Номинация: Проект года в психологической науке

Отзыв Т.Н. Денисовой на проект «Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы»:

Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в России за последние годы, обусловили чрезвычайную актуальность проблематики профессионального самосознания и самоопределения. Важнейшим аспектом самосознания, определяющим успешность функционирования человека в соответствующей сфере деятельности, выступает профессиональная идентичность. В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) роль профессии психолога в ней все более возрастает. Однако  на сегодняшний день выявляются трудности в профессиональном становлении пенитенциарных психологов, а имеющихся исследований в этой области явно недостаточно.  Исходя из вышесказанного, можно заключить, что исследование, осуществленное М. С. Коданевой, является востребованным как в теоретическом, так и в практическом отношении. При этом следует согласиться с мнением автора, что проблема профессионализации психологов в УИС – это, прежде всего, проблема становления их профессиональной идентичности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Автором четко обоснованы актуальность и научная новизна избранной проблемы, описан методологический аппарат, указаны теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе работы с опорой на анализ научной литературы изложено авторское понимание сущности феномена профессиональной идентичности. Особое внимание уделено закономерностям становления и развития профессиональной идентичности в контексте целостного процесса профессионализации. Проанализированы условия профессиональной деятельности психологов УИС.

Материалы второй главы содержат описание организации и результатов эмпирического исследования, проведенного автором. Одним из наиболее важных результатов, является, на наш взгляд, вывод о том, что характеристики профессиональной идентичности тесно связаны с  условиями ее становления. М. С. Коданевой доказано, что становление профессиональной идентичности психологов УИС определяется взаимодействием специфических для каждого этапа профессионализации внешних и внутренних условий.

В целом исследование содержательно, отличается логичностью структуры, строгим следованием избранной методологии.

Следует высоко оценить теоретическую и  практическую значимость работы. В частности, автором:
- определены этапы становления профессиональной идентичности будущих психологов УИС в период обучения в ведомственном вузе;
- выявлены значимые для становления профессиональной идентичности психологов УИС внешние и внутренние условия – как в период обучения в ведомственном вузе, так и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности;
- обоснован комплекс методик и алгоритм их применения для изучения особенностей профессиональной идентичности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб ведомственных учреждений как для оптимизации процесса сопровождения будущих специалистов-психологов, так и при решении задач подбора кадров на должности психологов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации пенитенциарных психологов.
Выполненная М. С. Коданевой работа является самостоятельным, оригинальным, законченным исследованием, обладающим несомненной теоретической и практической значимостью для психологической науки, и заслуживает представления на конкурс «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической науке».

Зав. кафедрой практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, канд. психол. наук, доцентТ.Н. Денисова.



Закрыть