Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса вуза (студентов и преподавателей) средствами социально-психологического тренинга» (образовательная технология)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Требования к результатам освоения образовательной программы выпускником российского вуза в государственных образовательных стандартах первого и второго поколения регламентировались в терминах «знания», «умения», «навыки». Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС НП) ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций.

Важной составляющей общекультурных компетенций выпускника вуза являются социально-личностные компетенции, такие как толерантность; следование этическим нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики); способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике; креативность; адаптивность и коммуникабельность, навыки делового общения; настойчивость в достижении цели; забота о качестве выполняемой работы; соблюдение норм здорового образа жизни; способность работать самостоятельно и в команде.

Современная система высшего образования предъявляет новые требования и к профессии преподавателя высшей школы. Преподаватель должен обладать не только качественными предметными знаниями, но и профессиональной гибкостью по отношению к студенту с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. В связи с этим становится актуальным повышение социально-личностной компетентности современного преподавателя.

Таким образом, модернизация российского образования определяет необходимость мобилизации и развития социально-личностного потенциала субъектов образовательного процесса вуза — студентов и преподавателей, что актуализирует проблему разработки современных образовательных технологий, направленных на активизацию потенциала субъектов образовательного процесса. Данная группа образовательных технологий, наряду с технологиями обучения, технологиями работы с информацией, экспертно-оценочными технологиями, является одной из наиболее эффективных в условиях гуманизации образования.

Цели и задачи.

Цель предлагаемой образовательной технологии — повышение педагогического мастерства преподавателей вуза и эффективности деятельности студентов в достижении более высоких образовательных результатов и оптимального использования личностных ресурсов.

Задачи:

  1. Теоретическое исследование проблемы развития социально-личностных компетенций участников образовательного процесса на основе современных образовательных технологий.
  2. Изучение начального уровня развития социально-личностных компетенций студентов и преподавателей вуза.
  3. Организация психолого-педагогической работы по активизации социально-личностного потенциала участников образовательного процесса вуза.
  4. Развитие социально-личностных компетенций студентов и преподавателей вуза.
  5. Разработка рекомендаций по повышению социально-личностной компетенции студентов и преподавателей вуза.

Реализация проекта.

Последовательная реализация обозначенных задач может рассматриваться в качестве этапов внедрения образовательной технологии.

Методологические основы разработки образовательной технологии — личностно-ориентированный, комптентностный, системно-деятельностный и динамический подходы в организации процесса обучения и воспитания.

Выбор метода социально-психологического тренинга в качестве основного для достижения целей и задач разработанной нами образовательной технологии определяется его методическими характеристиками, такими как концептуальность, системность, интерактивнсть, интегрированность, инструментальность, действенность, краткосрочность.

В соответствии с обозначенными социально-личностными компетенциями субъектов образовательного процесса вуза (студентов и преподавателей) разработанная нами образовательная технология включает серию тренингов:

  1. Тренинги для студентов:
    • Тренинг уверенности и успеха
    • Тренинг сплочённости и командообразования
  2. Тренинги для преподавателей:
    • Тренинг педагогического общения
    • Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности
  3. Тренинги для преподавателей и студентов:
    • Тренинг по развитию толерантности
    • Тренинг формирования стрессоустойчивости.

Материалы каждого тренинга включают программу проведения занятий, диагностические методики для оценки результативности реализации технологии, список литературы, задания для самопознания и саморазвития обучающихся.

В образовательных учреждениях Республики Марий Эл предлагаемые тренинговые занятия проводились автором в течение 15 лет. В ПГТУ занятия с применением представленных тренингов проводились в течение 6 лет со студентами всех факультетов вуза при изучении дисциплин «Психология и педагогика», «Инженерная психология», «Психология здоровья», «Психология трудовых отношений» а также с преподавателями (Тренинг стрессоустойчивости) и студентами элитных групп (Тренинг сплочённости и командообразования).

Эффективность тренингов оценивалась по результатам психологических тестов, направленных на диагностику формируемых социально-личностных компетенций, а также по результатам выполнения заданий для саморазвития и самоанализа по теме тренинга.

Основные результаты и выводы.

  1. Начальная диагностика социально-личностных компетенции студентов и преподавателей вуза показала, что многие компетенции не достаточно развиты, в первую очередь компетенции, определяющие успешность делового общения, самореализации и здоровьесбережения участников образовательного процесса.
  2. Анализ результатов проведения серии социально-психологических тренингов выявил положительные тенденции в развитии социально-личностных компетенций студентов и преподавателей, что свидетельствует об эффективности метода социально-психологического тренинга для решения поставленных задач.
  3. Основные научно-методические результаты:
    • представление результатов реализации образовательной технологии на научно-практических конференциях разных уровней;
    • издание учебно-методического пособия Арон И.С. Психологическая компетентность педагога: тренинговые занятия для повышения компетентности педагогического общения. — Йошкар-Ола, 2012. — 136с.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su