Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Исследование особенностей представлений единственных детей о семейных взаимоотношениях» (исследование)


Автор:
Каняфина Эльвира Галимзяновна
Нурлат, Республика Татарстан

Актуальность проекта.

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью влияния воспитательного воздействия на взаимоотношения в семье с единственным ребенком.

Ключевые слова: представления единственных детей, воспитательное воздействие, семейные взаимоотношения.

Цель и задачи исследования.

Цель работы: исследовать особенности представления единственных детей о воспитательном воздействии и его влияние на семейные взаимоотношения.

Для реализации поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:

  • сделать аналитический обзор литературы по проблеме формирования родительских позиций в период ожидания ребенка, воспитательного воздействия на ребенка в семье, особенностей воспитательного воздействия семьи в младшем школьном возрасте, особенностей воспитания единственного ребенка в семье.
  • провести психодиагностику семейных взаимоотношений и воспитательном воздействии родителей в представлениях единственных и неединственных детей.
  • выявить взаимосвязи между показателями и интерпретировать их.

Объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект исследования: представления единственных детей о взаимоотношениях в семье.

Предмет исследования: особенности влияния воспитательного воздействия на представления единственных детей о семейных взаимоотношений.

Гипотеза исследования: существуют особенности влияния воспитательного воздействия на семейные взаимоотношения в представлениях единственных детей.

Содержание работы.

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя — одно из главных направлений личностного развития взрослого развития. Трудность этой задачи в том, что он не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская любовь многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье связано с существованием двух наиболее распространенных точек зрения. Первая: единственный ребенок оказывается, более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев.

Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому, что ему не достает брата или сестры.

Для развития психики каждый ребенок требует душеного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающем миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука взрослого.

Результаты и выводы.

Мы в нашей работе делаем попытку исследовать, то, как влияют на представления о семейных взаимоотношениях единственных и неединственных детей, мальчиков и девочек родительские установки, стили семейного воспитания, т.е. то, что называется воспитательным воздействием. В результате нашего исследования нам удалось выявить различия в этих представлениях и выявить следующие особенности влияния на них воспитательного воздействия.

1. В группе единственных девочек на представления о благоприятной/неблагоприятной ситуации влияет директивность матери, враждебность отца и матери и позитивный интерес отца; на представления о тревожности в семье влияет непоследовательность отца и враждебность матери; на представления о конфликтности в семье влияет враждебность отца и матери, директивности матери и позитивный интерес отца; на представления о чувстве неполноценности в семейной ситуации влияет непоследовательность; на представления о враждебности в семейной ситуации влияет непоследовательность матери и позитивный интерес матери и отца.

2. Отличительным в группе единственных мальчиков является влияние на тревожность в семье директивности отца, и автономности матери, тогда как в группе неединственных мальчиков автономности отца, позитивного интереса отца. В группе единственных мальчиков выявлено влияние на конфликтность в семье показателя «непоследовательность отца», тогда у неединственных мальчиков «авторитарность отца». В группе единственных мальчиков влияние на чувство неполноценности в семейной ситуации показателя «позитивный интерес матери и отца», тогда как у неединственных мальчиков «враждебность отца и матери» и «автономность матери». В группе единственных мальчиков влияние на враждебность в семейной ситуации враждебности отца и матери, тогда как у неединственных мальчиков позитивного интереса и непоследовательности отца.

3. Кроме того, существуют особенности влияния воспитательного воздействия на семейные взаимоотношения в представлениях единственных девочек и мальчиков. Отличительными особенностями в в группе единственных девочек на благоприятную/неблагоприятную семейную ситуацию показателя директивность матери и враждебность отца, тогда у единственных мальчиков непоследовательность отца и позитивный интерес матери. В группе единственных девочек влияние на тревожность в семье показателей непоследовательность отца и враждебность матери, тогда у единственных мальчиков директивность отца и автономность матери. В группе единственных девочек влияние на конфликтность в семье враждебность и отца и позитивный интерес отца, тогда у единственных мальчиков директивность отца, непоследовательность отца и позитивный интерес матери. В группе единственных девочек выявлено влияние на чувство неполноценности в семейной ситуации непоследовательность отца, тогда у единственных мальчиков позитивный интерес матери и отца. В группе единственных девочек влияние на враждебность в семейной ситуации непоследовательность матери, позитивного интереса отца, тогда у единственных мальчиков враждебности отца и матери, директивности матери.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о существовании особенностей влияния воспитательного воздействия на семейные взаимоотношения в представлениях единственных детей нашло свое подтверждение.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su