Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков» (методическое пособие)


Авторы проекта

 

Сотрудники ГОУ ЯО «Центр помощи детям»:

  • Баранцова Наталья Саввична, учитель-дефектолог
  • Басова Елена Игоревна, заместитель директора по воспитательной работе, тифлопедагог
  • Белова Лада Игоревна, кандидат психологических наук, врач-психиатр
  • Беляева Елена Николаевна, учитель-логопед
  • Донник Татьяна Анатольевна, педагог-психолог
  • Конева Елена Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель отдела — руководитель проекта
  • Крупенникова Ирина Валентиновна, кандидат психологических наук, педагог-психолог
  • Лебедева Антонина Николаевна, учитель-дефектолог
  • Мочалова Ирина Владимировна, врач-психиатр
  • Резниченко Михаил Юрьевич, врач-психиатр
  • Русанова Лилия Сергеевна, заместитель директора
  • Семенова Анна Александровна, педагог-психолог
  • Смирнова (Чиркова) Екатерина Викторовна, педагог-психолог

и Ладыженская Галина Николаевна, учитель-дефектолог ГОУ ЯО Рыбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2.

Актуальность, научная и практическая значимость.

В настоящее время повышается общественная значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии, обучении и социальной адаптации. Одной из таких служб, занимающей важное место в системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и успешно апробированной и внедренной в различных регионах России, стала психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК). ПМПК решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты.

Несмотря на наличие регламентирующих документов, практика работы ПМПК в настоящее время сталкивается с большим количеством проблем, в том числе и методического характера. В частности, не являются общепринятыми комплекс методических средств, которые используются в практике работы комиссий, приемы анализа и интерпретации полученных результатов. В условиях выездной работы особое значение приобретает выбор наиболее диагностичных процедур, обеспечивающих получение максимально информативных результатов в ограниченный период времени. Это требует создания оперативного и простого в использовании комплекса методик, включающего средства диагностики в рамках предметного поля каждого специалиста ПМПК. Одной из организационных проблем работы ПМПК является обеспечение взаимодействия специалистов разного профиля как на этапе получения сведений о развитии ребенка, так и на этапах анализа полученных данных и составления заключения комиссии.

Задачи проекта.

Отвечая на запросы практики, авторы и составители пособия ставили перед собой следующие задачи.

  1. Описать процедуру обследования ребенка различными специалистами (врачами-психиатрами, психологами, дефектологами, логопедами), уделяя особое внимание информативным, хорошо зарекомендовавшим себя в практической работе методам и методикам.
  2. Предложить направления анализа полученных результатов и последующего их использования для составления заключения.
  3. Предоставить примеры заключений специалистов.
  4. Систематизировать и проанализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПК.
  5. Предложить комплекс методик для обследования ребенка в условиях дефицита времени.

Основное содержание работы

Практическое пособие состоит из 9 глав. Глава 1 и 2 посвящены организации и методологии обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и  нормативно-правовой базе деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Последующие главы описывают опыт работы психологов, врачей и педагогов в рамках функционирования психолого-медико-педагогической-комиссии. Последняя глава систематизирует опыт взаимодействия специалистов, в частности, влияние результатов работы профессионалов одного профиля на стратегию работы других.

Значительная часть пособия посвящена деятельности психологов в рамках работы ПМПК. Помимо традиционного для такого рода изданий перечня применяемых в обследовании методик, изложены основные принципы интерпретации их результатов и формулировки выводов. Большое внимание в данном разделе уделено началу обследования ребенка, в частности, изучению имеющейся документации и заключений специалистов, определению направлений работы психолога с учетом полученных сведений, формулировке диагностической гипотезы, выбору и последовательность применения тех или иных методов. С использованием примеров из практики работы специалистов-психологов описаны направления учета данных, полученных психиатрами (работа которых предшествует психологическому обследованию), для определения стратегии работы с испытуемыми. Далее дается описание метода беседы, наблюдения, изучения результатов деятельности, тестирования в контексте задач психологического обследования на ПМПК.

Основной объем данной части пособия посвящен последовательности и содержательной характеристике психологического обследования детей и подростков различных возрастных групп 1–3 года, 3–7 лет, 7–12 лет, 13–18 лет. Даются рекомендации, касающиеся включению в процедуру обследования элементов обучения испытуемых, преодолению трудностей работы, вызванных возможными психиатрическими отклонениями детей и подростков.

Специальное внимание авторами уделяется составлению заключения психологического обследования, его разделам и их последовательности, особенностям формулировки выводов.

Результаты.

Пособие предназначено для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и используется в настоящее время в ГУ ЯО «Центр помощи детям».


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su