Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Методика работы практического психолога в начальной школе» (учебно-методическое пособие)


Автор:

Пособие освещает основное содержание деятельности практического психолога в образовании и направлено на формирование соответствующего требованиям ФГОС ВПО компетентностного профессионального поля в ходе самостоятельной и совместной с преподавателем деятельности. Актуальность пособия обусловлена необходимостью переосмысления новых, обильных фактов, полученных в рамках развития практической психологии образования в последнее десятилетие и ее роли в модернизации отечественного образования. При этом важно отметить, что многие вопросы методической практики психолога в школе до сих пор не разработаны, особенно недостаточно литературы, описывающей возможности психологического сопровождения ребенка на этапе начального образования.

Материал пособия соответствует современным подходам развития теории и практики профессиональной психолого-педагогической деятельности, обеспечивает систематизацию знаний по методике работы практического психолога в системе образования, интегрирует исторический опыт развития практической психологии образования, рассматривает зарубежный и отечественный подходы, определяющие своеобразие практической деятельности современного психолога и выполняемых им профессиональных функций. В своем пособии автор опирается на компетентностный подход, привлекая материал для самостоятельной аналитической деятельности студентов.

Пособие является итогом пятнадцатилетнего опыта преподавания данной дисциплины, подкрепленного практическим опытом работы автора в различных ступенях системы образования (от дошкольной ступени до высшей школы). Структура и содержание учебного пособия имеет явно выраженный авторский подход, отличающий материалы, представленные в пособии, от аналогичных рекомендаций, предлагаемых для реализации программ психолого-педагогической направленности.

Пособие направлено не только на пополнение теоретического багажа, но и на отработку практических навыков и умений. И в этом отношении может рассматриваться как уникальное и инновационное. Широкий диапазон специальной литературы и целенаправленная система практических заданий позволяет активизировать самостоятельную работу студентов по подготовке к решению разнообразных задач психологического сопровождения субъектов образования. В ходе выполнения заданий пособия студенты знакомятся с основными методами изучения школьников, приобретают навыки анализа поведения учеников, их родителей и педагогов, образовательной среды в целом, учатся вычленять и разрешать последовательно усложняющиеся психологические проблемы, вести разнообразную просветительскую и профилактическую работу в образовательном учреждении. Пособие предоставляет возможность для самостоятельной творческой активности студентов. В пособии представлены оригинальные интерактивные индивидуальные и групповые задания, направленные на творческую переработку материала, развитие профессиональной интуиции. Еще одним достоинством пособия является включение в него значительного объема приложений, иллюстрирующих каждый раздел пособия и облегчающих методическую подготовку студента к практической работе не только на ступени начальной школы, но и на всех этажах образовательной среды.

Пособие допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «050100 - «Педагогическое образование». Хотя материалы предназначены студентам-магистрантам, изучающим данную дисциплину, но также с успехом могут использоваться и на смежных дисциплинах, производственных практиках, обеспечивающих подготовку учителя и педагога-психолога в сфере образования, а также в системе повышения квалификации. Учебное пособие написано ясным и точным языком с учетом профессиональной стилистики, на высоком методическом уровне, который соответствует современным образовательным технологиям преподавания в высшей школе, отвечает требованиям к содержанию и структурной организации методических материалов для самостоятельной работы студентов.

В структуру учебно-методического пособия включены следующие разделы: введение; главы, посвященные специфике преподавания дисциплины, раскрывающие содержание и методический аппарат по каждой теме дисциплины, 14 методических приложений, список литературы. Содержание дисциплины включает следующие темы:

  1. История возникновения психологической службы в системе образования.
  2. Актуальные проблемы психологической службы образовательного учреждения.
  3. Организация и основные направления работы практического психолога в школе.
  4. Психологическая профилактика в образовательных учреждениях.
  5. Психологическое просвещение.
  6. Психодиагностика в образовании.
  7. Психолого-педагогическое консультирование.
  8. Психокоррекционная деятельность практического психолога.

В приложениях раскрываются правовые основания службы практической психологии в России, материально-техническое и методическое обеспечение работы кабинета психолога, дается перечень основной рабочей документации, перечень профессиональных периодических изданий, описываются формы работы психолога образовательного учреждения, рекомендации по оформлению и ведению документации, предлагаются методические материалы к ведению консультативной деятельности, описание типичных трудностей практического психолога и способы их преодоления, технология проведения психолого-педагогического консилиума, критерии оценки эффективности профессиональной деятельности. Приводится примерная тематика рефератов и критерии оценки работы магистранта по программе.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su