Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Технология работы с лицами, осуществляющими уход за не выходящими из дома гражданами» (методическое пособие)


В методическом пособии рассматриваются основные проблемы родственников, которые ухаживают дома за своими близкими, описываются технологические приемы их возможного разрешения.

Цель пособия: ознакомить психологов, психологов-консультантов работающих с данной категорией граждан, с некоторыми методами психологической поддержки, которые можно будет использовать в работе.

Целевая группа клиентов: лица, осуществляющие уход за не выходящими из дома гражданами.

Пособие предназначено для психологов, психологов-консультантов в комплексных центрах социального обслуживания населения и в реабилитационных центрах.

Актуальность проблемы, причины и пути решения.

Среди многочисленных посетителей социальной службы обращает на себя внимание группа людей, которых объединяет, то, что они дома ухаживают и заботятся за своими тяжелобольными и не выходящими из дома родственниками.

Они переживают чувство раздражения, агрессии, жалости, непонимания, стыда, вины за свое поведение, в отношениях с родственниками возвращение старых семейных конфликтов.

В этих условиях их личные качества — терпеливость, отзывчивость, доброта, гуманность, понимание того, что они тоже могут оказаться в такой ситуации, — теряются. Физическое и психическое здоровье ухудшается.

Причин для возникновения данной проблемы можно обозначить несколько:

  • восприятие своих родных и близких, совсем недавно энергичных, ведущих активный образ жизни, как некую обузу, которая лишает свободы действия, передвижения и как следствие элементарно личной жизни;
  • изменение социального статуса семьи, нарушение родственных связей и занижение авторитета «старшего поколения»;
  • отсутствие элементарных знаний психологии, возрастных особенностей, поведенческих реакции больного человека, вынужденного находиться в замкнутом пространстве по 24 часа в сутки, а так же отсутствие умений ухаживающего принять, понять и общаться с такими родственниками

Актуальность данной проблемы и желание нивелировать часть причин, обусловивших ее, возможность поделиться опытом работы с коллегами привели к созданию этого пособия.

Кроме того, создание его обусловлено необходимостью усиления социальной поддержки, как граждан, нуждающийся в уходе, так и людей, осуществляющих этот уход.

Содержание проекта.

Формы и методы. В пособии описана технология работы с воспоминаниями и образами клиентов с использованием биографического метода, приемов «Мемуаротерапии», фототренинга «Фототерапии», метода «Нарративного интервью». Система поддержки клиентов после окончания встреч состоит из бесед, консультаций, документального материала (письма «Отца сыну», памятки и т.д.), дополнительного курса занятий, если в ней возникает необходимость.

Цель биографического метода — мотивирование жизненной активности и формирование терпимости по отношению к человеку, за которым ухаживают дома.

Даны описания 6 этапов совместной деятельности психолога и клиента. Основной момент в работе — выслушивание клиента.

Психолог анализирует два направления: период, насыщенный проблемами, и период благополучных ситуаций.

Поэтапно клиент выполняет 14 упражнений.

Каждый этап работы включает ведение творческого дневника клиентом, анализ и обсуждение упражнения с психологом, заполнение анкеты.

Работа по данной методике проходит в свободной форме — «эпизодические встречи» — индивидуально или группой. Такая форма наиболее характерна для клубных встреч, группах само- и взаимоподдержки. Каждая встреча самостоятельное и завершенное событие.

Ориентировочная продолжительность исполнения метода зависит от желания клиента.

Критерием эффективности: является решение самих клиентов, что они достигли своих целей. Поэтому в конце каждой встречи психолог спрашивает, нужна ли следующая, и через какое время, по их мнению, им было бы полезно ее организовать. Иногда бывает достаточно одной встречи. Иногда люди считают, что им полезно приходить реже, иногда несколько раз в неделю, месяц. При биографическом методе работы значимые изменения могут начинаться довольно быстро, в то же время некоторым людям нужно время, чтобы определится с предпочтениями, проверяя их в обычной жизни, или чтобы достаточно развить и «оживить» новую предпочтительную историю, тогда встреч может быть больше. Есть люди, которые хотят решить несколько задач, а этому можно посвятить больше времени.

Ограниченность метода — подверженность прошлого ошибкам памяти.

Этапы реализации:

  1. Слушание истории клиента; выявление проблемной (доминирующей) истории; название (присвоение имени) проблемы;
  2. Понимание посредством разрушения стереотипа (включение в новый контекст) проблемной истории;
  3. Выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории;
  4. Переименование проблемы; название альтернативной истории (как в ней решается проблема);
  5. Уплотнение альтернативной истории; обсуждение будущего в свете новой истории (без проблем);
  6. Выявление качеств (ресурсов) клиента, способствующих поддержанию новых отношений (реальности) в настоящем и будущем.
  7. Существенный момент в эмоциональном состоянии происходит на 2 этапе работы (упражнение №3), когда клиенту зачитывается письмо «Отца сыну».

Результаты.

Механизм оценки результатов. Для оценки перемен в эмоциональном состоянии клиента психологом используется метод наблюдения и ведется дневник наблюдений.

В ходе апробации технологии клиенты отмечают значительное улучшение отношений с родственниками, уменьшение числа конфликтов в семье, снижение психологического напряжения в семье, расширение круга общения, а также улучшение самочувствия.

Подобная технология работы позволит психологам расширить грани своих знаний, аспекты профессиональной деятельности, что повысит качество работы с клиентом.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su