Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Саморегуляция педагога в образовательном процессе» (монография)


 Актуальность

В контексте общего аспекта субъектного развития и существования человека одно из центральных базовых мест занимает проблема закономерностей осознанной регуляции человеком своей произвольной целенаправленной активности. Применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции.

Методологической основой психологических исследований по проблемам саморегуляции стали отечественные научные труды по физиологии активности (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин). Продолжая логику физиологических исследований, работы по психологии саморегуляции выполняются на стыке психофизиологических и психологических исследований (Н.Н. Данилова, А.Б. Леонова, В.И. Медведев, Г.М. Зараковский). Традиционными для психологических исследований являются проблемы саморегуляции деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин), а в качестве ее отличительных признаков рассматриваются произвольность и осознанность (Ю.А. Миславский, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Б.В. Зейгарник). Прикладными аспектами данной проблемы являются поиски и разработка методов аутокоррекции и саморегуляции (А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая).

Социальная, научная и практическая значимость
Одной из тенденций развития современной отечественной системы образования является возрастание роли личностной парадигмы, создание условий для полноценной самореализации субъектов образовательного процесса. Это предполагает формирование таких личностных качеств, как направленность, активность, самостоятельность, креативность, и т.п. Таким образом, современная социальная ситуация актуализирует необходимость развития личности, обладающей механизмом саморегуляции.

Значимость исследования состоит в расширении и углублении представлений о ресурсах саморегуляции личности.

Практическая значимость состоит в том, что используемая модель саморегуляции педагога может быть использована для оптимизации психологического здоровья субъектов образовательного процесса и может служить научно-методической базой для педагогов - психологов, работающих в образовательных учреждениях. Также научно-теоретические материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов психологии, а также в системе повышения квалификации педагогов, психологов.

Значение для развития психологии
Осуществлен анализ принципов содержания саморегуляции, рассмотрены варианты представления саморегуляции в рамках системного подхода, доказано, что непременным условием успешного осуществления педагогом является сформированность механизма психологической саморегуляции, представлены особенности саморегуляции профессиональной деятельности педагога.

Цели: доказать, что именно сформированность механизмов личностной и профессиональной саморегуляции лежит в основе успешной педагогической деятельности. Более того, это - одно из базовых условий реализации жизненных программ личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования педагога

Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект предназначен для научных работников, преподавателей психологии в средней и высшей школе, соискателей педагогических и психологических научных степеней и всех интересующихся проблемами педагогической деятельности.

Основное содержание работы (или ее этапы)
Введение
Часть 1 Теоретические основы исследования психологической саморегуляции деятельности
Часть 2 Системный подход к проблеме саморегуляции
Часть 3 Особенности саморегуляции профессиональной деятельности педагога 
Заключение
Литература 
Приложение

Результаты, выводы
В печатном издании осуществляется анализ принципов содержания саморегуляции, рассматриваются варианты представления саморегуляции в рамках системного подхода, рассматриваются особенности саморегуляции профессиональной деятельности педагога. Саморегуляция поведения по своим структурным характеристикам представляет собой приобретенное качество личности. Профессиональная деятельность педагога влияет на его психологическое и эмоциональное состояние.


 О. В. Белоус - кандидат психологических наук, доцент Армавирского государственного педагогического университета, где в 2007-2010 годах и проводилась апробация проекта.

Основные публикации:

Название работы, ее вид

Выходные данные

Подготовка студентов педвуза в аспекте формирования осознанной саморегуляции в педагогическом взаимодействии

Монография. – Армавир, РИЦ АГПИ - 2002

Факторы и условия поддержания психологического здоровья учителя

Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Спецвыпуск 2008 – с.103-106

Формирование регулятивных умений как путь к профессиональному здоровью педагога (в аспекте профессиональной подготовки студентов педвуза)

Сибирский психологический журнал – Томск, 2009. - № 34. – С. 101-106

Содержание регулятивного подхода в педагогической деятельности

Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IIМеждународной НПК (11-14 ноября 2009 г.) / Северо- Кавказский гуманитарно-технический университет – Кисловодск, Ставрополь; М., 2009. – Ч. II: Симпозиум: «Субъект и личность в психологии саморегуляции». – С. 33-39

Содержание саморегуляции педагога в аспекте качества подготовки студентов педвуза

Современные образовательные технологии: психология и педагогика: Монография/ О.Н.Алехина, О.В.Белоус., А.О.Бударина и др./ Под общ. Ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Книга 8. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.68-96

Исследование становления профессиональных представлений будущих специалистов в педагогическом вузе

Динамика профессиональных представлений в период общественных трансформаций / Под ред. Е.И Рогова. - Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.- С.237-249. Коллективная монография

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su