Номинация: Проект года в психологической науке

Отзыв Е.Б.Поповой на проект «Программа тренинга «Психолого-логопедическое сопровождение учащихся: тренинг «Школа без неудачников»:

Проект «Психолого-логопедическое сопровождение учащихся: тренинг «Школа без неудачников» реализовывался на базе МОУ «Центр диагностики и консультирования» (ЦДК) в течение двух лет с 2005г. по 2007г. специалистами Центра, педагогом-психологом высшей квалификационной категории Ярош Ольгой Васильевной и учителем-логопедом высшей квалификационной категории Киселевой Светланой Аркадьевной.

Алгоритм программы строится специалистами следующим образом: отбор участников – индивидуальное консультирование – родительское собрание – диагностика – тренинг – повторный диагностический срез – консультирование, индивидуальные занятия.

Целесообразность данного алгоритма состоит в том, что это – комплексное психолого-логопедическое сопровождение.

Первичные консультации позволили определить, что у школьников наблюдается  личностная незрелость, неразвитость коммуникативных навыков, трудности в общении с родителями, конфликты с учителями и сверстниками.
         
Обследование логопеда показало, что у подростков имеются следующие особенности развития речи: общая смазанность речи, нарушения речевого дыхания, вялость артикуляции, нарушения тембра голоса. Практически у всех детей - слабое развитие устной публичной речи.

Тренинг «Школа без неудачников» формирует умения справляться с трудностями личностного характера и коммуникации, а также осуществляет коррекцию детско-родительских отношений.  Специфика программы - принятие себя, своих потенциальных возможностей, способностей к саморазвитию.

Специалистами используются: способы и приемы на снятие эмоционального и мышечного напряжения, кинезиологические упражнения, тренинг-комплекс по технике речи (артикуляция, дыхание, голос), речевые, словесно-логические упражнения и игры. Психолог и логопед создают максимально благоприятные условия для коррекции неэффективных способов взаимодействия и речи. В созданных тренерами ситуациях, учащиеся прорабатывают ошибки, которые мешают в жизни, особенно в общении. Тренеры помогают детям выявить ресурсы для дальнейшего личностного и речевого развития.

Занятия проходят по протяженности: 1ч.30 мин., два раза в неделю. Одна тема включает в себя два-три занятия. Количество занятий зависит от усвоения детьми данной темы.

Повторный диагностический срез выявил, что на выходе из тренинга  отмечаются положительные тенденции: интерес к языку, требовательность к технике речи и повышение самоконтроля, совершенствование публичной речи (устной и письменной).

Об эффективности проведенной работы свидетельствуют следующие результаты диагностики эмоционально-личностной сферы: у учащихся снизились показатели общей тревожности по отношению к школе и страх самовыражения, произошла коррекция самооценки, улучшились отношения с одноклассниками и родителями, возросла сопротивляемость стрессу. Тренинг повысил осознанность детей в своих действиях, научил анализировать свои поступки, речевые высказывания.

Таким образом, комплексный подход помогает эффективно решать проблемы детей не только связанные с обучением, но и   личностным развитием.

Информация о ходе программы была размещена в школах города, в прессе (газеты: «Северный рабочий», «Вечерний Северодвинск») и имела резонанс среди населения. В течение указанного периода тренинг проводился четыре раза. Запрос на проведение тренинга существует и сейчас.
 
Заместитель директора ЦДК Е.Б.Попова.



Закрыть