Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Пять тысяч — где, семь тысяч — как, сто тысяч — почему» (программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению)


Авторы:
Сергеева Екатерина Александровна
Кемеровская область, Гурьевский район, п. Урск
Бажина Анастасия Леонидовна
Кемеровская область, Гурьевский район, п. Урск
Радостева Лилия Александровна
Кемеровская область, Гурьевский район, п. Урск

Актуальность

Нехватка мест в детских дошкольных учреждениях на территории посёлка сказывается на уровне подготовки детей к школьному обучению. Как результат, в период адаптации детей в школе возникают серьёзные проблемы поведенческого характера и усвоения знаний. Базовые условия социального приюта как нельзя лучше подходят для подготовки детей к школе из семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация программы рассчитана на оказание помощи и поддержки семьям данной категории по полноценной подготовке детей к школе.

Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. Школа предъявляет особые требования к будущему первокласснику. Приведём эти требования в соответствии с выделенными психологическими и педагогическими характеристиками ребёнка семи лет: высокий уровень учебной активации, самостоятельности, поддержание внимания на учебной задаче, высокий уровень развития наглядно-образного мышления, поведенческая саморегуляци, наличие познавательного или социального мотива учения.

Причины многих школьных трудностей появляются задолго до поступления ребенка в школу, поэтому целесообразнее подумать о том, что необходимо сделать уже сейчас, чтобы обучение в школе давалось ребенку легко и приносило радость. Важно еще до школы готовить ребёнка к будущим нагрузкам и общению в коллективе, вырабатывать чувство ответственности и самостоятельность.

Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Показателями готовности детей к обучению в школе являются: психологическая, физическая, социальная готовность. Психологическая готовность включает в себя: личностную, интеллектуальную, мотивационную готовность. Огромную важность в данном случае имеет умение ребёнка строить отношения с окружающими, регулировать свои действия и своё поведение, адекватно реагировать на неудачи, позитивно относится к обучению. Показателями интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость. При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Отношения становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Огромное значение в работе имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Целью данной работы является повышение уровня родительской компетентности, включая как повышение уровня психологической грамотности, так и повышение уровня коммуникативной компетентности. Родители должны знать об общих закономерностях психического развития, роли наследственности и среды в формировании личности ребёнка. Необходимо осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов адекватной взрасту перестройки системы отношений «ребёнок - взрослый».

Исходя из сказанного, разработана нижеследующая интегрированная программа. Представленные в программе блоки реализуют своими средствами цель, направленную на саморазвитие и развитие личности ребёнка, на выявление его творческого потенциала, развитие социальных навыков, облегчение прохождения периода адаптации к школе.

Цели и задачи программы

Цели:

  • развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер;
  • социальная адаптация;
  • оздоровление детей в условиях летнего лагеря.

Задачи:

  • развивать познавательные и творческие способности детей;
  • обучать навыкам конструктивного общения: развивать навыки слушания собеседника, навыки конструктивного способа привлечения внимания, интерес и уважение к личности другого человека, рефлексивную позицию;
  • формировать навыки самоконтроля в процессе общения;

Содержание проекта

Основные формы работы по реализации программы:

  • развивающие занятия;
  • беседы;
  • тренинги;
  • дидактические игры, игры-путешествия;
  • интегрированные занятия;
  • просмотры тематических видеоматериалов;
  • тематические экскурсии;
  • арт-терапевтические техники.

Наши принципы:

  1. Принцип гуманизма – «не навреди!».
  2. Принцип индивидуального подхода.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип многообразия форм и методов работы.
  5. Принцип нравственности.

Сроки реализации программы: июнь - август.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.

 

Программа

Индивидуальная и групповая диагностика. Обследование жилищно-бытовых условий, анкетирование родителей. (Проводятся педагогом-психологом и социальным педагогом.)

Развивающие занятия (проводятся социальным педагогом):

  1. «Будем знакомы».
  2. «Наши родные».
  3. «Это простое слово – Здравствуйте!».
  4. «Надо ли быть вежливым?».
  5. «Искусство быть здоровым».
  6. «Режим дня».
  7. «Твой труд дома».
  8. «Опасности, которые нас окружают».
  9. «Это должен знать каждый!».
  10. «Опасные и безопасные ситуации».
  11. «Как защитить себя».
  12. «Что такое ответственность?».
  13. «Твои права и обязанности».

Развивающие занятия (проводятся педагогом-психологом):

  1. «Мы вместе».
  2. «Пойми меня».
  3. «Ласковый мелок».
  4. «Кто внимательнее».
  5. «В стране пальчиковых игр».
  6. «Где спрятались сказки?».
  7. «Карлики и великаны».

Тренинговые занятия (проводятся педагогом-психологом):

  1. «Зачем человеку правила?».
  2. «Наши правила».
  3. «Алло, я вас слышу».
  4. Итоговое тренинговое занятие «Умные головы».

Занятия (проводятся воспитателем):

  1. «Знакомство».
  2. «Будем пальчики считать».
  3. «Осенние листья»
  4. «В домике»
  5. «Компот»
  6. «За ягодами»
  7. «Дружба»
  8. «Засолка капусты»
  9. «Замок»
  10. «Лошадки»

Интегрированные занятия (проводятся педагогом-психологом и воспитателем):

  1. «Полёт к звёздам».
  2. «Непобедимое племя друнгов».

Родительское собрание (проводится социальным педагогом и педагогом-психологом).

Открытые занятия (проводятся воспитателем, педагогом-психологом и социальным педагогом):

  1. «Полёт к звёздам»
  2. «Твой труд дома»

Индивидуальные консультации по результатам диагностики (проводятся педагогом-психологом).

Результаты реализации программы

  • Улучшение физического и психического здоровья детей.
  • Освоение детьми умения ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его, уместно используя вербальные и невербальные средства общения.
  • Приобретение детьми навыка самостоятельно организовывать полезную деятельность.
  • Повышение учебной мотивации.
  • Повышение уровня познавательной активности, ответственности.
  • Компенсация возможных пробелов и повышение уровня школьной готовности, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации.
  • Повышение психологической и коммуникативной компетенции родителей

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su