Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Особенности оценки трудной жизненной ситуации у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности» (научно-исследовательская работа)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость.

Каждый день человек переживает различного рода ситуации. Привычные события, могут сменяться такими, которые нарушают баланс, гармонию взаимодействия самого человека с окружающей средой, обществом. В настоящее время представляется актуальным рассмотрение и изучение особенностей оценки трудных жизненных ситуаций, которые обуславливают поведение человека, в частности студента в трудной жизненной ситуации. Зачастую именно юноши и девушки переживая драматические события, испытывают чувства неспособности справляться с трудностями, так как еще недостаточно сформированы в личностном плане.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении представлений об оценке трудных жизненных ситуаций, с точки зрения когнитивного подхода, результаты исследования расширяют и углубляют существующие теоретические представления о самоэффективности и особенностях оценки трудных жизненных ситуаций.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты об особенностях оценки трудных жизненных ситуаций в зависимости от уровня самоэффективности, могут быть использованы психологами службы психологической поддержки колледжа, в консультационной практике при прогнозировании результатов успеваемости студентов, при анализе причин того или иного поведения обучающихся, результаты полученные в ходе исследования уровня самоэффективности дают возможность более эффективно спланировать работу в коррекционнном направлении.

Основное содержание работы (или ее этапы).

Цель работы: изучить особенности оценки трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности.

Этапы работы:

  1. Теоретический анализ оценки трудной жизненной ситуации студентами с различным уровнем самоэффективности
  2. Эмпирическое исследование особенностей оценки трудной жизненной ситуации студентами с различным уровнем самоэффективности

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования удалось рассмотреть вопросы о сущности и особенностях трудных жизненных ситуаций их оценке, самоэффективности, что позволило сделать вывод о том, что это ключевые понятия в психологии стресса и адаптации.

Рассмотрев проблему оценки трудных жизненных ситуаций, ситуационный подход Р.Лазаруса можно отметить, что существует три типа когнитивной оценки, которые влияют на процесс преодоления:

  • первичная (оценивается степень воспринимаемой угрозы);
  • вторичная (оцениваются методы с помощью которых можно повлиять на негативные события и их исход);
  • переоценка (основывается на обратной связи от результата взаимного сопоставления первых двух оценок).

В юношеском возрасте, типичными затруднительными ситуациями, в жизни практически каждого студента, представителя юношеского возраста являются, так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» — повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания, например, ссора с товарищем, ответ на экзамене, финансовые трудности, проблемы со здоровьем и др.

Эмпирическое исследование включало ряд диагностических процедур с использованием методик «Шкала самоэффективности» (SES) Шерер, Мэддокс, «Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС)» Н. Водопьянова, осуществлен тщательный анализ результатов исследования особенностей оценки трудных жизненных ситуаций студентами колледжа с различным уровнем самоэффективности. Для выявления статистически достоверных различий в оценке трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем общей самоэффективности был использован критерий U Манна — Уитни. Завершающим этапом исследования стало выявление взаимосвязи между показателями самоэффективности и оценкой трудных жизненных ситуаций студентами 4 курса колледжа. Для этого мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона (rxy).

Результаты и выводы.

В ходе эмпирического исследования нам удалось решить ряд задач:

  1. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей оценки трудных жизненных ситуаций студентами колледжа, а так же исследование уровня самоэффективности.
  2. Провести первичную количественную и качественную обработку результатов по методикам.
  3. Выявить статистически достоверные различия в оценке трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности.
  4. Установить взаимосвязь между показателями общей и социальной самоэффективности и оценкой трудных жизненных ситуаций у студентов с различным уровнем общей самоэффективности

Проведя эмпирическое исследование, мы обнаружили особенности в оценки трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем общей и социальной самоэффективности. Эти особенности выражаются в степени компетентности оценивания трудных жизненных ситуаций студентами с различным уровнем самоэффективности.

Кроме этого нами были установлены значимые различия в оценке трудных жизненных ситуаций «Неудачно сданный экзамен грозит исключением из колледжа», «Разборки в компании, шантаж», «Ограбление и материальные потери» у студентов с низким и высоким уровнем общей самоэффективности. А также значимые различия в оценке ситуаций «Неудачно сданный экзамен грозит исключением из колледжа», «Болезнь во время ответственного периода», «Нужда в деньгах» у студентов с высоким и низким уровнем социальной самоэффективности.

Таким образом, можно сказать что цель, поставленная в начале исследования реализована, и гипотеза о том, что существуют особенности оценки трудных жизненных ситуаций у студентов с различным уровнем самоэффективности, могут наблюдаться различия в оценке трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности, существует взаимосвязь между оценкой трудных жизненных ситуаций студентов и их показателями самоэффективности, подтверждена.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su