Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Я учусь быть успешным» (комплексная коррекционно-развивающая программа для младших школьников)


Автор:

Актуальность.

Начало обучения в школе для ребенка — сложный и ответственный этап в его жизни. Индивидуальные особенности личности ребенка и его предыдущий опыт социальных отношений являются основой его адаптационного потенциала. Если ребенок в силу разных причин не обладает достаточно сформированными навыками адаптации, то процесс школьного обучения доставит ему и его родным немало огорчений.

Ежегодно в наш Центр на консультацию по проблемам школьной дезадаптации обращаются около 700 учащихся, из них около половины — учащиеся начальной школы. Причинами школьной дезадаптации чаще всего выступают индивидуальные личностные особенности (тревожность, агрессивность), проблемы поведения ( гиперактивное, агрессивное, избалованное), проблемы успеваемости (несформированность компонентов универсальных учебных действий и индивидуальные темповые характеристики), а также — проблемы межличностных коммуникаций (недостаточно сформированные коммуникативные навыки, неумение вступать в контакт, понимать эмоциональное состояние другого человека, поддерживать отношения и т.д.). Программа «Я учусь быть успешным» направлена на повышение уровня адаптационного потенциала детей и способствует более успешной адаптации к условиям школьного обучения.

Данная программа разработана на основе индивидуальной психологии Адлера и Дрейкурса. Основные мотивы неправильного поведения детей всегда обусловлены сложившейся в жизни ребенка ситуацией. Нормальное стремление каждого человека — быть принятым в среде сверстников и быть значимым там же. Для достижения этой цели дети могут использовать неправильное поведение. Подкрепляют неправильное поведение детей значимые взрослые — родители и педагоги. Оказание коррекционно-развивающей помощи детям-дезадаптантам предполагает обязательное включение родителей для понимания и изменения неэффективного детского поведения. Для того, чтобы повысить самоуважение, чувствовать себя причастным к школьной жизни, ученику необходимо ощущать свою интеллектуальную состоятельность, коммуникативную состоятельность и вносить особый вклад в жизнь класса. Наша программа предусматривает обучение учеников коммуникативной и деятельностной компетенции. Интеллектуальную компетентность учащихся, если будет такая необходимость, в условиях Центра, можно повысить на коррекционно-развивающих индивидуальных занятиях с психологом, логопедом, дефектологом. Для родителей и педагогов (значимых взрослых) предусмотрены групповые консультации в форме тренинговых занятий, повышающие уровень психолого-педагогической компетентности.

Цели и задачи.

Цель программы: создание условий для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников, испытывающих трудности адаптации.

Задачи:

  1. Способствовать развитию у детей умения осознавать свои чувства, эмоции, понимать чувства и эмоции других людей, расширять активный словарь понятий, обозначающих эмоции, жестовый и мимический репертуар выражения эмоций.
  2. Развивать навыки уверенного и социально одобряемого поведения у детей, расширять их игровой репертуар — подвижные игры с правилами и игры за столом, развивать фантазию и воображение, совершенствовать изобразительные навыки.
  3. Повышать уровень психологической компетентности родителей и педагогов в области проблем поведения детей.

Содержание программы.

Программа комплексного сопровождения младших школьников включает пять блоков: четыре предназначены для детей, а пятый — для взрослых.

Первый блок «Я понимаю эмоции и чувства». Занятия направлены на обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижение тревоги и фрустрации, формирование адекватной гибкой самооценки, развитие рефлексии. На первом занятии психолог рассказывает, что все дети щедро одарены природой, у каждого есть природные силы, которые раньше детьми не использовались. Все последующие встречи посвящены встрече с одной из сил, метафорически представленной в образе животного, присвоению этой силы. В результате занятий дети научатся лучше понимать и принимать собственные эмоции и чувства, называть и понимать эмоциональные состояния других людей, найдут свои внутренние силы в образах животных, научатся рисовать этих животных.

Второй блок «Я рисую и творю». Занятия направлены на развитие навыков творчества визуально-пластическими средствами, развитие навыков рефлексии чувств и эмоций, развитие навыков группового взаимодействия. Арт-терапевтическая направленность этих занятий позволяет проявлять свои возможности всем детям, без учета уровня развития изобразительных навыков. А совместная деятельность способствует совершенствованию изобразительных навыков. В результате занятий дети научатся без страха работать с цветом, с разными поверхностями, с разными форматами, выражать свои эмоции, называть их, работать в паре, в группе, договариваться. В конечном итоге — они научатся более свободно владеть изобразительными средствами и понимать и управлять собственные эмоции.

Третий блок «Я придумываю и фантазирую». Занятия направлены на развитие умений придумывать, фантазировать, развивать сюжет, описывать события сказки, изображать их. В результате занятий у каждого ребенка появится книга сказок, написанная и нарисованная им самим.

Четвертый блок «Я играю». Занятия направлены на развитие игровых навыков, игры с правилами, игры за столом. Освоенные на занятиях игры дети смогут применять в школе, обучать одноклассников и таким образом тоже повышать собственный социальный статус.

Пятый блок — тренинг «Проблемы дисциплины», автор С.В. Кривцова. Занятия этого блока предназначены для взрослых — родителей и педагогов. В результате занятий взрослые научатся распознавать, идентифицировать и понимать варианты плохого поведения детей, а также выстраивать стратегию изменения поведения себя и ребенка.

Каждое занятие для детей из каждого блока включает в себя упражнения, игры, развивающего характера, которые соответствуют возрастным особенностям детей и представляют собой игровую, коммуникативную, изобразительную или театрализованную детскую деятельность. Занятия для взрослых в форме тренинговых занятий включают в себя элементы групповых консультаций и обсуждений по темам тренинга.

Результаты и выводы.

В результате реализации программы, на основании данных мониторинга, отмечено повышение уровня адаптационного потенциала у 100% детей, участвующих в реализации программы. Родители и педагоги школ отмечают снижение уровня тревожности, повышение уверенности детей в своих силах и уменьшение количества проявлений проблем в поведении детей.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности и целесообразности данной программы.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su