Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Опыт деятельности "Школ приемных родителей" Московской службы психологической помощи населению» (сборник методических материалов)


Опыт деятельности «Школ приемных родителей» Московской службы психологической помощи населению / Под редакцией Ляшенко А.И., Пилипко Н.В. — М.: ООО «Сотрудничество». 2012 — 80 с. (Серия «Практика психологической помощи». Выпуск I).

В последние годы вопросы профилактики и преодоления социального сиротства в России стали в число приоритетных социально-значимых задач. Сегодня практически ни у кого не возникает сомнений в том, что семьям с приемными детьми необходимо комплексное сопровождение, психологическая поддержка. Становится также все более очевидной необходимость специализированной подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями. Она обусловлена тем, что люди, желающие растить приемного ребенка, очень часто не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться, в результате чего семья может не справиться с задачей создания благоприятных условий для развития приемного ребенка, удовлетворения его базовых потребностей. К сожалению, нередки случаи, когда при возникновении сложных жизненных и конфликтных ситуаций приемные родители или опекуны отказываются от ребенка, прерывают его размещении в семье. Прохождение подготовки дает возможность кандидатам в замещающие родители более ответственно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Обучаясь эффективным способам взаимодействия с детьми, психолого-педагогическим приемам воспитания приемных детей, участники занятий могут развивать и формировать в себе те компетенции, которые необходимы для того, чтобы быть успешными замещающими родителями.

Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), работая в городе с 2003 года, в систематическую работу по преодолению социального сиротства включилась с 2007 года, когда Департамент семейной и молодежной политики поручил нам разработать программу подготовки приемных родителей и создать сеть Школ на базе наших отделов психологической помощи, расположенных во всех административных округах города. С момента, когда в Службе в конце 2007 года начала работать первая группа подготовки приемных родителей, прошло несколько лет, и сейчас у нас работает тринадцать Школ приемных родителей (ШПР) по программе, подготовленной специалистами МСППН Пилипко Н.В., Енакаевой Р.Р., Ластовской Е.В. (ГБУ МСППН имеет лицензию на право образовательной деятельности по программе «Школ приемных родителей рег. № 028419 от 22 марта 2011 г., кроме того ГБУ МСППН является уполномоченной службой по подготовке замещающих семей).

Благодаря работе методического объединения ведущих ШПР, работающего в Службе с 2008 года, специалисты имеют возможность обмениваться профессиональным опытом, обсуждать его, рассматривать актуальные вопросы, касающиеся работы Школ. Со временем у ведущих Школ появилось желание поделиться опытом своей практической работы, своими размышлениями с коллегами, которые также занимаются подготовкой кандидатов в замещающие родители. И эта идея смогла воплотиться не только в семинарах и мастер-классах, которые неоднократно проводили специалисты Службы в профессиональном сообществе, но и в настоящем сборнике статей. Авторы статей являются психологами с большим опытом практической работы, ведущими занятий Школы приемных родителей.

Сборник включает три раздела.

Первый посвящен психологическим аспектам организации подготовки кандидатов в замещающие родители, тому, как сделать эту работу эффективной. Формулируются психологические условия изменений, происходящих в результате обучения в рамках ШПР, как базовые принципы осуществления психологической работы: личная мотивация, поддержка, безопасность (доверие). Предлагаются подходы к разработке критериев социально-психологической зрелости приемных родителей, подходы к использованию таких аспектов групповой динамики как групповая сплоченность в ходе занятий ШПР.

Второй раздел сборника «Практический «инструментарий» ведущего Школы приемных родителей» касается непосредственного проведения занятий и конкретных психологических приемов и техник, используемых в ШПР. Статьи раздела посвящены особенностям проведения тематических занятий, обозначению сложных моментов в них, материалам, которыми можно непосредственно воспользоваться в практической работе. Рассматривается роль и процедура проведения собеседования с участниками ШПР, применение методики «Моя семья с приемным ребенком», использование интерактивных методов в ходе занятий по подготовке приемных родителей. Отдельная статья посвящена тому, как работать с такой трудной для замещающих родителей темой как тайна усыновления. Рассматривается использование игры как ресурса для установления эмоциональных связей и привязанностей в семье.

Третий раздел посвящен опыту психологической работы с выпускниками Школ приемных родителей. Рассматриваются «мишени» психологической помощи замещающей семье на этапе адаптации приемного ребенка (вне зависимости от выбранной формы его жизнеустройства). В разделе также представлен опыт работы Клуба приемных родителей, работающего на протяжении трех лет в одном из окружных отделов психологической помощи ГБУ МСППН. В отличие от ШПР целью такого Клуба выступает долгосрочная, целевая, многофункциональная поддержка семей, растящих приемных детей.

Данный сборник — это наш посильный вклад в общую профессиональную «копилку», так как, к сожалению, и сегодня ощущается недостаток литературы методического характера для специалистов, занимающихся работой с будущими приемными родителями. Мы надеемся, что коллеги найдут много интересного и полезного в представленных статьях. В настоящее время, когда складывается профессиональное сообщество, озабоченное развитием системы подготовки кандидатов в замещающие родители на высоком профессиональном уровне, чрезвычайно важен обмен практическим опытом, совместный поиск решений по ряду содержательных и организационных вопросов процесса деятельности Школ, профессиональный диалог.

Авторы проекта:

  • Пилипко Неля Владимировна, руководитель проекта, начальник отдела психологической помощи населению ЮАО ГБУ ГБУ МСППН
  • Алдашева Айгуль Абдулхаевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН; главный специалист ГБУ МСППН
  • Ашихина Людмила Семеновна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Волкова Любовь Валентиновна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Графская Елена Юрьевна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Дегтерева Ирина Евгеньевна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Енакаева Регина Рустемовна, начальник участкового отдела психологической помощи населению «Щербинка» ГБУ МСППН
  • Ефимова Елена Семеновна, директор Центра развивающих игр «Филиппок»
  • Знакова Татьяна Алексеевна, зам. начальника отдела психологической помощи населению СЗАО ГБУ МСППН
  • Ластовская Елена Владимировна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Минайчева Наталья Викторовна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Неги Анна Андреевна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Успенская Светлана Юрьевна, начальник отдела психологической помощи населению ЮЗАО ГБУ МСППН
  • Шапиро Ольга Викторовна, главный специалист ГБУ МСППН
  • Шевченко Ольга Игоревна, начальник отдела психологической помощи населению ВАО ГБУ МСППН

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su