Номинация: Проект года в психологической практике

Отзыв В.П. Озерова на проект  «Диссертация «Динамика когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза»:

Развитие когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных сфер учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза является важнейшей проблемой современной психологической науки, а также общего и специального образования, проблемой которых является поиск психологических подходов, активизирующих процесс развития когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития, всестороннего развития личности. Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем фактом, что, несмотря на явные тенденции науки к интегративному характеру и комплексному подходу в исследованиях когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития рассмотрены единичные показатели, охватывающие узкий возрастной период, отсутствует четкая и прорисованная динамика показателей когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития и их взаимодействие, что не дает целостной картины развития учащихся в условии нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

Автору удалось проанализировать основные концептуальные исследования, предложен ретроспективный анализ проблемы и обоснование необходимости рассмотрения ее в свете теорий активности, с точки зрения структуры организации интеллекта, уровневой теории управления движениями и образовательного процесса, представлен комплексный аппарат диагностических  методик исследования показателей когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

На основе анализа общего состояния показателей когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза, глубокого изучения психолого-педагогической литературы Ложечкиной А.Д. удалось не только выявить существенные факторы, снижающие эффективность обучения и развития, но и разработать практические рекомендации, включающие специфические и инновационные  формы организации диагностики, учебного процесса, оптимизирующие когнитивно-интеллектуальное, когнитивно-моторное и личностное развитие учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

Диссертационное исследование концептуализируется на основе индивидуализации, интеграции, реализации идей индивидуального профиля и принципа амплификации и создание эмоционального комфорта в процессе онтогенеза учащихся нарушенного интеллектуального генеза и качественных изменений в динамике когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

Следует отметить многообразие использованных диссертантом методов исследования, выбранный методологический аппарат исследования,  четкость и логику изложения материала, систему категорий и понятий, отражающую современный парадигмальный строй психологии развития.

Учитывая вышеизложенное считаю, что диссертация Ложечкиной Анны Дмитриевны «Динамика когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза» является научно-квалифицированной работой, соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям согласно п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», а сам диссертант заслуживает присуждения ему искомой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология.
 
Заведующий кафедрой практической психологии Ставропольского государственного университета, доктор психологических наук, профессор  В.П. Озеров.



Закрыть