Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

Реабилитационная программа для родителей с детьми-инвалидами «Подари ребенку счастье» (программа психологической реабилитации)


Программа предназначена для работы с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации, связанной с воспитанием детей с ограниченными возможностями. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, родители часто начинают задавать себе вопросы «Почему это произошло со мной?», «Почему мой ребенок не такой как все?» и др., что свидетельствует о начале развития депрессивного состояния внутри себя. Детям, не способным самостоятельно преодолеть жизненные трудности, необходима помощь, в первую очередь, близкого социального круга — семьи. Но, как показывает практика, не всегда семья готова не только помочь ребенку, но и взрослые члены семьи нуждаются в помощи, в первую очередь, психологической.

В соответствии с ФЗ №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающаяся жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В процессе воспитания таких детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, родители часто сами подвергаются стрессам, эмоциональным срывам, что зачастую приводит к нервному истощению, агрессии, негативным выплескам. Это становится причиной семейных конфликтов, нарушения взаимопонимания и взаимоотношений между членами семьи (между родителями, между родителями и детьми). И, как правило, каждый из них использует неверные способы и методы разрешения конфликтных ситуаций, что приводит еще к более серьезным последствиям.Таким родителям нужна помощь специалиста.

Цели и задачи.

Цель и задачи программы — оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция их эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции психического состояния и методам управления конфликтами в семье.

Реализация программы.

В программу включены занятия, направленные на психологическую поддержку родителей, самопознание и самоанализ, психокоррекцию, тренинги-релаксации, занятия с использованием инструментов техники медиации.

Медиативные технологии активно используются в США с 70-х годов как метод конструктивного урегулирования конфликтов. В России этот метод пока является, если не инновационным, то, несомненно, новым. Процедура медиации проводится с участием третьего независимого лица, т.е. медиатора (посредника) и направлена на разрешение конфликтной ситуации цивилизованным способом, на достижении целей, удовлетворяющие интересы обеих сторон.

Предлагаемая нами родителям, чьи дети проходят в центре комплексную реабилитацию, дает возможность родителям (лицам, их заменяющим) познакомиться и при желании научиться методам управления конфликтами в семье на основе медиативной технологии.

Программа «Подари ребенку счастье» рассчитана на 17–22 часа, в зависимости от количества участников в группе (5–7 человек).

Тематический план.

Тематика занятий

Количество часов

Организационная форма

Задачи и цели занятия

1

Организация психологического сопровождения в условиях реабилитационного центра.

1 ч

Круглый стол

  • знакомство с участниками группы
  • обсуждение организационных моментов
  • установление контакта с группой

2

Кто я?

2–3 ч

Групповой тренинг-релаксация

  • познание себя
  • коррекция эмоционально-волевой сферы.

3

Мои чувства

2–3 ч

Групповой тренинг-релаксация

  • развивать умение выражать свои чувства
  • развитие саморегуляции и самоконтроля
  • коррекция эмоционально- волевой сферы
  • снятие эмоционального напряжения.

4

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями.

Роль семьи.

2 ч

Лекция

Работа в микрогруппах

  • способствовать повышению компетентности родителей.
  • ознакомить родителей с особенностями детей с ограниченными возможностями.
  • раскрыть роль семьи в формировании личности и особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями

5

Конфликт как этап становления личности. Медиация как метод управления конфликтами.

2–3 ч

Лекция

Ролевая игра

  • раскрыть понятие «конфликт» и его роль в становлении личности
  • раскрыть понятие о медиации, как метод управления конфликтами,
  • ознакомить родителей с инструментами медиативной технологии

6

Я и ОНИ — разрешение конфликтных ситуаций с помощью инструментов медиативной технологии.

2–3 ч

Групповой тренинг

Ролевая игра

  • мотивировать родителей к обучению
  • научить родителей использовать инструменты медиативной технологии в домашних условиях, как способ управления конфликтами

7

Общаться с ребенком. КАК?

2–3 ч

Групповой тренинг

  • осознание различий внутреннего мира родителей и детей с ограниченными возможностями

8

Подари ребенку счастье

3 ч

Групповой тренинг- релаксация

  • оказание психологической и эмоциональной поддержки родителям

9

Подведение итогов

1 ч

Круглый стол

  • подвести итоги курса реабилитации для родителей

 

Программа реализуется во временных группах родителей (лиц, их замещающих), сопровождающих детей в период прохождения комплексной терапии. В работе приняли участие три группы родителей по 6 человек в каждой. Занятия проводились в сенсорной комнате (групповые тренинги) и в аудитории с использованием оборудования мультимедиа.

Результаты программы.

По окончанию курса основные цели были достигнуты, родители выражали желание принять участие в работе групп при повторном обращении в центр, большинство родителей отметили изменение своей позиции в отношениях с ребенком и с другими членами семьи, мы же с удовлетворением отмечаем стремление определенной части родителей повысить собственный уровень компетенции в общении с ребенком, по новому построить отношения, желание отказаться от гиперопеки, желание изменить и свою жизнь.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su