На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Напомнить пароль
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Представление книги Марии Николаевой ««Панчатантра»: индийская стратегия успеха.» и ««Хитопадеша»: парадоксы взаимности.»

АвторСообщение
Голубцова Ирина
Санкт-Петербург
Сообщений: 20
Пятница, 14.08.2015, 17:13 | Сообщение #1

Книга Марии Николаевой ««Панчатантра»: индийская стратегия успеха.»  и ««Хитопадеша»: парадоксы взаимности.» посвящена двум выдающимся памятникам древней и средневековой индийской литературы. Если «Панчатантра» достаточно хорошо известна европейскому и отечественному читателю и неоднократно переводилась на различные языки мира, то «Хитопадеша» обладает гораздо меньшей популярностью. «Панчатантра» традиционно сравнивается с баснями Эзопа и относится к жанру назидательной литературы. Однако автор предлагает читателю свое собственное оригинальное видение этого знаменитого памятника мировой культуры. Мария Николаева предлагает читателю взглянуть на  «Панчатантру» в контексте индийской культуры и через призму присущую этому народу своеобразной философии жизни. Благодаря такому подходу для читателя, не обладающему углубленными познаниями в индийской культуре, открываются новые, подчас неожиданные смыслы этого произведения. В отличие от Вед, упанишад и даже древнеиндийского эпоса «Панчатантра» не обращается к вершинам духовного опыта, оставаясь на уровне бытовой философии, но, несмотря на это, также исходит из идеи кармы, как одной из констант индийской традиции, которая формируется исходя из состояния сознания.  Обличенные в забавную форму назидательные сюжеты учат своего читателя правильному отношению к жизни, достижению любви, успеха и богатства в этом мире, но при этом призывают его не забывать и о вечном. Предлагая читателю свое собственное, авторское осмысление «Панчатантры» Мария .Николаева приближает нас к первоначальному смыслу этого произведения в том виде,  в каком его воспринимали носители индийского мышления.. Данная книга может быть интересна не только для культуролога и человека, интересующегося историей Индии, но и для психолога. «Несмотря на легкость изложения в форме затейливых историй, нити-шастра – это именно наука о поведении, или индийская психология.»  Как указывает сама автор «психология «Панчатантры» настолько утонченная, что бесполезно и пытаться исчерпать ее внешними истолкованиями.». Несмотря на то, что от времени создания «Панчатантры» нас отделяют многие столетия, некоторые примеры оказываются удивительно современными. Думаю, что в этом нет ничего удивительного, потому что несмотря на разительные изменения в материальной стороне жизни, человеческая натура во многом осталась прежней. С учетом этого как обычному читателю, так и профессионалу-психологу будет полезно ознакомиться с древнеиндийской мудростью жизни. По мнению автора «мудрость «Панчатантры» направлена на упрочение достижений, на медленное, но верное продвижение к успеху, на пути к которому человек успевает освоиться со своим новым положением и уже не склонен «терять голову»…. Наставления «Панчатантры» не принудительны….Уроки «Панчатантры» наглядны: в ней просто показывается: если вы поступите таким образом, то получите соответствующий результат, а вот смотрите, бывает еще и иначе и т.д. Критерий успеха у каждого свой, и только чувство личной удовлетворенности доказывает, что человек достиг своей цели.»

Несколько понравившихся цитат из книги:

""Переживание странности того очевидного факта, что я существую и воспринимаю себя самого, временами захлестывает душу каждого человека, особенно, если жизнь почему-то не складывается. Кажется, так уж вышло, что вы – это вы, и бессильны поменять себя на кого-нибудь другого, кто нравится вам больше. Даже с удивлением обнаружив собственную способность менять не только «тела», но и «души», поначалу мы теряемся в догадках, как же наилучшим образом воспользоваться столь уникальной способностью человеческого существа. Итак, если я не удовлетворен собой и жизнью, ничто не мешает мне попробовать поменять и себя самого и внешнее окружение. В поисках идеалов, «сделать бы жизнь с кого», и способов превращения, всякий из нас быстро понимает, что не ему первому пришла на ум эта замечательная идея – жить лучше. Людям давно известны средства самопознания и методы изменения личности, использование которых позволяет направить бурный поток жизни в нужное русло. Испокон веков, опробовав на себе приемы достижения успеха, люди делились ими друг с другом, создавая целые системы, позволяющие превратить почти любую, даже самую «запущенную» жизнь, в шедевр изобилия всех благ и гармонии между ними. К подобным собраниям «сочинений собственной судьбы» относится древнеиндийское пятикнижие, которое на санскрите так и называется «Панчатантра»"

«….искусство жизни состоит в умении воспринимать реальность в истинном свете и принимать правильные решения, а в каждой ситуации это приходится делать заново.»

«….понимание того, как работает разум, дает в руки мощное оружие управления судьбой, хотя и не всегда человек понимает, к чему следует стремиться. Разум – прекрасный инструмент, но он бессилен дотянуться до тех сфер, где бытие-сознание-блаженство слиты воедино, и откуда доносятся призывы, воспринимаемые человеческим сердцем. Владея мышлением как средством создания и разрушения иллюзий, вы можете ставить истинные цели и добиваться их, а можете ставить ложные цели и тоже добиваться их, отягчая свою карму и осложняя существование в будущем. В первом случае вы проявляете спасительную смекалку, а во втором – пагубную хитрость.»

«…если, вместо того, чтобы развивать разум, как рекомендуется в «Панчатантре», вы будете при малейшей трудности записываться на прием к психологу, астрологу, кармологу… вы никогда не научитесь управлять собственной судьбой. Иногда бывает необходима «неотложная помощь», но глупо постоянно жить на «таблетках» чужих рекомендаций, страдая наркотической зависимостью от такого сильного обезболивающего средства, как психологическая поддержка. Ведь это тоже доверчивость, порожденная недальновидностью. Возможно, вы ухватитесь за этот спасительный круг, но если вы придете с одной и той же проблемой по очереди к трем-четырем консультантам, скорее всего вы получите три-четыре различных метода ее решения, и выбор все равно останется за вами. Не оглупляйте сами себя, оттачивайте остроту своего разума в реальных жизненных ситуациях, не оглядываясь на то, что скажет «княгиня Марья Алексевна». Думайте сами!»

Думайте сами – читать или не читать?

Обсуждать или не обсуждать?

Делиться своим мнением или не делиться?

Выбор за вами!

 

Голубцова Ирина
Санкт-Петербург
Сообщений: 20
Пятница, 14.08.2015, 17:25 | Сообщение #2
Аннотация к книге:
"Испокон веков, опробовав на себе приемы достижения успеха, люди делились ими друг с другом, создавая целые системы, позволяющие превратить почти любую, даже самую «запущенную» жизнь, в шедевр изобилия всех благ и гармонии между ними.
  К подобным собраниям «сочинений собственной судьбы» относится древнеиндийское пятикнижие, которое на санскрите так и называется: «Панчатантра». В индийской культуре она относится к области нити-шастры – «науки о правильном поведении», которой обучали наследников в знатных семьях.        Однако проблемы, затронутые в «Панчатантре» и ее средневековом продолжении – «Хитопадеше», – присущи любому обществу во всякое время: поиск работы, преумножение богатства, обретение друзей, вступление в брак, налаживание взаимоотношений. Наставления «Панчатантры» и «Хитопадеши» даются в метафорической форме – в виде назидательных историй. Традиционное образование – основная цель этих книг: в них вложен особый смысл, и оно осуществляется особым методом.
  Мария Николаева – специалист по западной и восточной философии и личностной психологии (имеет три диплома), действительный член научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма. Автор 33 научных и популярных книг по восточным культурам. Параллельно с профессиональной философской деятельностью писателя и учителя, четверть века посвятила синтезу духовных практик в разных традициях. Пройдя обучение более чем у полусотни традиционных мастеров Азии, создала авторскую методику «Стратегия самобытности».
  Книги «Панчатантра: стратеги успеха» и «Хитопадеша: парадоксы взаимности» в авторской серии Марии Николаевой в издательской группе «Традиция» по сути продолжают принятыев Индии традиции комментирования классических трактатов."
Голубцова Ирина
Санкт-Петербург
Сообщений: 20
Пятница, 14.08.2015, 17:33 | Сообщение #3
Предисловие к третьему изданию.
Несмотря на легкость изложения в форме затейливых историй, нитишастра – это именно наука о поведении, или индийская психология. В древнем обществе к таким знаниям относились с пиететом, в современном книгоиздании «Панчатантра» и «Хитопадеша» считаются признанной классикой мировой
литературы, которая оказала влияние на многих известных писателей всех кон-
тинентов. Всего насчитывается более 200 переводов на 60 языков мира. Традиции золотого века русской прозы тоже не остались в стороне от коннотаций со столь яркими произведениями. Но в данном случае речь идет не просто о переводе, – будучи профессиональным философом, я постаралась переосмыслить знаковые сюжеты и создать современную интерпретацию.
  Работа над этими текстами началась примерно посредине моего в общей
сложности пятилетнего пребывания в Индии, и это не случайно! Жизнь в индийском обществе перенасыщена драматизмом, где приходится очень быстро оценивать все аспекты сложных ситуаций и принимать воистину судьбоносные решения. Конечно, со временем я задалась вопросом: как индийцы умудряются существовать в такой круговерти? Открыв для себя нити-шастру, я скоро
поняла, что подспудно серьезный подход к мирской деятельности, кажущейся
на поверхности сплошным карнавалом, доселе актуален, а в книжных магазинах
культурных центров можно найти сразу полтора десятка оригинальных и переводных изданий этих классических трактатов.
  Работа над первой книгой по «Панчатантре» происходила осенью 2005 года, начавшись в Варанаси – древнеиндийском городе, доныне сохранившим традиционный уклад жизни и неповторимый колорит обычаев, а завершив-
шись в Ришикеше – городе мудрецов, хранивших многовековую мудрость шастр.
Первое издание вышло почти сразу в серии «Школа управления судьбой», выпускаемой тогда издательством «Невский проспект» в Санкт-Петербурге под измененным редакцией названием «Искусство жизни среди львов и шакалов, или Как править собственным царством», где сама «Панчатантра» упоминалась только в подзаголовке. Признаться, я была неудовлетворена такой примитивной подачей, но работу продолжила.
  Вторая книга по «Хитопадеше» была создана в начале 2006 года в Майсуре после посещения археологического памятника Махабалипурам, где среди древних развалин можно найти сюжеты нити-шастры в росписях дворцовых
стен. Этому тексту повезло меньше – он увидел свет лишь весной 2007 года, когда было принято решение переиздать первую книгу по «Панчатантре» в московском издательстве «Амрита-Русь». Так обе книги вышли серией в авторской редакции под моим духовным именем Шанти Натхини, однако годом позже при допечатке названия снова были изменены на «Стратегия успеха» и «Искусство
взаимоотношений». А потом случилось почти чудо: сгорел склад издательства
с остатками тиражей нарочито искаженных публикаций!
  Несмотря на все перипетии, наконец-то мои труды благодаря издательской группе «Традиция» обрели должный вид в одном томе, по сути продолжая традиции комментирования классических трактатов, принятой в Индии.
 Я хотела бы снова поблагодарить всех своих коллег-философов и сотрудников в издательской и организаторской сферах деятельности за поддержку моих исследовательских проектов!
Мария Владимировна Николаева,
Санкт-Петербург, 2014 год
Николаева Мария
Санкт-Петербург
Сообщений: 1
Пятница, 14.08.2015, 22:29 | Сообщение #4

Спасибо, Ирина, за представление - хотелось бы добавить, собственно, где прочитать или приобрести книгу!

Бумажная версия на сайте московского издательства "Традиция" - http://www.traditionpress.ru/home/5-panchatantra-hitopadesha 

Электронные версии - http://www.litres.ru/mariya-nikolaeva-2/panchatantra-indiyskaya-strategiya-uspeha-hitopadesha-paradoksy-vzaimnosti/ 

Голубцова Ирина
Санкт-Петербург
Сообщений: 20
Суббота, 15.08.2015, 18:18 | Сообщение #5

Предлагаю еще одну выдержку из книги Марии Николаевой : "Мудрость «Панчатантры» копилась тысячелетиями, складываясь из опыта жизни мирских людей, не претендующих на святость. В индийской культуре она относится к области нити-шастры – «науки о правильном "поведении", которой обучали сынов в знатных семьях. Однако проблемы, затронутые в «Панчатантре», присущи любому обществу во всякое время: поиск работы, приумножение богатства, обретение друзей, вступление в брак. Прежде всего, человек, живущий среди людей, должен обеспечить собственную безопасность, завоевать прочное положение в социуме, окружить себя надежными друзьями и создать крепкую семью. Когда же у него все есть, перед ним встает задача прожить жизнь с пользой и наслаждением, а это уже не столько наука, сколько искусство. Вот почему наставления «Панчатантры» даются в метафорической форме – в виде назидательных историй, понимание которых требует не просто размышления, а глубокого чувства, острой интуиции, творческого подхода к жизни. Образование – основная цель «Панчатантры»: в него вкладывается особый смысл, и оно осуществляется особым методом."

и несколько понравившихся историй:
 
"В некотором царстве правил могучий царь, и было у него три сына, совершенно бездарные и ленивые. Забота омрачила царский лик, ибо правитель прекрасно понимал: бездетность доставляет печаль, а смерть детей вызывает временную скорбь, тогда как глупые сыновья отравляют всю жизнь, принося все новые и новые беды до самой смерти. Тогда созвал царь советников и спросил их мнения, и они принялись объяснять, как следует «пробуждать разум»: сначала двенадцать лет грамматики, затем изучение священных писаний… Но здесь вмешался один из советников и обратился к царю: «Ваше Величество! Жизнь человеческая
коротка, а овладение всеми науками в совершенстве требует вечности. Не стоит тратить время на книжную премудрость, а следует научиться схватывать главное, уметь отличать истину от иллюзии. Так лебедь, которому подносят смесь молока с водой, выпивает молоко и оставляет нетронутой воду. Знаю я одного брахмана, искушенного в науках и умудренного опытом. Отдай сынов к нему в обучение, и он пробудит их разум в мгновение ока»
 
"В большом озере жили три рыбы, и звали их Провидец, Реалист и Фаталист. Однажды на берег пришли рыбаки, и Провидец догадался, что они намерены забросить на следующее утро сети. Предупредив своих друзей, он предложил им немедленно перебраться в другое озеро по протоку, но они отказались. Реалист рассудил трезво: «Я всю жизнь прожил в этом озере и не могу покинуть его в одночасье. Вот если они и впрямь начнут ловлю, тогда видно будет, что делать». А Фаталист сказал: «Много озер кругом, и кто знает, где они примутся ловить рыбу? Не следует покидать родину при малейшей опасности, и я никогда не поступлю столь неблагородным образом». Провидец в одиночестве перебрался в другое озеро, а утром рыбаки забросили сети и выловили всю рыбу. Оказавшись на берегу, Реалист притворился мертвым, и его выбросили обратно в воду. Фаталист же покорно возлежал в сетях, словно в гамаке, пока
его не выпотрошили и изжарили."
 
"В одном пруду жили две рыбы – Тугодум и Многодум, и подружились они с лягушкой по имени Однодум. Когда на берегу показались рыбаки, друзья стали совещаться, что же им делать. Тугодум и Многодум пустились в рассуждения, а Однодум сказал: «Вам известно множество способов избежать гибели, а в моей голове есть только одна мысль, и она приказывает мне бежать отсюда!» Лягушка ускакала, а рыбы запутались сначала в собственных мыслях, а затем и в сетях."
 
"В лесу на горном склоне в гнезде попугаев вылупилось два птенца, но не успели они как следует опериться, как их нашел охотник и решил отнести в свое жилище. По дороге он потерял одного птенца, однако его подобрал проходивший по той же дороге отшельник и принес в свою обитель. Таким образом один попугай вырос в охотничьей избушке, а другой – в келье отшельника. Как-то раз в лесу заблудился царь, а когда он продирался сквозь чащу, то попугай охотников закричал на него из клетки: «Свяжите его! Убейте его!» Когда же царь добрался до опушки, то попугай отшельников ласково пригласил его отдохнуть: «Добро пожаловать в обитель! Да будете вы благословенны!» Царь удивился, но скоро понял, что оба попугая просто выучили речи своих хозяев, и их поведение не заслуживает ни порицания, ни похвалы."
 
Приглашаю к прочтению и обсуждению, представленной книги.
Горобченко Ольга
Харьков
Сообщений: 1
Понедельник, 22.02.2016, 13:33 | Сообщение #6

Хорошая книга

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!