Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«Век психологии: к 100-летию создания Психологического института на Моховой» (конференция, издания, исследовательский проект)


Актуальность, научная и практическая значимость проекта.

В 2012 году исполнилось 100 лет со дня создания первого научно-исследовательского Психологического института в России (ныне: ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования). Официальное торжественное его открытие состоялось 23 марта 2014 г. Построенный в 1912 году на средства С.И. Щукина, Институт был оснащен самым современным оборудованием, что во многом определило естественно-научный экспериментальный подход к исследованию психологических явлений. Все годы деятельности Институт является одним из ведущих и организующих центров развития единого профессионального психологического сообщества России.

Исследования сотрудников Института вошли в золотой фонд науки. За успехи в исследовании проблем общей и педагогической психологии 11.02.1971 г. институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. За последние 20 лет Премии Президента РФ и Правительства РФ в области образования были присуждены 14 авторским коллективам Института. Методологические подходы проверялись и подтверждались на многочисленных конференциях, съездах и симпозиумах, определяют своеобразие научного подхода Психологического института. Прежде всего, это — объединение гуманитарной и естественно-научной парадигм в психологии и понимание исключительной важности знания фундаментальных механизмов для решения прикладных психологических задач. Особое значение имеет принцип интеграции психологической науки и образования. Сформулированный проф. Г.И.Челпановым, он стал основанием для организации Института и многочисленных экспериментальных площадок по всей России.

Все исследования Института, так или иначе, направлены на решение общих для всей психологической науки фундаментальных проблем — развития, обучения, соотношения обучения и развития, индивидуальности, соотношения биологического и социального в развитии ребенка, активности субъекта, произвольной саморегуляции, способностей и одаренности, особенностей взаимодействия детей и взрослых и др.

Мероприятия, приуроченные к юбилею ФГНУ ПИ РАО, стали важным событием в жизни профессионального психологического сообщества России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья.

Основное содержание работы и ее этапы.

В рамках проекта 23–24 октября 2012 г. состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня создания Психологического института, участниками которых стало более 500 ученых России, ближнего и дальнего зарубежья (проект был поддержан РГНФ, грант № 12-06-14299/12г). 23 октября 2012 г. в Центральном доме ученых РАН прошло торжественное заседание, где с программным докладом выступил директор В.В. Рубцов, который осветил этапы развития Института за столетний период, подчеркнув важную роль Г.И. Челпанова как основателя этого учреждения. В адрес собрания поступили приветственные адреса от руководства страны и многих психологических центров России и зарубежья, где подчеркивалось огромное значение деятельности Психологического института в консолидации сил профессионального психологического сообщества. Выступавшие ученые Италии, Польши, Болгарии, Украины подтвердили большую роль Института в укреплении международного сотрудничества в области психологии. Участники собрания могли познакомиться с печатными материалами, вышедшими по случаю 100-летнего юбилея института (титульные листы прилагаются):

  • Век психологии: К 100-летию Психологического института РАО. 1912-2012: сб. науч. тр. / под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб., 2012. 56 п.л.
  • Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования. К 100-летию со дня основания / под ред. и составление Е.П. Гусевой и О.Е. Серовой. СПб., 2012. 20 п.л.
  • Альманах Научного архива Психологического института: Челпановские чтения-2012. Юбилейный выпуск к 150-летию со дня рождения Г.И. Челпанова / под ред. Е.П. Гусевой, О.Е. Серовой, В.И. Козлова. Вып. 5. М., 2012. 25 п.л.
  • Святоотеческая психология: направления исследований и опыт работы за 5 лет: Обзор материалов научно-практических конференций 2007–2011 гг. XX Международные Рождественские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Москва, 24.01.2012 / сост., науч. ред. О.Е. Серовой, Е.П. Гусевой. М., 2012. 15 п.л.
  • Челпанов Г.И. Собрание сочинений Т. I. Кн. 1-2. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности / сост. и отв. ред. О.Е.Серова, Е.П.Гусева. М., 2011. 30 п.л.
  • Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог: Научные доклады и статьи. XIX Международные Рождественские образовательные чтения. Москва, 25-26.01.2011 / Отв. за вып. митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, проф. В.В. Рубцов. М., 2012. 10 п.л.

Во второй день, 24 октября 2012 г., работа конференции продолжилась в стенах Института на Моховой. Конференцию открыл директор В.В. Рубцов, с докладами выступили руководители подразделений и лабораторий (программа прилагается). Также участников конференции приветствовали руководители психологических центров и вузов страны. Проведенные мероприятия были освещены в СМИ и интернете.

В 2011–2012 г. был осуществлен научно-исследовательский проект, посвященный исследованиям по проблеме психологии чтения и грамотности в 100-летней истории Психологического института Российской академии образования (1912-2012 г.) (грант РГНФ № 11-06-00646а, рук. Н.Л. Карпова). В результате подготовлена Хрестоматия «Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет» / Под ред. Н.Л.Карповой, Г.Г.Граник, М.К.Кабардова (29 п.л.) (титульный лист прилагается).

Таким образом, проведенные за два года подготовки к 100-летию создания первого Психологического института в России мероприятия позволили: 1) проанализировать ключевые моменты, связанные с формированием научных школ и направлений Института, показать их развитие и преемственность; 2) подготовить издания для научной психологической общественности страны; 3) провести юбилейную научную конференцию, подтвердившую значимость деятельности Психологического института для развития единого профессионального сообщества России.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su