Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психопедагогика инклюзивного обучения» (практико-ориентированная монография )


Автор:

 

Актуальность
Актуальность данной работы диктуется слабой разработанностью проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Демократические и социальные преобразования, начавшиеся в нашем государстве с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему гуманизации общества, необходимость осознания того, что человек – важнейшая ценность и забота о нем – главная задача демократического государства.

Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

На парламентских чтениях «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» 24 апреля 2006 года были озвучены следующие цифры: из всего количества лиц с ОВЗ лишь 6% получают начальное профессиональное образование, 4% – среднее профессиональное образование и 2,5% – высшее профессиональное образование.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основопола-гающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также в различных Федеральных законах. В этих документах отмечено, что образовательные учреждения должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в решении этих вопросов и должно оказать дейст-венную помощь психолого-педагогическое сопровождение детей, основанное на концепции инклюзивного образования.

В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действи-тельно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.

Научная и практическая значимость заключается в:
- научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучаю-щихся  с ОВЗ при инклюзивном обучении;
- создании психолого-педагогического инструментария для разработки инклюзивных учебных программ и планов.

Цели
1. Определить факторы и условия, способствующие внедрению инклю-зивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения;
2. Определить роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования;
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с ОВЗ при инклюзивном обучении;
4. Научно обосновать и определить сущность инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
5. Описать практику разработки инклюзивных учебных программ и планов.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Для педагогов-психологов, педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов вузов, а также для руководителей образовательных учреждений.

Основное содержание работы
Монография включает в себя: предисловие, введение, 3 главы, список литера-туры, заключение, глоссарий, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие  
Введение 
Глава I. Инклюзивное образование: обоснование, история возникновения и концепции развития 
1.1 История специального и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2 Опыт России и стран ближнего зарубежья в реализации инклюзивного обучения
1.3 Зарубежный опыт в реализации инклюзивного обучения.
Глава II. Инклюзивное образование для инновационного общества XXI века
2.1 От социальной эксклюзии к социальной инклюзии. 
2.2 Социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. 
2.3 Инклюзия как принцип социальной политики в сфере образования. 
Глава III. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования
3.1 Инклюзивное образование: от психологической теории к педагогической практике.
3.2 Педагог-психолог как ключевая фигура в реализации идей инклюзии в образовательном учреждении.
3.3 Роль и место учителя (преподавателя) в процессе инклюзивного образования.
3.4 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при инклюзивном. обучении. 
3.5 Разработка инклюзивных учебных программ и планов. 
Заключение
Глоссарий 
Литература
Приложения
Приложение 1. Конвенции и декларации, относящиеся к инклюзивному образованию. 
Приложение 2. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ.
Приложение 3. Цели в области образования для всех (ОДВ). 
Приложение 4. Цели в области развития (ЦРТ)
Приложение 5. Интернет-ресурсы по вопросам инклюзивного образования.
Приложение 6. Карта личностно-центрированного подхода (ЛЦП).
Приложение 7. Индивидуальная программа обучения (ИПО).

Результаты, выводы
1.Научно обоснована и определена сущность инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
2.Выявлены факторы и условия, способствующие внедрению инклю-зивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения;
3.Определены роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования;
4.Разработана модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с ОВЗ при инклюзивном обучении;
5.Описана практика разработки инклюзивных учебных программ и планов.

 

 И. С. Макарьев – старший научный сотрудник лаборатории психологических и социологических  исследований в педагогическом образовании в Институте педагогического образования, г. Санкт-Петербург (Учреждение РАО).

Сфера научных интересов: девиантология, специальная психология и педагогика, психология обучения младших школьников, нравственная воспитанность обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Основные публикации:

Монографии

  1. Если ваш ребенок левша. – СПб: МИК, 1995.– 4,5 п.л.
  2. Ыйсмяэская Школа. Общие принципы и система специальной работы: монография. – Таллинн, 2002. – 7,9 п.л.
  3. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся: монография. – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2008. – 10,0 п.л. (в соавторстве, И.С. Макарьев – 7,0 п.л.)
  4. Аномалии развития личности и дисгармоничность характера учащихся профессиональной школы (реабилитационный курс): монография – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. – 12,0 п.л. (в соавторстве, И.С. Макарьев – 6,0 п.л.)

Учебники (гриф Министерства образования Эстонской республики):

  1. Букварёнок: учебник. – Таллинн: Koolibri, 1998.– 3,0 п.л.
  2. Многоликий мир. Книга для чтения: учебник. – Таллинн: Koolibri, 1998 (в соавторстве). – 5,0 п.л.
  3. Букварь: учебник. – Таллинн, Koolibri, 1999. – 6,0 п.л.

Учебно-методические и учебные пособия:

  1. Наш мир: методическое пособие. – Таллинн: ЦУРП, 1994. – 5,0 п.л.
  2. Тетрадь для письма (часть 1): учеб. пособие для 1 класса. – Таллинн: Koolibri, 1998 (в соавторстве). – 1,5 п.л.
  3. Тетрадь для письма (часть 2): учеб. пособие для 1 класса. – Таллинн: Koolibri, 1998 (в соавторстве). – 1,5 п.л.
  4. Методические рекомендации по обучению грамоте. – Таллинн: Koolibri, 1999 (в соавторстве). – 6,0 п.л.
  5. Комплексная методика по определению эффективности сформированности нравственных качеств учащихся профессиональных лицеев в процессе теоретического обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. А.В. Батаршева. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2004.– 5,0 п.л.
  6. Социально-психологические механизмы становления профессионализма деятельности учащихся профессиональных лицеев: Психолого-педагогический практикум. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2004. (в соавторстве)– 6,2 п.л.
  7. Сборник нормативно-организационных документов для специалистов детских учреждений для детей-сирот. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. (в соавторстве) – 7,0 п.л.
  8. Социально-педагогическая реабилитация подростков с личностными деформациями в условиях учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. – СПб.:  Учреждение РАО ИПО, 2010. − 1,5 п.л.
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su