формулы и даже шутки. В нашей психике, сознании хранятся колоссальные средства компенсации дефицита чего угодно, если не навязывать им запредельные условия, которые, к сожалению и заложены в НОРМАХ, если их принимать без поправок на ситуацию. Желаю успехов.
Янко Денис
Сообщений: 4
Вторник, 08.04.2008, 00:29 | Сообщение #4
А может Вам изменить подход. Мать ребенка настроена услышать все преимущества и уже заранее готова дать отрицательный ответ не выслушав ваших предложений. К тому же есть денежный фактор. Не каждые родители смогут оплатить обучение в специальной школе! ИИИ если в действительно патриот своего дела, и Вам дорог этот ребенок, почему бы не попытаться какими-то другими путями обучать ребенка. Скажем навещая его или проводя дополнительные акции в школе или другие пути (в зависимости от ситуации), даже самое просто, на улице или попытаться интернет. В результате мать поймет что ребенку становится лучше и будет способствовать его обучению! Людей которые говорят что помогут много а вот те кто реально могут это сделать - мало!!!
Евдокимова Любовь
Сосновый Бор
Сообщений: 5
Среда, 09.04.2008, 14:02 | Сообщение #5
Марина, добрый день! Работать с семьями, в которых есть ребенок инвалид, всегда очень трудно и сложно. Члены семьи, в особенности матери, формируют рентное поведение, согласно которому инвалидность ребенка, его болезнь и прочие ограничения в жизнедеятельности условно выгодны и сознательно/несознательно поощряются. Условно выгодны потому что: 1.это материальные льготы, 2. денежное пособие на ребенка-инвалида (пенсионирование), 3. это социальная защита. Лишиться этого, или поспособствовав в развитии ребенка, сделать что-то, что повлечет за собой снятие инвалидности - значит "быть плохой матерью". Ваша задача - ослабить сопротивление матери, снизить ее зашкаливающую тревогу словами благодарности за то, что она столько делает для своего сына, так его оберегает и охраняет, и все она делает правильно и хорошо, что пока она рядом - ему ничего не грозит. А потом поинтересоваться, а как она полагает, если ее рядом с сыном не будет, что будет с ним, как он будет жить пока ее нет? Т.Е. мягко и незаметно, и длительно по времени подвести ее к вопросу - "Что будет сее любимейшим сыном, если вдруг ее (матери) не станет?" Постановка и ответ на этот вопрос по сути должны вывести ее в Вашей помощью на такой вариант установки "Я должна сделать всё возможное (научить, показать, внушить и т.п.), чтобы и без меня мой сын мог жить в этом мире, т.е. сам". Это конечно красивая теория. На практике это выглядит мощным курсом психотерапии для родителей, для которой они закономерно не готовы ни морально ни материально. Да еще в обязанности психологареаб.центра это не входит наверное. И тем не менее, установление доверительных отношений с этой матерью - это уже большое дело. Пусть она хотя бы позволит Вам и не будет препятствовать Вашим занятиям с юношей. Кстати, этому еще может способоствовать наличие в ИПР рекомендации о реабилитационных мероприятиях, т.к. она соблюдает все предписанные рекомендации врачей.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 09.04.2008, 16:34 | Сообщение #6
Коллеги, просветите! Школа для умственно отсталых детей - это что-то особенное по правилам посещений (ну, по программе обучения понятно) - и чем она отличается от вспомогательной? Хотя бы какие-то общие признаки.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 09.04.2008, 16:36 | Сообщение #7
Марина, я правильно поняла, что мама юноши не хочет его именно "в школу для дураков" отправлять, то есть не хочет допускать в свою жизнь такой "диагноз"?
Уварова Светлана
Киргизия
Сообщений: 74
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #8
Обучение практически индивидуальное, допускается надомное посещение учителей... Всё зависит от состояния ученика - его диагноза...
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Среда, 16.04.2008, 15:57 | Сообщение #9
Спасибо всем, кто ответил на мой вопрос!!!! :D Мама этого юноши действительно не желает впускать такой диагноз в свою жизнь. Она словно прячется от него, не желает вещи, связанные с умственной отсталостью называть своими именами. Вопросы же по поводу будущего ее и сына я задавала. У матери нет даже желания говорить на эту тему. Она АБСОЛЮТНО не представляет, как ее мальчик будет жить самостоятельно. Она понимает, что он не приспособлен к самосоятельной жизни, к переменам. Она боится его отпускать "в люди" - а вдруг его научат плохому, обидят (он доверчивый), как-либо воспользуются его вот такой "слабостью"...Ждать от него запросов - чего он сам хочет - пока нет смысла. Он хочет того, чего хотят в семье - она дает тон его желаниям. Он пока "живет умом членов семьи" и своего мнения у него не бывает. Я на занятиях напоминаю ему о том, что он сам может чего-то желать, может выбирать. Он сначала раздражался от предложений самому подумать, выбрать, так как привык к постоянным подсказкам и поводырству во всем. Семья "больна" еще и тем, что ее члены в его глазах пытаются подорвать авторитет друг друга (он с увлечением мне об этом рассказывает). Мама, например, бабушку называет бестолковой, дедушка - по-своему отзывается о бабушке...все при внуке. Бабушка - тоже в долгу не остается. Семья пытается сплести вокруг себя миф о своей психологической состоятельности, а мальчик непосредственно указывает на обратное. "Лечить" надо всю семью. Только как заинтересовать в "лечении" ее членов, если они "больными" себя не считают. При имеющемся положении, все мои развивающие потуги будут тщетными.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 16.11.2011, 11:48 | Сообщение #10
Марина, а как семья попала на прием? Сами пришли, направили, только сына, только мама пришла сначала? (может, из этого исходить для ситуации?)

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!