Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Построение доверительных отношений как условие психологической поддержки младшего подростка гипертимного типа» (научно-исследовательский проект)


Автор:

Актуальность. Социальная, научная и практическая значимость.

Доверие составляет важный момент межличностного общения, межгруппового и организационного взаимодействия, которое присутствует во всех сферах общественной жизни. В социальной и возрастной психологии стало традиционным рассматривать доверие как важный компонент общения, определяющий характер протекания межличностных отношений и взаимодействий, некоторые особенности проявления социально-психологических явлений в малых группах. В ряде работ (В.П. Зинченко, Т.П. Скрипкина), доверие выступает в качестве самостоятельного предмета исследования. Однако малоизученной проблемой является доверие детей подросткового возраста к различным категориям людей, в том числе к взрослым и сверстникам.

Значимость разработки данной проблемы определяется рядом психологических факторов. Во-первых, особенности доверительных отношений подростка к взрослым и сверстникам следует рассматривать в качестве одного из условий и, одновременно, показателей развития личности ребенка. Наряду с другими этот показатель может быть использован для определения переходного периода, критического возраста. Во-вторых, знание об уровне и содержании доверия подростка к знакомым (сверстникам, взрослым) и незнакомым людям позволяет избирательно и своевременно проводить воспитательную и психокоррекционную работу. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что среди подростков выделяются учащиеся, особенно нуждающиеся в доверительных отношениях, т.е. одним из факторов решения проблемы является изучение индивидуально-психологических особенностей подростка. В большинстве проведенных исследований отмечается, что трудности во взаимоотношениях с взрослыми испытывают подростки с акцентуациями характера.

Подростки с чувствительной, уязвимой, нестабильной эмоциональной сферой, с дисгармоничным развитием характера, с гипертрофированной выраженностью отдельных черт испытывают потребность в психологической помощи и поддержке. Взаимоотношения с такой категорией подростков необходимо строить особым образом, учитывая их качества характера, так как акцентуированным личностям присуща готовность к своеобразному, особенному развитию.

Основное содержание работы.

Для изучения акцентуированных свойств личности младших подростков проведено пилотажное на основе опросника Х. Шмишека. Результаты пилотажного исследования показали, что у 60,0% младших подростков в разной степени выражен гипертимный тип акцентуации характера. Гипертимный подросток благодаря своей общительности не представляет особых трудностей для первого контакта. Но этот контакт становится доверительным, если подросток чувствует доброжелательное отношение к себе, искренний интерес к его проблемам, стремление вместе искать выход из сложившейся ситуации.

Цель данного проекта состоит в выявлении особенностей доверительных отношений как условия психологической поддержки младшего подростка гипертимного типа.

Для изучения особенностей доверительных отношений младших подростков с гипертимным типом акцентуации характера проведено диагностическое исследование, состоящее из 3-х этапов.

Первый этап направлен на определение формы доверия: интимно-личностная или социально-ориентированная.

Второй этап исследования направлен на изучение меры доверительных отношений младшего подростка к другим людям.

Третий этап состоял в описании понимания подростками психологической поддержки, определении ее востребованности, выявлении круга лиц, от которых подростки ожидают психологической поддержки.

Результаты, выводы

Результаты исследования показали, что доверие подростков приобретает преимущественно интимно-личностный характер, взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я и ты», содержанием которого выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное форма доверительных отношений возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Из числа опрошенных детей лишь 33,3% подростков указали на доверие к взрослым (родителям), желание поделиться переживаниями с ними. Иными словами, у абсолютного большинства обследованных подростков (66,7%) не возникает стремления выйти за рамки прежних «детских» доверительных отношений и, следовательно, перейти на новый уровень доверительного общения с взрослыми.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что у гипертимов низкий уровень доверия к людям. Они считают, что родители могли бы оказать им психологическую поддержку, но в силу ряда причин не оказывают ее. Подростки выражают свое негодование по поводу чрезмерной опеки, наставлений, назиданий, мелочного контроля со стороны своих родителей и невозможности принимать самостоятельно решения, проявляющиеся в последствии в аффективных реакциях подростков в виде гнева, раздражительности и конфликтах с родителями.

Таким образом, акцентуированные подростки ожидают психологическую поддержку, прежде всего от родителей. В связи с этим возникла необходимость в построении программы психологической поддержки гипертимных подростков.

Целью программы психологической поддержки является: ориентация на «социально положительное» развитие личности подростка и достижение им состояния эмоционального комфорта как внутриличностного, так и межличностного посредством выстраивания доверительных отношений с окружающими (родителями) и миром в целом.

Статья «Построение доверительных отношений как условие психологической поддержки младшего подростка гипертимного типа» опубликована в сборнике научных трудов Всероссийской конференции Современные проблемы и условия социализации личности / [Текст]: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. А.М. Скотникова; научн. ред. С.А. Минюрова. — Екатеринбург: УрГПУ, 30-31 марта 2012, С. 9 — 14.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su